Замещение руководящих должностей

Резерв для замещения руководящих должностей и работа с ним

Сегодня естественный процесс движения руководителей по ступеням карьеры недостаточен и должен дополняться искусственным их «выращиванием» с помощью резерва для замещения вакантных должностей.

Под резервом понимается специально отобранная целевая группа руководителей, специалистов (а на предприятиях — даже рабочих), достигших положительных результатов в профессиональной деятельности, проявляющих склонность и интерес к управлению и удовлетворяющих определенным требованиям. Задачи, решаемые резервом:

  • выявление и изучение сотрудников, способных занять должности;
  • подготовка и воспитание руководителей;
  • обеспечение планомерного замещения вакансий, непрерывности руководства;
  • минимизация элементов случайности в кадровой работе и пр.

Для комплектования и подготовки резерва выделяются ответственные лица.

Процесс формирования резерва и работа включают несколько стадий.

На первой стадии осуществляется прогноз развития основных направлений деятельности фирмы, изменения ее организационной и управленческой структуры на ближайшую и отдаленную перспективу.

Они задают качественный, количественный и структурный аспекты резерва:

  • изменения совершенствования структуры органов управления;
  • появления новых подразделений;
  • текучести кадров по должностям и открывающихся вакансий;
  • примерного выбытия из состава резерва.

На второй стадии определяется конкретная должностная структура резерва.

Последний целесообразно создавать для всех руководящих должностей фирмы и ее подразделений, прежде всего ключевых (если компания не может сформировать команду будущих руководителей из числа своих сотрудников, это признак ее слабости). Структура резерва строится по трем уровням управления — высшему, среднему и низшему — в соответствии с утвержденной номенклатурой должностей. На третьей стадии устанавливается оптимальная численность резерва с учетом:

  • фактического количества подготовленных руководителей каждого уровня;
  • прогноза потребности в руководящих кадрах на ближайшую и отдаленную перспективу в результате изменения и совершенствования аппарата управления, появления дополнительных административных должностей, сокращения штатов;
  • числа потенциальных вакансий, связанных с уходом на пенсию;
  • ожидаемого выбытия по разным причинам из состава резерва.

В результате определяется величина текущей и перспективной потребности в резерве.

На каждую должность в резерве желательно иметь как минимум двоих кандидатов (второй всегда необходим для избежания случайностей и стимулирования к совершенствованию первого).

Но работать с большим резервом трудно, а низкая вероятность назначения на должность снижает мотивацию.

На четвертой стадии формируется совокупность требований к кандидатам. Эти требования разделяются на основные, обусловленные спецификой организации (компетентность, личностные качества, навыки), и дополнительные.

Дополнительными требованиями часто являются минимальный общий стаж, опыт работы в качестве руководителя либо специалиста в соответствующих подразделениях (исследовательских, штабных и пр.), а также во временных проектных группах. Иногда речь идет о состоянии здоровья, наличии предпринимательской практики.

Обо всех требованиях, которые будут предъявлены, работника необходимо ставить в известность.

На пятой стадии осуществляется поиск кандидатов путем изучения анкет, характеристик, итогов аттестации, бесед, текущих наблюдений с учетом соответствия кандидатов требованиям должности (рабочего места), их личных пожеланий и объективных склонностей к управленческой деятельности. При этом надо учитывать, что не все могут быть руководителями, не бояться «пятен» в биографии, принимать во внимание семейные обстоятельства.

Необходима специальная программа выявления сотрудников с высоким потенциалом роста и продвижения, который характеризуется не степенью подготовленности в настоящий момент, а возможностями в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, личностных качеств, уровня заинтересованности. В число перспективных кадров включаются лица, которые заинтересованы в служебном росте и с вероятностью более 0,5 могут быть назначены на руководящие должности; затем устанавливается, кто из них имеет большие шансы стать руководителем, и обстоятельно изучаются данные работника — сначала анкетные, затем остальные.

На шестой стадии происходит отбор лиц, зачисляемых в резерв (с заключением соответствующих договоров). Решение обычно принимается после собеседования, которое выявляет стремление работать на руководящей должности, умение планировать свою работу, решать проблемы в сжатые сроки, подготовленность, квалификацию и пр. Для доминантных личностей выдвижение в резерв имеет большое мотивирующее значение.

На практике придерживаются следующих принципов отбора:

  • соответствие кандидата типу резерва и должности, общим и профессиональным требованиям;
  • «открытость» списка, зачисление в состав резерва максимального количества способных людей;
  • исключение привилегий и протекций;
  • перспективность (требует установления возрастного ценза для определенных категорий должностей или учета времени, остающегося до наступления пенсионного возраста, и состояния здоровья, определения необходимого периода работы в должности, наличия инновационного потенциала).

Возраст кандидатов в резерв зависит от должности. В соответствии с отечественной практикой в состав резерва включаются мужчины до 45 и женщины до 40 лет (обычно на средние управленческие должности — до 30 лет). В США для руководителей среднего звена он равен 25–30 годам, максимум 35 лет. Регламентация возраста руководителя необходима там, где без механизма конкурентного отбора сложно определить четкие критерии эффективной деятельности и требуемые от сотрудника результаты.

При зачислении в резерв прежде всего учитывают то, как человек справляется с текущей работой (контроль этого осуществляется непосредственными руководителями и основан на индивидуальном плане работы). Для менеджеров речь идет о степени достижения целей организации или подразделения; для специалистов — об исполнительности, творческом подходе, сложности и своевременности выполнения заданий.

Седьмая стадия формирования резерва состоит в оценке профессиональных знаний, навыков и опыта претендентов, их соответствия должности. Включать в резерв людей, непригодных для руководящей работы, недопустимо.

Процедура отбора в резерв должна быть регламентирована, согласована с процедурами выдвижения и назначения. Иногда ее целесообразно осуществлять в виде конкурса.

Оценка осуществляется в виде экзамена, собеседования или экспертным путем на основе средней степени выраженности у них требуемых качеств. Восьмой стадией формирования резерва является принятие первым лицом решения о включении сотрудника в его состав.

Исключение из резерва происходит им же с учетом возраста, состояния здоровья, неудовлетворительных результатов, показанных в течение пребывания в резерве. Таким образом, резерв регулярно пересматривается и обновляется. Делают это обычно на основе анализа его состава и расстановки кадров в IV квартале.

При принятии окончательного решения учитываются:

  • профессиональные характеристики субъектов;
  • выводы и рекомендации последней аттестации и специальных оценок;
  • мнения непосредственных руководителей и коллег;
  • степень заинтересованности оставаться в составе резерва;
  • личностный, профессиональный и инновационный потенциал;
  • вероятность появления вакансий;
  • характер подготовки;
  • соответствие общим и профессиональным требованиям будущей должности;
  • перспективность (остающееся до пенсии время);
  • рабочие показатели;
  • способность к обучению;
  • наличие необходимых деловых качеств.

В резерве выделяют две группы:

  • преемников или дублеров — кандидатов на замещение определенных ключевых должностей, готовых приступить к работе немедленно или в ближайшем будущем (не более 3 лет), что требует их конкретной подготовки (оперативный резерв, или резерв функционирования);
  • молодых сотрудников с лидерскими наклонностями, которые могут занять эти должности в перспективе, вплоть до 20 лет и более (стратегический резерв).

Понятно, что работа с представителями каждой группы происходит неодинаково. Так, для сотрудников второго типа она не является целевой, а в основном решает задачи формирования общей культуры, корпоративного духа, управленческих знаний, необходимых для занятия любой руководящей должности в будущем.

Читайте так же:  Оплата кредиторской задолженности прошлых лет

На каждого кандидата в резерв составляется личный план работы, что позволяет индивидуализировать и ускорить подготовку к занятию должности.

Периодически (не реже раза в год) должна производиться оценка достигнутых результатов и корректировка плана работы.

Разделами плана работы с резервом являются теоретическая подготовка, замещение руководителя в период отсутствия, участие в решении организационных вопросов, стажировки, формирование навыков общения.

После того как резерв сформирован, с ним под контролем администрации начинается интенсивная работа. Она осуществляется адресно, с учетом их личных особенностей, в условиях состязательности, смены видов деятельности, что дает возможность изучить способности кандидата к различным видам труда. Подготовка бывает профессиональной (общей, специальной) и социально-психологической.

Так, для линейных руководителей считается целесообразной работа со студентами старших курсов, молодыми специалистами (в период их испытательного срока, стажировки и пр.), молодыми (2–3 года стажа) руководителями низового звена, глубокое знакомство со всеми сторонами деятельности организации и отрасли, умение действовать в экстремальных ситуациях.

В настоящее время ведущим фактором формирования менеджера является личный опыт руководящей работы. В процессе его приобретения ключевыми моментами являются общие способности, окружение, личность наставника, содержание самой деятельности в определенной должности в соответствии с профессиональными требованиями, случайности.

Примерное содержание подготовки резерва:

  • задания по изучению и решению конкретных производственных проблем, причин образования «узких» мест, выработка и публичная защита рекомендаций по их устранению;
  • привлечение к проверкам и оказанию помощи другим подразделениям;
  • временное замещение и горизонтальное перемещение;
  • индивидуальная работа под началом вышестоящего руководителя;
  • стажировка в должности в своей и чужой фирме, в том числе за рубежом;
  • обучение в специальных центрах;
  • краткосрочные (3–5 дней) семинары;
  • школы и курсы молодых специалистов без отрыва от производства;
  • школы руководителей, обучающихся по индивидуальным программам без отрыва от производства;
  • тематические курсы на предприятии с полным отрывом от производства до двух недель, или в течение длительного срока без отрыва от основной деятельности;
  • постоянно действующие тренинги для менеджеров разных уровней;
  • самостоятельное обучение по индивидуальной программе;
  • работа в составе комитетов, комиссий; участие в научно-техническом творчестве, совещаниях, симпозиумах.

Отбор кандидатов из резерва для назначения на должность происходит конфиденциально с учетом:

  • соотнесения их индивидуальных характеристик с идеалом;
  • результатов работы в настоящей и прежней должностях;
  • итогов участия в конкурсах, тестирования, аттестации;
  • мнения руководителя;
  • степени внутренней готовности занять должность;
  • возраста, творческого потенциала;
  • оценки усилий по подготовке к занятию должности, преодолению недостатков;
  • повышения квалификации, профессиональной подготовки, общей эрудиции.

Кто именно из состава резерва будет назначен на должность, хранится в тайне до последнего момента. Но следует учитывать, что во время пребывания в резерве (2–5 лет) работники проходят основательную подготовку к руководящей работе и должны быть соответственно использованы. Количественную характеристику состояния работы с кадровым резервом могут дать следующие основные показатели:

Эффективность подготовки руководителей организации = Число ключевых должностей за период, занятых представителями резерва _________________________________________ Число освободившихся должностей за период
Текучесть резерва = Число резервистов, покинувших организацию в течение периода _________________________________________ Среднее число резервистов за период
Средний срок пребывания в резерве = Сумма лет пребывания в резерве до занятия должности ___________________________________________ Число лиц состава резерва, занявших должность
Готовность резерва = Число ключевых должностей, имеющих преемников ___________________________________________ Общее число ключевых должностей

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8987 —

| 7271 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/4_14301_rezerv-dlya-zameshcheniya-rukovodyashchih-dolzhnostey-i-rabota-s-nim.html

Управление кадровым резервом

Кадровый резерв — это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности, а также часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации.Наличие резерва кадров позволяет обеспечить замещение вакантных должностей в случае смерти, болезни, отпуска, командировки и увольнения работников. Формирование резерва кадров осуществляется на основе профессионального отбора кадров, результатов аттестации персонала, философии организации, изучения личных дел сотрудников, штатного расписания, планов карьеры работников.

Следует различать резерв на выдвижение и резерв руководителей.

Резерв на выдвижение — группа работников данного трудового коллектива, каждый из которых по результатам деятельности зарекомендовал себя как способный и заслуживающий дальнейшего продвижения по служебной лестнице.

Резерв руководителей — группа сотрудников организации, обладающих потенциалом для занятия в перспективе руководящих должностей и выделенная в результате формального процесса отбора. Организация проводит целенаправленную работу по развитию и подготовке сотрудников, вошедших в эту группу, к занятию новых должностей.

Наличие резерва позволяет заранее на плановой, по научно и практически обоснованной программе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовать обучение и стажировку специалистов, включенных в резерв, рационально их использовать на различных направлениях и уровнях в системе управления.

По своему качественному и количественному составу резерв руководящих кадров должен отвечать действующим организационно-штатным структурам с учетом перспектив их развития.

Резерв создается на все без исключения должности руководителей, осуществляющих функции управления на конкретном уровне.

Формирование резерва проводится на основе выводов аттестационных комиссий, базирующихся на объективной всесторонней оценке информации о деловых и личностных качествах кандидатов на руководящие должности. При этом в основу выводов таких комиссий должен быть положен, в свою очередь, анализ конкретных результатов профессиональной деятельности специалистов, достигнутых на различных этапах их работы в системе управления. Особое внимание при этом уделяется уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки, организаторским и аналитическим способностям, чувству ответственности за результаты работы, целеустремленности, умению обосновывать и принимать самостоятельные, ответственные решения. При выдвижении в резерв учитываются результаты оценки знаний кандидатов, полученных в ходе обучения в системе повышения квалификации, заключения по итогам стажировок, тестирований и т.п., а также физическое состояние, способность переносить дополнительные нагрузки.

Работа по формированию резерва складывается из следующих этапов.

1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров.

2. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение.

3. Определение кандидатов в резерв.

4. Принятие решения о включении в резерв.

5. Согласование списка кандидатов, включенных в резерв, с вышестоящими организациями.

Планирование и организация работы с резервом кадров

Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправленный, системный и плановый характер. Организация этой работы направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельности на новом, более высоком уровне.

В систему этой работы входят:

• учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства;

• стажировка в должности, на которую зачислен в резерв;

• временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков;

Читайте так же:  Восстановление благоустройства после проведения земляных работ

• выезды в другие организации в целях изучения положительного опыта;

• участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации;

• участие в проверках производственной деятельности организаций и их подразделений;

• участие в подготовке и проведении конференций, семинаров и совещаний.

Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующиеим мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников. Основой планирования кадрового резерва для выдвижения на управленческие должности организации является подробный учет руководящих должностей, включая и те, которые станут вакантными в ближайшее время, и составление списка кандидатов на замещение по каждой должности.Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения должностей, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций.

Структура плана работы с резервом руководящих кадров

Таблица 6.6 РАЗДЕЛЫ ПЛАНА РАБОТЫ С РЕЗЕРВОМ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8586 —

| 8158 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_18650_sistema-sluzhebno-professionalnogo-prodvizheniya.html

Порядок замещения должности руководителя: назначение, избрание, замещение на конкурсной основе

В последнее время при возникновении трудовых правоотношений в нормах права закрепляется такое понятие как “представление”. Так, в п.7 Типового положения о городском (городов областного и районного подчинения) управлении (отделе) земельных ресурсов, утвержденного Постановлением КМУ №930 от 7 августа 1996г., содержится норма, согласно которой назначение начальника управления осуществляется председателем Госкомзема по представлению, внесенному в установленном порядке начальником областного управления земельных ресурсов [41,7].

Как видим, акту представления придается такое значение, как и акту назначения на должность, о чем свидетельствует, в частности, указание о строгом соблюдении порядка представления. Данная норма также подтверждает наличие двух самостоятельных элементов волеизъявления работодателя, без наличия обоих невозможно возникновение указанных правоотношений.

Что качается избрания руководителя предприятия, то такая правовая форма замещения должности характерна для хозяйственных обществ и их предшественников — кооперативов, а также государственных органов.

Выбор на должность, как основание возникновения трудовых правоотношений, могут осуществляться двумя путями: проведением прямых или представительными органами выборов или путем конкурсного подбора кадров.

Избрание на выборную должность представляет собой наиболее демократический порядок замещения руководящих должностей в различных хозяйственных обществах, а также в государственных органах. Особенностью этого основания возникновения трудовых правоотношений является опять же то, что лица или органы, проводящие избрание, как правило, не относятся к субъектам этих трудовых правоотношений.

Лица, избранные на определенные должности в своей деятельности обычно подконтрольны избравшим их органам и периодически должны перед ними отчитываться.

Любопытно, что этот порядок применялся ранее и для замещения должностей руководителей государственных предприятий, его закрепили постановление ЦК КПСС, Совета Министерства СССР и ВЦСПС от 8 марта 1988г. № 174 и рекомендация с аналогичным названием, которые действовали в течение почти трех лет. Это было в духе того перестроечного времени, когда начинались активные процессы демократизации общества, однако вскоре учеными и практиками был сделан вывод о нецелесообразности выборов руководителей предприятий трудовыми коллективами, в качестве аргументов приводились неспособность рядовых работников объективно оценить деловые качества кандидата на должность руководителя, то, что при выборе работники исходят в основном из личностных симпатий или антипатий к руководителю, а также высказывались опасения по поводу возможной фальсификации результатов выборов и т.п.

Особым порядком подбора работников на должности является конкурс. В научной литературе этот вопрос разрабатывался такими учеными как Л.И. Лозор [42,1-30], [43,1-30], Л.В. Соловьева [44,121-123] и др. Конкурс позволяет отобрать для замещения определенной должности лучшего из претендентов. При конкурсе право подбора работников принадлежит не руководителю предприятия, учреждения, организации, а коллективному органу, который путем голосования решает вопрос, кто же из претендентов наиболее отвечает требованиям этой должности.

Конкурсный порядок замещения должностей практикуется в научно-исследовательских учреждениях, театрально-зрелищных организациях, применяется для замещения должностей педагогических работников вузов и на государственной службе.

Но избрание по конкурсу — это еще не заключение трудового договора. Это — лишь основание для его заключения. Руководитель предприятия, учреждения, организации при наличии процедурных нарушений порядка проведения конкурса может отменить его результаты и начать новый конкурс.

Более детально механизм проведения конкурса я хотела бы проиллюстрировать на примере Положения о порядке работы постоянной конкурсной комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей председателей правления ОАО [45,248-252].

Целью положения является обеспечение конкурентности, справедливости, непредубежденности при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей правления ОАО. Действие этого Положения распространяется на ОАО, созданные в процессе приватизации и корпоратизации, до проведения первого общего собрания акционеров, а также по решению общего собрания акционеров до реализации 50% акций ОАО.

Количество членов комиссии не может быть меньше пяти, возглавляет ее Председатель Национального агентства Украины по управлению государственными корпоративными правами (далее — Агентство) или его заместитель. Персональный состав комиссии утверждается приказом Агентства.

рассмотрение документов относительно предложенных кандидатур и программы деятельности кандидатов на должность председателя правления ОАО;

проведение конкурсного отбора кандидатур на замещение вакантных должностей — председателей правления;

представлять выводы относительно программ, представленных кандидатами, и выводы относительно назначения кандидата на должность председателя правления ОАО;

определять сроки проведения конкурсов, подводить их итоги и осуществлять публикации;

приглашать, в случае необходимости, на свои заседания представителей органов исполнительной власти, членов наблюдательных советов ОАО и других заинтересованных лиц;

при необходимости привлекать к работе в комиссии с правом совещательного голоса работников Агентства;

требовать от кандидатов, в случае необходимости, предоставления дополнительной информации относительно положений своей программы;

приглашать при необходимости к рассмотрению программ, представленных кандидатами, независимых экспертов;

принимать решения относительно отбора кандидатов на должность, в соответствии с представленными документами, заочно;

Участником конкурса может быть физическое лицо, имеющее соответствующий уровень профессиональной подготовки и опыт практической работы.

Для участия в конкурсе подаются:

заявление об участии в конкурсе;

заполненный в установленном порядке личный листок по учету кадров с наклеенной фотографией;

автобиография, написанная собственноручно;

план работы на должности председателя правления ОАО;

программа улучшения финансово-экономического состояния ОАО;

письма-представления из организаций, которые рекомендуют участника (при наличии).

Решение об определении победителя конкурса принимается на основании результатов голосования членов комиссии простым большинством голосов, о чем составляется соответствующий протокол. При равном количестве голосов, голос председателя является решающим.

Протокол, подписанный членами комиссии, является основанием для заключения Агентством контракта и издания приказа о назначении участника, прошедшего конкурс, на должность председателя правления ОАО.

Читайте так же:  Виды дисциплинарных взысканий сотрудников
Видео (кликните для воспроизведения).

Итоги проведения конкурса в пятидневный срок после утверждения протокола Председателем Агентства предоставляются для опубликования в “Украинской инвестиционной газете”.

Итак, конкурс — наиболее эффективный способ выявления необходимых работодателю профессиональных качеств и личностных качеств будущего руководителя предприятия, учреждения, организации. Он позволяет работодателю в условиях повышенного предложения выбрать работника из числа претендентов в соответствии с необходимыми деловыми качествами. К тому же сознание того, что твои деловые качества могут быть оценены на конкурсной основе до заключения трудового договора (контракта), а не после (когда работодателю фактически невозможно будет расторгнуть его по несоответствию деловых качеств), заставит претендентов повышать свой профессиональный уровень в соответствии с повышающимися требованиями.

На Украине проведение конкурса при приеме на работу предусмотрено лишь для некоторых категорий работников. Не вижу причин, не позволяющих распространить этот порядок на всех руководящих работников, предусмотреть его в КЗоТ, сделать объектом локального регулирования.

Относительно назначения на должность, которое применяется в основном в государственных предприятиях, учреждениях, организациях, а также в госорганах, хочу сделать вывод, что

Элементы — волеизъявления в фактических составах — основаниях возникновения трудовых правоотношений играют роль согласования. Оценки, контроля процесса отбора кадров, позволяют учесть интересы и потребности различных уполномоченных субъектов. Использование конструкций фактических составов с элементами — волеизъявлениями, в частности, дает возможность обеспечить баланс интересов между различными ветвями власти, между центральными и местными органами власти или органами самоуправления в сфере реализации кадровой политики государства.

Источник: http://vuzlit.ru/156441/poryadok_zamescheniya_dolzhnosti_rukovoditelya_naznachenie_izbranie_zameschenie_konkursnoy_osnove

Замещение руководящих должностей

от 12 декабря 2008 года N 1541

О кадровых резервах для замещения вакантных должностей руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

(с изменениями на 30 июля 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2018 года N 35 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 29.01.2018);
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июля 2018 года N 620 (вступило в силу с 1 января 2019 года).
____________________________________________________________________

1. Утвердить Положение о кадровых резервах для замещения вакантных должностей руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — Положение).

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга обеспечить в соответствии с Положением формирование кадровых резервов для замещения вакантных должностей руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — кадровые резервы), а также постоянную работу с лицами, включенными в кадровые резервы.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга — руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Говорунова А.Н.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 января 2018 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2018 года N 35.

Положение о кадровых резервах для замещения вакантных должностей руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Санкт-Петербурга
от 12 декабря 2008 года N 1541

(с изменениями на 30 июля 2018 года)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования кадровых резервов для замещения должностей руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении Комитета по здравоохранению, Комитета по физической культуре и спорту, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также за исключением государственных учреждений здравоохранения, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга (далее — кадровые резервы), и организацию работы с ними.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июля 2018 года N 620.

1.2. В кадровые резервы включаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, стаж работы по специальности не менее пяти лет, а также опыт работы на должностях руководителей государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций либо их структурных подразделений не менее трех лет.

1.3. Лица, включенные в кадровые резервы, назначаются на должность руководителя государственного унитарного предприятия, находящегося в ведении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (далее — ГУП), либо государственного учреждения, находящегося в ведении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (далее — ГУ), в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

2. Порядок формирования кадровых резервов

2.1. Организация подбора кандидатов для включения в кадровые резервы (далее — кандидаты) и формирования кадровых резервов осуществляется руководителем исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (далее — исполнительный орган), в ведении которого находится ГУП или ГУ.

2.2. Ведение кадровых резервов осуществляется кадровыми службами исполнительных органов (далее — кадровые службы).

2.3. При подборе кандидатов должны учитываться следующие сведения:

образование, уровень профессиональной подготовки кандидата;

замещаемая должность;

результаты служебной, профессиональной деятельности;

профессиональные и личные качества.

2.4. Сведения о лицах, включенных в кадровые резервы на основании правового акта исполнительного органа, вносятся кадровыми службами в список лиц, включенных в кадровый резерв (далее — список кадрового резерва), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

2.5. Включение в кадровые резервы для замещения должностей руководителей ГУП или ГУ, за исключением государственных унитарных предприятий или государственных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, осуществляется с согласия лица, подлежащего включению в кадровый резерв, по согласованию с вице-губернатором Санкт-Петербурга, координирующим и контролирующим деятельность соответствующего исполнительного органа.

2.6. Включение в кадровые резервы для замещения должностей руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, осуществляется с согласия лица, подлежащего включению в кадровый резерв, по согласованию с руководителем исполнительного органа, координирующего деятельность администраций районов Санкт-Петербурга в соответствующей сфере, и с учетом мнения вице-губернатора Санкт-Петербурга, координирующего и контролирующего деятельность указанного исполнительного органа.

2.7. Включение в кадровые резервы оформляется правовыми актами исполнительных органов.

3. Организация работы с кадровыми резервами

3.1. Работа с кадровыми резервами организуется руководителем исполнительного органа и включает в себя следующие мероприятия:

ознакомление с профессиональными, деловыми и личностными качествами лиц, включенных в кадровые резервы, анализ результатов их работы;

подбор новых кандидатур для включения в кадровые резервы в соответствии с настоящим Положением.

3.2. В целях подготовки к замещению должности руководителя ГУП или ГУ составляется индивидуальный план подготовки лица, включенного в кадровый резерв, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению, утверждаемый руководителем исполнительного органа (далее — индивидуальный план подготовки).

3.3. В индивидуальном плане подготовки предусматриваются:

конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение лицом, включенным в кадровый резерв, теоретических и практических знаний, необходимых для замещения должности руководителя ГУП или ГУ;

срок выполнения указанных мероприятий;

отметка о выполнении указанных мероприятий.

3.4. Индивидуальный план подготовки может включать в себя:

мероприятия по изучению лицом, включенным в кадровый резерв, основ организации управления, экономики и законодательства в сфере деятельности ГУП или ГУ;

Читайте так же:  Муж работает в газпроме как истребовать алименты

участие лица, включенного в кадровый резерв, в работе конференций, совещаний, семинаров, проводимых по направлениям деятельности ГУП или ГУ;

мероприятия по самостоятельной профессиональной подготовке лица, включенного в кадровый резерв.

3.5. В конце каждого календарного года в исполнительном органе проводится анализ работы с кадровым резервом.

3.6. Кадровые службы ежегодно уточняют данные о месте работы и замещаемой должности лиц, включенных в кадровый резерв, обновляют сведения о них.

4. Исключение из кадровых резервов

4.1. Исключение из кадровых резервов производится в следующих случаях:

4.1.1. На основании личного заявления лица, включенного в кадровый резерв.

4.1.2. После назначения лица, включенного в кадровый резерв, на должность руководителя ГУП или ГУ.

4.1.3. После повторного отказа лица, включенного в кадровый резерв, от предложения о назначении на вакантную должность руководителя ГУП или ГУ.

4.1.4. В случае прекращения трудового договора и увольнения лица, включенного в кадровый резерв, по основаниям, предусмотренным в пунктах 3, 5-11 статьи 81, пунктах 4, 5, 8 статьи 83, пунктах 1 и 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.1.5. В случае прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения государственного гражданского служащего, включенного в кадровый резерв, по основаниям, предусмотренным в пунктах 13 и 14 части 1 статьи 33; пунктах 1-7 части 1 статьи 37; пунктах 1-3 части 2 статьи 39, пункте 1 части 1 статьи 40, статье 41 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

4.1.6. В случае невозможности уточнить в течение года данные о лице, включенном в кадровый резерв, и обновить сведения о нем в соответствии с пунктом 3.6 настоящего Положения.

4.1.7. В случае признания лица, включенного в кадровый резерв, полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением.

4.1.8. В случае признания лица, включенного в кадровый резерв, недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

4.1.9. В случае признания лица, включенного в кадровый резерв, безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу.

4.1.10. В случае смерти лица, включенного в кадровый резерв.

4.1.11. В случае выхода лица, включенного в кадровый резерв, из гражданства Российской Федерации.

4.2. Исключение из кадровых резервов оформляется правовыми актами исполнительных органов.

Приложение 1 к Положению. Список лиц, включенных в кадровый резерв для замещения должностей руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении

Приложение N 1
к Положению о кадровых резервах для замещения
должностей руководителей государственных унитарных
предприятий и государственных учреждений,
находящихся в ведении исполнительных органов
государственной власти Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением исполнительного органа
государственной власти Санкт-Петербурга

Список лиц, включенных в кадровый резерв для замещения должностей руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении

(Наименование исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга)

Фамилия, имя, отчество

Образование (учебное заведение, год окончания, квалификация и специальность по диплому)

Ученая степень, ученое звание, год получения диплома, награды

Сведения о профессиональной переподготовке, повышении квалификации (учебное заведение, год окончания, наименование курса или специальность по диплому)

Замещаемая должность, место работы

Дата включения в кадровый резерв/дата исключения из кадрового резерва

Источник: http://docs.cntd.ru/document/891800086

Замещение руководителя

Статью подготовила руководитель отдела подбора персонала Толмачёва Диана Глебовна. Связаться с автором

Вернуться назад на Замещение

На практике нередки случаи, когда в период отсутствия руководителя организации необходимо возложить исполнение обязанностей на иное лицо. Это случаи временной нетрудоспособности руководителя, пребывания в отпуске по беременности и родам, в основном ежегодном оплачиваемом отпуске, другие ситуации, когда руководитель отсутствует, но за ним в соответствии с законом сохраняется место работы.

Законом предусмотрены различные варианты замещения временно отсутствующего работника (схема 1), однако следует отметить, что в отношении руководителя организации имеются некоторые особенности, обусловленные неординарностью его правового статуса.

Приведенные варианты замещения работника имеют много общего между собой. Также выбранный способ замещения рядового сотрудника имеет колоссальное сходство с аналогичным способом замещения руководителя организации. Все это в ряде случаев служит причиной юридических ошибок, допускаемых в ходе применения трудового законодательства на практике.

Не все предусмотренные трудовым законодательством варианты замещения временно отсутствующего руководителя подходят к конкретной ситуации.

Приведенные выше способы замещения временно отсутствующего работника существенно различаются между собой как по форме, так и по содержанию. Кроме того, не все предусмотренные трудовым законодательством варианты замещения временно отсутствующего руководителя организации могут быть реально использованы в той или иной ситуации.

В частности, перемещение, как один из способов выполнения трудовой функции отсутствующего руководителя организации, неприменимо. А такие способы исполнения обязанностей, как, например, временный перевод на другую работу, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, заключение трудового договора с другим работником на время отсутствия руководителя, применяются с учетом специфики такого субъекта трудового права, как руководитель организации.

Для того чтобы определить, какую из существующих форм временного исполнения обязанностей руководителя организации целесообразно выбрать в тех или иных обстоятельствах, необходимо учитывать следующее:

• Во-первых, проанализировать особенности, присущие каждому предусмотренному трудовым законодательством способу временного исполнения трудовых обязанностей, что, безусловно, может в ряде случаев позволить найти оптимальный вариант поведения.
• Во-вторых, нельзя забывать об особенностях правового положения руководителя, его особого назначения, той роли, которую он играет в ходе организации труда и управления им. Надо помнить, что руководитель организации является представителем юридического лица, который действует от его имени без доверенности. Поэтому необходимо учитывать установленный законом порядок передачи принадлежащих ему полномочий по осуществлению деятельности от имени юридического лица.

По общему правилу для замещения временно отсутствующего работника на практике применяется следующие способы:

1. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ).
2. Временный перевод работника на другую работу (должность) (ст. 72.2 ТК РФ).
3. Заключение срочного трудового договора (в т.ч. на условиях совместительства) на период отсутствия основного работника (ст. 59 ТК РФ).

По общему правилу работнику может быть поручено с его письменного согласия выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, иной дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) за дополнительную оплату. При этом для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Наряду с этим работник может быть временно переведен на другую работу (должность) (на период отсутствия основного работника) с соблюдением требований, предусмотренных ст. 72.2 ТК РФ. В отличие от первого способа временный перевод работника на другую работу (должность) предполагает освобождение его от основной работы.

Заключение срочного трудового договора, включая работу по совместительству (в т.ч. на условиях внутреннего совместительства), влечет за собой возникновение дополнительного трудового правоотношения. Другими словами, работник, работающий на условиях совместительства, в отличие от двух приведенных выше способов, выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время.

Читайте так же:  Невыплата заработной платы какой суд

Все варианты выполнения дополнительной работы временно отсутствующего работника предполагают обеспечение ее оплаты наряду с основной работой, предусмотренной трудовым договором.

Наряду с формами, предусмотренными ТК РФ, есть иной способ возложения исполнения обязанностей на время отсутствия работника, предусмотренный Разъяснением Госкомтруда СССР N 30, ВЦСПС N 39 «О порядке оплаты временного заместительства» (далее — Разъяснение о порядке оплаты временного заместительства), который именуется «временное заместительство».

Временное заместительство — исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, вызванное производственной необходимостью.

В соответствии с п. 1 Разъяснения о порядке оплаты временного заместительства временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, вызванное производственной необходимостью. При этом временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по организации с выплатой замещающему разницы между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Кроме того, временные заместители премируются на условиях и в размерах, установленных по должности замещаемого ими работника. На разницу в окладах премия начисляется в том же порядке, как на доплату за совмещение должностей.

Надо отметить, что такая форма исполнения обязанностей отсутствующего работника, как временное заместительство, не совпадает в полной мере ни с временным переводом на другую работу, ни с совмещением профессий (должностей).

В рассматриваемой ситуации в должностные обязанности замещающих работников включена функция по замещению руководителя в случае его отсутствия и тарификация должности замещающего работника произведена с учетом именно таких должностных обязанностей.

Один из вопросов, возникших по поводу применения данного способа исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, связанный с оплатой временного заместительства, был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ.

Решением, вынесенным по делу, Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении заявленного Архангельской территориальной профсоюзной организацией Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (в интересах физических лиц) (далее — Архангельская профсоюзная организация) требования о признании недействительными пп. «а» (абз. 3) и абз. 4 п. 1 Разъяснения о порядке оплаты временного заместительства по кассационной жалобе заявителя на Решение Верховного Суда РФ.

Данное Решение было основано на ошибочном утверждении, что штатные заместители обязаны осуществлять функции руководителя в его отсутствие в силу занимаемых ими должностей, исходя из квалификационных требований по должности, включающих такое заместительство в качестве основной трудовой функции. Тем самым было высказано мнение, что не может быть установлена какая-либо доплата за выполнение работы, обусловленной трудовым договором, в пределах своей трудовой функции.

Таким образом, Верховный Суд РФ обращает внимание на две составляющие трудовой функции работника — качественную и количественную.

Увеличение трудовой нагрузки в период временного отсутствия руководителя организации (равно как и любого иного работника) обусловлено увеличением объема обязанностей (полномочий) работника, составляющих его трудовую функцию. Другими словами, работник, с одной стороны, не вправе отказаться от исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, а с другой — такая работа является дополнительной к основной и носит временный характер, поэтому должна быть оплачена в соответствии с законом.

У руководителя организации, как правило, имеются так называемые штатные заместители. Должностная инструкция заместителя (заместителей) руководителя организации и (или) трудовая функция, определенная трудовым договором, обычно предусматривают выполнение обязанностей руководителя организации в его отсутствие. На первый взгляд, этого достаточно, чтобы эти лица при отсутствии каких-либо дополнительных распоряжений в безапелляционном порядке замещали временно отсутствующего работника (руководителя организации). Однако такое представление весьма ошибочно.

С одной стороны, заместитель руководителя организации должен исполнять обязанности отсутствующего руководителя, поскольку это предусмотрено трудовым договором (иным документом).

Однако, с другой стороны, необходимость издания руководителем организации (иным лицом) распоряжения (приказа), возлагающего исполнение обязанностей на одного из заместителей в период своего отсутствия, обусловлена следующим:

Кроме того, в ряде случаев для выполнения отдельных функций руководителя организации необходимо надлежащим образом оформить образцы подписи лица, исполняющего его обязанности. К тому же право подписи договоров, заключаемых от имени юридического лица с его контрагентами, принадлежит лицу, оговоренному в уставе, учредительных документах организации. Чаще всего такое право принадлежит руководителю организации, но его заместители обычно таким правом не обладают. В этой связи необходимо оформить право соответствующей доверенностью с указанием перечня полномочий.

В период отсутствия руководителя организации сложность труда и объема работы его штатного заместителя и главного инженера существенно возрастает.

Таким образом, замещение временно отсутствующего руководителя организации может осуществляться путем возложения исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, т.е. путем издания приказа (распоряжения) с установлением соответствующей доплаты в размере, определяемой соглашением сторон трудового договора, с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы, как это предусмотрено ч. 2 ст. 151 ТК РФ. Отказаться от исполнения обязанностей руководителя организации данное лицо не вправе в силу того, что это предусмотрено заключенным с ним трудовым договором.

Напротив, работник вправе отказаться от исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя, если их исполнение не предусмотрено трудовым договором. Это обусловлено положением ст. 60 ТК РФ, согласно которой работодатель не вправе требовать от работника исполнения обязанностей, не обусловленных трудовым договором.

Следует подчеркнуть, что не вполне удачным представляется использование такого способа возложения на штатного заместителя исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя, как временный перевод его на другую работу, поскольку штатный заместитель должен исполнять функции единоличного исполнительного органа в силу условий трудового договора, предусматривающих такую обязанность. Следовательно, отсутствует и необходимость достижения соглашения между работником (штатным заместителем) и работодателем о временном переводе работника на другую работу в должности руководителя организации.

Заключение срочного трудового договора, в т.ч. на условиях совместительства, имеет смысл в случае длительного отсутствия руководителя организации на работе, например в связи с отпуском по уходу за ребенком до трех лет. В этой ситуации, учитывая особенности приема на работу такого работника, когда заключению трудового договора предшествуют избрание, выборы, утверждение в должности, возникает вопрос о необходимости соблюдения данной процедуры в случае его замещения.

Если трудовым договором работника не предусмотрено исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя, работник имеет право отказаться от их исполнения.

Представляется, что исключений из правил для рассматриваемой ситуации ни закон, ни учредительные документы организации не содержат. Это позволяет утверждать, что заключению трудового договора на время отсутствия руководителя организации предшествует процедура, предусмотренная уставом организации, иными документами, разработанными в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Совмещение
Совместительство
Сокращение
Стратегия подбора персонала
Страховой стаж
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://center-yf.ru/data/Kadroviku/zameshchenie-rukovoditelya.php

Замещение руководящих должностей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here