Содержание
- 1 УТОМЛЕНИЕ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ
- 2 6. Утомление и восстановление при физической и умственной работе
- 3 2.6.Утомление при физической и умственной работе.
- 4 Утомление при физической и умственной работе. Восстановление
- 5 Соотношение утомления и восстановления при физических нагрузках
- 6 Утомление и восстановление проект по физкультуре
УТОМЛЕНИЕ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ
студент 2 курса института систем управления, СГЭУ,
канд. пед. наук, доц. СГЭУ,
С развитием научно-технического прогресса, человечество все больше отходит от ручного труда, заменяя физический труд различными современными гаджетами, приборами. Да, конечно, это значительно облегчает жизнь человека, но при этом недостаток физической активности значительно подрывает здоровье людей.
Многие люди даже еще больше пытаются ограничить себя от физических нагрузок, тем самым рискуя своим здоровьем, особенно это касается работников умственного труда, в том числе студентов. [1]
Известен тот факт, что у человека, постоянно находящегося в психическом перенапряжении и в умственном переутомлении, переходящем в хроническое, а так же не поддерживая физическую разрядку, наступает преждевременная старость, быстрее снижается работоспособность и происходят функциональные расстройства организма.
Таким образом, в современном мире особо остро стоит проблема недостаточной физической активности населения. Вследствие чего развивается хроническое утомление при любой деятельности. Актуальность данной работы очевидна.
Целью работы является определение причин физического и умственного утомления, а так же рассмотрение способов восстановления организма.
Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
- Определить взаимосвязь между физической и умственной деятельностью;
- Изучить средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности;
- Проанализировать способы восстановления организма при утомлении у студентов
В данном докладе использовались следующие методы исследования: изучение научно – методической литературы по данной теме, анализ программ по физической культуре с оздоровительной направленностью, анкетирование студентов первого курса института систем управления СГЭУ, статистическая обработка результатов анкетирования, составление рекомендаций по восстановлению организма после утомления.
Многие великие врачи, педагоги подтверждали, что невозможно разделить умственный и физический труд, человек должен правильно «балансировать» между ним. “Всю мою жизнь, — писал И.П. Павлов, я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками”. Выдающийся врач- педагог П.Ф. Лесграф неоднократно подчеркивал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности — “тела и духа” рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека. “Такое нарушение гармонии… писал он, — не остается безнаказанным — оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике”.[2]

Результаты бесчисленных опытов показывают, что у людей, постоянно занимающихся спортом, в отличие от тех, кто ведет пассивный образ жизни, улучшены параметры мышления, устройство памяти и эффективнее умственная работоспособность. Исследования доказывают прямую зависимость между интеллектуальным уровнем развития человека и специальной физической подготовкой.
Воздействию неблагоприятных факторов большей степени подвержены люди, которые занимаются умственной деятельностью непрерывно. Нужно обязательно целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.). Так же при неадекватной физической нагрузке – у человека может наступить переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим.
Именно физические упражнения являются главным средством физической культуры. Существует огромная классификация упражнений мышечной деятельности по отдельным физиологическим признакам. Обязательно следует, перед упражнениями провести разминку. [3] Кроме этого к средствам физической активности относятся внешние факторы природы, такие как солнце, воздух, вода и гигиенические показатели: режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия. Комплекс таких мер усиливает защитную функцию организма, улучшает обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Итак, чтобы быть хорошо физически и умственно развитым человеком, нужно как можно больше гулять на свежем воздухе, следить за своей гигиеной и режимом дня, заниматься физическими упражнения и как можно больше двигаться.
Студенты — особая группа людей, которые постоянно вынуждены, находятся в сидячем положении, при этом испытывая интеллектуальную и эмоциональную нагрузку на организм (это касается тех, у кого преобладают теоретические предметы). Многочасовое сидячее положение тела, постоянное напряжение, отсутствие режима дня, ночные «недосыпания» — все это приводит к утомлению организма. Занятия физической культурой являются наилучшим решением для такой нагрузки на организм.
В физическом воспитании самарского государственного экономического университета широко используются различные средства и методы физического оздоровления студентов. Особой популярностью пользуются спортивные игры. [4] В вузе представлены различные виды спорта, которыми могут заниматься студенты: различные спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол), легкая, тяжелая атлетика, плавание и многое другое. При этом занятия проводятся в группах, сформированных по уровню подготовки студента (профессионалы и новички), что позволяет всем без исключения заниматься спортом в вузе.[5]
Большинство имеют переутомление от постоянной умственной деятельность и недостаточной физической активности, это возникает в следствии не рационального режима дня, из –за больших нагрузках на занятиях и подготовки к экзаменам.[6]
В ходе проведения исследования было проведено анкетирование студентов института систем управления СГЭУ на тему: способы восстановления организма от утомления.
Анкетирование проводилось для студентов первого курса и старшекурсников с целью получения информации о физической подготовленности недавно поступивших и выпускающихся студентов. Общее количество респондентов составило 30 человек.
После проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
- Студенты университета положительно относятся к занятиям спортом, но регулярно занимаются только 50 % младших и 72 % старших групп. Старшекурсники ведут более активный образ жизни, чем младшие курсы, в связи с большей увлеченностью информационными технологиями первокурсников.
- Большинство студентов 1 курса 65% и 45% старших курсов не придерживаются определенного режима дня.
- В примерно равных пропорциях распределились группы студентов, которые проводят свободное время: гуляя на улице (17%-37%); занимаясь домашними делами (22%-33%); сидя за компьютером (17%-35%).
- Время просмотра телевизионных передач и работы за компьютером составляет 1-2 часа для 30%-43% и 2-5 часов для 26%-32% студентов.
- Более одного часа ходят пешком ежедневно 53% студентов первого курса и немного ниже 48% старших курсов.
Таким образом, данное исследование можно представить на диаграмме. (рис.1)
Рисунок 1. Результаты анкетирования
В результате проведенного исследования, сделаны следующие выводы:
- В результате изучения специальных литературных источников, определено, что напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека. Производственная деятельность у тренированных лиц эффективнее, чем не у адаптированных к спорту людей.
- Изучив специальные программы по физической культуре с оздоровительным наклоном, можно сделать вывод о том, что устойчивость умственной и физической деятельности достигается сменой деятельности. Именно в период умственного переутомления поможет восстановить организм средства физической культуры, к которым относят физические упражнения, средства гигиены и природные факторы.
- Анкетирование показало недостаточную осведомленность студентов о правильных методах восстановления организма. Статистика доказывает, что большая часть студентов проводит свободное время за просмотром ТВ или сидя за компьютером. Половина респондентов занимаются регулярно спортом, но при этом, не соблюдая режима дня. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию — одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе.
Список литературы:
Источник: http://sibac.info/studconf/science/xxvii/82230
6. Утомление и восстановление при физической и умственной работе
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.
Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.
Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.
Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.
Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.
Различают две фазы утомления:
компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма.
Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.
Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.
Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.
Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.
Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.
Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов. Поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.
Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.
Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины).
Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.
С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок.
Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.
Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.
Источник: http://studfile.net/preview/7477826/page:14/
2.6.Утомление при физической и умственной работе.
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.
Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.
Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.
Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.
Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.
В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.
Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев: 1) устранение изменений и нару-. шений в системах нейрогуморального регулирования; 2) выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения; 3) устранение продуктов распада из внутренней среды организма.
В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий, окружающей среды. Так, изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитные бури могут уменьшить активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.
Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.
Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.
Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.
Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок. Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Так, после скоростного бега на 60—80 м кислородный долг ликвидируется в течение 5—8 мин. Возбудимость же центральной нервной системы в течение этого времени сохраняется на высоком уровне. Поэтому оптимальным для повторения скоростной работы будет интервал в 5—8 мин.
Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829—1905). Он показал, к примеру, что утомленная конечность восстанавливается ускоренно не при пассивном отдыхе, а при работе другой конечностью.
Источник: http://studfile.net/preview/2452027/page:7/
Утомление при физической и умственной работе. Восстановление
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным зарядом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении, физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.
Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала.
Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.
Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.
Различают две фазы утомления:
1. Компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
2. Некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.
Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.
На развитие утомления влияет:
— ухудшение кровоснабжения мышц;
— угнетение активности ферментов;
— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;
— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;
— кислородное голодание тканей.
Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.
Различают четыре основных вида утомления:
1) умственное (например, при игре в шахматы);
2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);
3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);
4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).
Физическое утомление многогранно. Нагрузки могут быть статистические и динамические. Выполняемые упражнения различаются по мощности. Движения бывают циклического и ациклического характера. Отсюда и причины возникновения утомления будут различны.
При динамической работе наблюдается постоянное чередование сокращения и расслабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных клеток, поэтому утомление возникает спустя некоторое время.
Статистические усилия характеризуются быстро наступающим утомлением. В данном случае утомление обуславливается непрерывным и интенсивным потоком импульсов от мышц, находящихся в постоянном напряжении.
В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида:
Известно, что мышечная деятельность связана с образованием и расходом энергии. В качестве основного поставщика энергии выступает АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Так как ее запасы невелики, продолжение деятельности возможно только за счет постоянно происходящего ресинтеза.
В зависимости от интенсивности выполняемой работы ресинтез может осуществляться благодаря анаэробным и аэробным реакциям. Реакции, совершающиеся в безкислородной среде получили название анаэробных. Они является энергетически более эффективными по сравнению с аэробными.
К анаэробным реакциям относят:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
— креатинфосфокиназную реакцию, связанную с расщеплением креатинфосфата;
Утомление проявляется:
— в сдваивании дыхательных циклов на один цикл движения (при гребле, плавании);
— в притормаживании или временном прекращении дыхательных движений (при выполнении силовых упражнений);
— в нарушении согласованности между дыханием и движением;
— в более выраженных колебаниях продолжительности двигательных и дыхательных циклов.
Показатели, сигнализирующие о приближении утомления:
1) увеличение числа ошибок и брака как результат расстройства координации в поведении;
2) неспособность к созданию и усвоению новых, полезных навыков;
3) расстройство старых автоматических навыков.
Одно из проявлений дискоординации функции в период утомления – увеличение энергетических трат на единицу произведенной работы как следствие повышения физиологической стоимости работы.
Начальную стадию развития утомления можно разделить на три фазы:
1) фаза простого преодоления чувства усталости, когда нет необходимости в компенсаторных изменениях;
2) фаза деэкономизации работы (включаются дополнительные моторные единицы);
3) фаза двигательной компенсации утомления.
На начальном этапе развития утомления снижение силы мышечных сокращений может быть восполнено увеличением темпа движений.
Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.
Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.
Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.
Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению
Мышечное расслабление рассматривают как выражение тормозного процесса соответствующих структур центральной нервной системы. При этом в нервных центрах происходит активация восстановительных процессов, и это обеспечивает отдых в ходе деятельности. Наоборот, при неполном расслаблении мышц происходит излишняя трата энергии, что приводит к более быстрому развитию утомления.
Характер мышечного расслабления зависит:
1) от скорости выполнения движений – с увеличением скорости движений способность к расслаблению ухудшается;
2) от величины произведенной работы – в условиях развивающегося утомления расслабление становится менее полным;
3) от степени овладения двигательным навыком – для ранних этапов освоения движений характерна излишняя напряженность, которая в дальнейшем, по мере спортивного совершенствования, исчезает.
В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляций, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.
Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой – через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.
Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.
Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.
Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов – готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.
Чтобы ускорить процесс, восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: http://studopedia.ru/8_195436_utomlenie-pri-fizicheskoy-i-umstvennoy-rabote-vosstanovlenie.html
Соотношение утомления и восстановления при физических нагрузках
Восстановление
Восстановление происходит уже в процессе выполнения работы (текущее восстановление), но основные энергетические затраты восстанавливаются после окончания работы (отставленное восстановление).
Текущее восстановление обеспечивает нормальное функциональное состояние мышцы непосредственно в процессе её сокращения и в зависимости от напряженности и срочности мышечной работы использует для этого аэробные, анаэробные или смешанные механизмы энергообеспечения (восстановления энергозатрат).
Прекращение мышечной работы, а значит и расходов энергетических источников сопровождается переключением потока энергии на восстановительные процессы. Повышенное потребление кислорода и высокая активность окислительных ферментов, которые сохраняются ещё некоторое время после прекращения нагрузок, способствуют интенсивным анаболическим процессам. Восполнение суммарных энергетических затрат и синтез белковых структур, происходящее в это время, называют отставленным восстановлением.
Отставленный эффект проявляется в активации восстановительных процессов в ближайшем и отдаленных периодах после, например, тренировки. Во время отдыха усиливаются анаболические процессы, за счет которых происходят восстановительные и пластические процессы вклеточных структурах тканей и органов.
Эффект восстановления зависит от интенсивности энергетических затрат. Интенсивные энергетические траты во время тренировки приводят к усилению восстановления с явлениями суперкомпенсации, что создает предпосылки для дальнейшего роста функциональных возможностей организма. В основе сверхвосстановления лежат пластические процессы, происходящие вутомленных мышечной работой органах и тканях. Эти процессы стимулируются усиленной деятельностью ферментных систем и повышенной гормональной активностью. Важную роль в сверхвосстановлении играют адаптивно-трофические влияния симпатической нервной системы.
Определение сроков наступления сверхвосстановления затруднено в связи с различными его темпами в разных физиологических системах организма. Наиболее быстро восстанавливаются запасы креатинфосфата, несколько медленнее – гликогена и белков. Продолжительность восстановительного периода и наступление фазы суперкомпенсации зависят от характера предшествовавшей нагрузки (анаэробного, аэробного, смешанного).
Следует помнить, если истощение функциональных возможностей организма и мышцы в процессе тренировки превышает оптимальный уровень, сверхвосстановления не происходит. Физическая нагрузка вызывает, в этом случае, дальнейшее угнетение процессов клеточного биосинтеза, что ведёт к расстройству функции и даже гибели клетки. Недовосстановление вызывает характерное для хронического утомления перенапряжение отдельных органов и систем. Чаще всего это выражается в снижении адаптационных резервов системы гипоталамус – гипофиз – надпочечники.
Основным условием полноценного восстановления является рациональный режим тренировки. Учет типологических свойств, уровня тренированности, режима учебы или труда спортсмена при построении тренировочного процесса – непременное условие спортивного роста.
В самом простом случае, при выполнении работы, лежащей выше пределов утомления данного человека, необходимо просто время от времени прекращать работу для восстановления. Так как восстановление наиболее быстро происходит в начале такого перерыва, работу следует организовать согласно тому принципу, что много короткихперерывовлучше, чем несколько длинных. Восстановление при очень тяжелой физической нагрузке может происходить не только во время перерывов, но в известной мере и во время периодов более легкой работы (лежащей ниже предела утомления).
Однако, наиболее эффективным средством борьбы с утомлением двигательного аппарата является не столько простой покой, сколько так называемый активный отдых. Феномен активного отдыха, т. е. благотворного влияния перемены сферы деятельности в период отдыха от основной работы, был физиологически обоснован И. М. Сеченовым и получил название феномена, или принципа, Сеченова.
Сеченов считал, что повышение эффективности работы при смене работающих двигательных аппаратов (например, при переменной работе рук) является следствием активирующего влияния неутомленной мышцы на центральную нервную систему. Согласно хорошо известному явлению взаимосочетанной (реципрокной) иннервации мышц-антагонистов, возбуждение одних центров -например, центров сгибания одной стороны -тормозит соответствующие центры другой стороны . Вместе с тем известно, что во время торможения в нервных клетках усиливаются процессы восстановления, подготавливающие их к новой деятельности. Таким образом, во время отдыха утомленной, к примеру, правой руки включение в работу левой руки вызывает не только возбуждение в соответствующем центре, но и наводит торможение в реципрокно-сочетанных центрах другой руки, в которых уже развилось торможение в результате утомительной работы. Это приводит к еще большему углублению в них процесса торможения, следствием чего является усиление восстановительных процессов и поднятие их работоспособности.
Активный отдых оказывает положительное влияние на работоспособность при соблюдении определенных условий (по-видимому, этим и объясняются противоречивые данные о его эффективности в спортивной практике). Наиболее демонстративна положительная роль активного отдыха при интенсивных мышечных нагрузках, сопровождающихся утомлением, при воздействии на мышцы-антагонисты, при смене видов деятельности. Эффективность активного отдыха после утомительной работы ярче проявляется у тренированных спортсменов.
Очень положительный эффект активный отдых оказывает при снятии нервно-психического утомления.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Утомление и восстановление
проект по физкультуре
Основу любой жизнеспособности каждого организма составляет двигательная деятельность. Издавна существовал тезис: нормально функционирует тот орган, который тренируется, т.е. двигается. Основой здорового образа жизни является движение. В процессах движения участвуют многие системы и структуры организма.
После ряда определенных движений, любой организм устает и ему необходимо восстановиться. Что же принято называть утомлением, а что восстановлением?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр
Реферат по дисциплине:
«Физиология физического воспитания и спорта»
«Утомление и восстановление»
Кузнецова Людмила Васильевна
Москва 2018 год
1.Понятие восстановления …………………………………… с.4
2.Основные периоды восстановления …………………………с.5-6
Задумывались ли вы, что спорт является важной составляющей полноценного развития каждой личности. А что же принято называть спортом. Точного и полного определения нет. Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования , а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки . В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека. Так же спорт можно определить и как главную составную часть физкультуры.
Основу любой жизнеспособности каждого организма составляет двигательная деятельность. Издавна существовал тезис: нормально функционирует тот орган, который тренируется, т.е. двигается. Основой здорового образа жизни является движение. В процессах движения участвуют многие системы и структуры организма.
После ряда определенных движений, любой организм устает и ему необходимо восстановиться. Что же принято называть утомлением, а что восстановлением? Пробуя отвечать на данные вопросы, я изучил литературу по данному направлению, определил цель своей работы.
Целью работы над рефератом является получение знаний об утомлении, о восстановлении, как о физиологических характеристиках, так же закономерностях развития утомления и восстановления организма любого спортсмена.
Часто мы задаемся вопросом, как восстановить организм после ряда тяжелых физических нагрузок. Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться с самим понятием восстановления.
Восстановление — это совокупность происходящих в организме после работы физиологических, биохимических и структурных изменений. Сразу после окончания физических нагрузок в организме спортсмена сохраняются функциональные изменения, присущие периоду спортивной деятельности и лишь затем начинают осуществляться основные восстановительные процессы, которые носят неоднородный характер.
Восстановительные процессы — важнейшее звено работоспособности спортсмена.
Попробуем разобраться в основных восстановительных процессах, в периодах восстановления и реабилитации организма после тяжелых физических нагрузок.
Отдых и восстановление — необходимая и важная составляющая любого тренировочного процесса, будь то бег, велоспорт, бодибилдинг или шахматы. Все процессы восстановления в организме после тяжелых физических нагрузок принято делить на три отдельных периода.
Первый период в спортивной деятельности – это те восстановительные реакции, которые осуществляются уже в процессе самой мышечной работы Рабочее восстановление поддерживает нормальное функциональное состояние организма и допустимые параметры основных гомеостатических констант в процессе выполнения мышечной нагрузки.
Ко второму периоду восстановления относят : окончания работы легкой и средней степени тяжести в течение нескольких десятков минут и характеризуется восстановлением ряда уже названных показателей, а также нормализацией кислородной задолженности, гликогена, некоторых физиологических, биохимических и психофизиологических констант.
К третьему периоду восстановления отмечается после длительной напряженной работы (бег на марафонские дистанции, многокилометровые лыжные и велосипедные гонки) и затягивается на несколько часов и даже суток.
После длительн6ого занятия спортом, физической культурой, бегом, велопрогулкой, конечно же, необходимо восстановить утраченные силы. Как? Каким способом это сделать? Попробуем разобраться в основных и действенных восстановительных мероприятиях.
В основе восстановительных процессов лежит динамика спортивной работоспособности. Все мероприятия, направленные на ускорение восстановительных процессов, делят на: педагогические, психологические, медицинские и физиологические.
К основным восстановительным мероприятиям принято относить:
От процесса восстановления следует отличать мероприятия, направленные на прекращение утомления организма. Что принято считать утомлением в спорте? Попробуем разобраться с данным определением.
Под утомлением принято понимать функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения — усталости.
В медицине принято выделять два основных вида утомления:
В настоящее время основной причиной утомления является монотонная и совершенно неинтересная работа, неправильная организация отдыха и труда, а также недосыпания или же, наоборот, избыток сна. Утомление является важнейшей проблемой физиологии спорта и одним из наиболее актуальных вопросов медико-биологической оценки тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность спортсменов.
Основным фактором, вызывающим утомление, является физическая или умственная нагрузка, падающая на афферентные системы во время работы. Зависимость между величиной нагрузки и степенью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. Помимо абсолютной величины нагрузки, на характере развития утомления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, постоянный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.
От утомления следует отличать переутомление. Что принято считать переутомлением организма? В медицине дается следующее определение переутомления: патологическое состояние организма, которое характеризуется постоянным ощущением усталости, вялостью, нарушением сна и аппетита, болями в области сердца и других частях тела. Для ликвидации этих симптомов дополнительного отдыха недостаточно, и требуется специальное лечение.
Основными признаками переутомления принято считать:
-снижение массы тела,
-расстройства внимания и памяти,
-атипичные реакции на функциональные пробы.
Главным критерием переутомления является резкое снижение спортивных результатов и появление грубых ошибок при выполнении специальных физических упражнений. Спортсмены с признаками переутомления должны быть отстранены от тренировок и соревнований и подвергнуты медицинской коррекции.
Для избежания или предупреждения переутомления существует несколько простых советов, соблюдение которых позволит с правиться с наступившим или наступающим переутомлением:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2019/03/27/utomlenie-i-vosstanovlenie
Юрист с рабочим стажем более 28 лет.