Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях

Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях

Подскажите, пожалуйста, как правильно списать дебиторскую задолженность (проводки) в бюджетном учреждении, если контрагент ликвидирован? И какие подтверждающие документы необходимо приложить?

Для признания задолженности безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской руководствуются нормами гражданского законодательства.

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). С момента исключения из ЕГРЮЛ организация не отвечает по своим обязательствам.

При ликвидации юридического лица требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности его имущества, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Таким образом, ликвидация организации прекращает обязательства должника. Следовательно, сумму задолженности можно считать безнадежной.

Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ.

Обычно для обоснованного списания дебиторской задолженности предпринимаются следующие шаги:

    • проводится инвентаризация расчетов;
    • выявляется дебиторская задолженность;
    • бухгалтерия готовит докладную записку на имя руководителя с предложением списать дебиторскую задолженность; в записке указывается контрагент, основание возникновения задолженности, дата возникновения задолженности, сумма задолженности, перечень мероприятий, которые были предприняты для взыскания задолженности, документы, подтверждающие принятие мер к взысканию задолженности;
    • на основании предоставленной докладной записки руководитель дает распоряжение о списании дебиторской задолженности; любое списание дебиторской задолженности следует считать ущербом учреждению, поэтому в соответствии со ст. 247 Трудового кодекса РФ руководитель обязан произвести служебное расследование с целью определения размера ущерба и выявления виновного.

Известны случаи из практики, когда по результатам контрольно-ревизионной проверки бухгалтерам было предписано возместить ущерб от списанной дебиторской задолженности, потому что бухгалтеры не предпринимали никаких мер ко взысканию задолженности и не информировали руководителя о задолженности.

В вопросе не указано, на каком основании образовалась дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность может образоваться как при получении дохода, так и при осуществлении расходов. Не все возможные виды дебиторской задолженности описаны в Инструкции Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н. Обращаем ваше внимание, что в случае списания задолженности за счет расходов (согласно нормам Инструкции № 174н) такие расходы не подлежат включению в себестоимость, то есть недопустимо списание задолженности в дебет счетов 010900000.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/20.02.2015_%E7%E0%E4%EE%EB%E6%E5%ED%ED%EE%F1%F2%FC%20%EB%E8%EA%E2%20%EA%EE%ED%F2%F0%E0%E3%E5%ED%F2%E0.htm

Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях

Дата публикации 30.01.2018

При проведении в 2017 г. проверки контрольно-счетной палатой обнаружились расхождения между сметой и работами, выполненными контрагентом по договору 2016 г. (подстатья 225 КОСГУ), в сумме 9700 руб. Контрагент вернул эту сумму на лицевой счет бюджетного учреждения. Деньги перечислены в бюджет. Какими записями отразить поступление суммы на лицевой счет учреждения и ее перечисление в бюджет?

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регулируется инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), а также инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Из вопроса понятно, что по данным бухгалтерского учета взаиморасчеты учреждения с контрагентом закрыты. Вместе с тем, из акта контрольно-счетной палаты следует, что учреждение приняло к учету расходов больше, чем следовало, на сумму 9700 руб.

Согласно абз. 3 п. 18 Инструкции № 157н учреждению необходимо скорректировать принятые к учету расходы бухгалтерской записью по способу «красное сторно». При этом возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается на лицевом счете учреждения как восстановление кассового расхода с указанием тех же составных частей классификации расходов бюджетов, по которым ранее была отражена выплата.

В соответствии с законодательством у бюджетных учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности, образовавшейся за счет субсидии на выполнение задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ). Если же в учреждении будет принято решение о перечислении этих средств в бюджет, это приведет к увеличению расходных обязательств по статье 290 КОСГУ.

Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация отражается следующим образом:

Дебет КРБ Х 109 ХХ 225 (Х 401 20 225) Кредит КРБ Х 302 25 730 – уменьшен методом «красное сторно» объем выполненных работ на сумму 9700 руб. (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ Х 201 11 510 (увеличение счета 17, КОСГУ 225) Кредит КРБ Х 302 25 730 – отражено поступление средств на лицевой счет в погашение выявленной дебиторской задолженности (данная операция отсутствует в Инструкции № 174н, поэтому ее следует согласовать с учредителем).

Согласно п. 365 Инструкции № 157н для учета возвратов дебиторской задолженности по расходам (поступлений от восстановления расходов) прошлых лет используется забалансовый счет 17.

Если возврат дебиторской задолженности осуществляется в рамках деятельности по выполнению задания, перечисление этой суммы в бюджет отражается записями:

Дебет КРБ 4 401 20 290 Кредит КРБ 4 303 05 730 – начислена задолженность перед бюджетом (п. 131 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 4 303 05 830 Кредит КИФ 4 201 11 610 (увеличение счета 18, КОСГУ 290) – погашена задолженность перед бюджетом (п. 133 Инструкции № 174н).

Если возврат дебиторской задолженности осуществляется за счет субсидии на иные цели, перечисление этих сумм в бюджет отражается записями:

Дебет КДБ 5 401 10 180 Кредит КДБ 5 303 05 730 – начислена задолженность перед бюджетом (п. 152 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 5 303 05 830 Кредит КИФ 5 201 11 610 (увеличение счета 18, КОСГУ 180) – денежные средства перечислены в доход бюджета (п. 73 Инструкции № 174н). Забалансовый счет 18 используется в соответствии с п. 367 Инструкции № 157н для обособления этой суммы в Отчете (ф. 0503737).

Читайте так же:  Где лучше взять кредит отзывы

Разъяснения порядка отражения в учете возврата остатков целевых субсидий, в т.ч. в случае нарушений их использования, даны в письме Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-10/84803.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/30_01_2018_%E2%EE%E7%E2%F0%E0%F2%20%F1%F3%E1%F1%E8%E4%E8%E8.htm

Учет для бюджетников: отнесение дебиторской задолженности к нереальной к взысканию

Можно ли признать образовавшуюся задолженность как нереальную к взысканию, принимая во внимание, что в добровольном порядке контрагенты рассчитываться не будут?

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

В 2015 году согласно приказу по учреждению питание сотрудникам учреждения, а именно вожатым предоставлялось на платной основе и являлось доходной составляющей предпринимательской деятельности бюджетного учреждения. Поэтому на основании «Табеля по предоставлению питания» в бухгалтерском учете 2015 года был начислен доход по контрагенту «Сотрудник учреждения — Ф. И. О.» и отражен на счете 2 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». На текущий момент некоторыми сотрудниками учреждения не погашена возникшая в 2015 году задолженность.

Можно ли признать образовавшуюся задолженность как нереальную к взысканию, принимая во внимание, что в добровольном порядке контрагенты рассчитываться не будут?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Отнесение дебиторской задолженности к нереальной к взысканию находится в компетенции комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Детальный порядок списания и документы, на основании которых комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании дебиторской задолженности с балансового учета бюджетного учреждения, определяются в рамках Учетной политики учреждения.

Обоснование вывода:

В соответствии с п.п. 36, 47 СГС «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторская задолженность признается активом и отражается на балансовых счетах бухгалтерского учета, если она находится под контролем учреждения и от нее ожидается поступление полезного потенциала. Иными словами, дебиторская задолженность является активом, если учреждение еще ожидает, что ему перечислят деньги или передадут имущество, выполнят работы, окажут услуги. Если же предлагалось контрагенту погасить задолженность добровольно, были приняты меры по истребованию задолженности в судебном порядке, но никаких результатов получено не было, то понятию актива такая задолженность уже не соответствует. Следовательно, в случае, если в отношении дебиторской задолженности указанные критерии не выполняются, то такая задолженность подлежит списанию с балансового учета учреждения (п. 339 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/45171).

Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, далее — Комиссия (п. 339 Инструкции N 157н). Установить порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению необходимо в локальном акте, разработанном с учетом положений действующего законодательства РФ (смотрите письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776). При этом должны учитываться требования органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.

Инструкции NN 157н, 174н не содержат указаний по составу документов, необходимых для принятия Комиссией решения о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов. В то же время специалисты финансового ведомства указывают в Письме, что решение Комиссии о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов принимается с учетом:

— сведений, выявленных в ходе проведения инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;

— документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.

При этом Комиссия, принимая решение о списании с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393.

Кроме того, при принятии Комиссией решения о признании задолженности нереальной к взысканию она может руководствоваться нормами гражданского законодательства. ГК РФ предусматривает следующие основания:

— истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

— прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

— прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ);

— ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).

Перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности, может включать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ).

Так, если исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в ч.ч. 1, 3, 4 и 7 ст. 21 Закона N 229-ФЗ, может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника (ч. 2.1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Соответственно, в рассматриваемой ситуации во время проведения инвентаризации Комиссии, в том числе, следует проанализировать задолженность, числящуюся на доходных счетах 2 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» на предмет наличия признаков признания задолженности нереальной к взысканию. Как уже отмечалось выше, истечение срока исковой давности является одним из оснований признания задолженности нереальной к взысканию. Дата окончания срока исковой давности определяется по общим правилам о сроках (глава 11 ГК РФ).

Для этих целей по каждой сумме задолженности Комиссия, в частности, определяет: истек или нет срок исковой давности, является ли задолженность безнадежной и проводились ли меры по ее взысканию. На основании изученных данных Комиссия может принять решение в отношении каждой суммы выявленной дебиторской задолженности:

Читайте так же:  Как в 1с ввести дополнительный отпуск

— соответствует или нет дебиторская задолженность понятию «актив»;

— существует или нет уверенность, что дебиторская задолженность в будущем может быть взыскана.

Следует отметить, что если работник отказывается погасить задолженность в добровольном порядке, то бюджетному учреждению следует принять меры по истребованию данной задолженности в судебном порядке. Поэтому если учреждением сроки обращения в судебные органы по вопросам взыскания задолженности еще не пропущены, то учреждению целесообразно воспользоваться таким правом.

Таким образом, определив суммы дебиторской задолженности, которые больше не соответствуют критерию «актив» и в будущем с большой долей вероятности взысканы не будут, Комиссия может квалифицировать выявленную дебиторскую задолженность как нереальную к взысканию.

Дебиторская задолженность, признанная в установленном порядке нереальной к взысканию, возникшая в рамках доходных операций бюджетного учреждения, списывается в дебет счета 2 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» с кредита счета 2 205 31 66Х «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)», с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (абзац 6 п. 94 Инструкции N 174н).

В соответствии с п. 339 Инструкции N 157н учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ, способом. Однако в случае отсутствия правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно.

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-418833-uchet_dlya_byudjetnikov_otnesenie_debitorskoy_zadoljennosti_k_nerealnoy_k_vzyiskaniyu

Учет расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам

Учет указанных расчетов с дебиторами осуществляют на счете 020700000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам».

На данном счете отражаются суммы задолженности по основному долгу, начисленным процентам, штрафам и пеням по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам, государственным кредитам, по государственным и муниципальным гарантиям.

Переоценка задолженности по бюджетным кредитам и государственным кредитам, государственным гарантиям, выданным в иностранной валюте, производится один раз в последний день отчетного месяца либо на дату совершения операции по ним.

Для учета задолженности по предоставленным бюджетным кредитам, государственным кредитам используются счета:

  • 020701000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации»;
  • 020702000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 020703000 «Расчеты с дебиторами по государственным кредитам правительствам иностранных государств»;
  • 020704000 «Расчеты с дебиторами по государственным кредитам иностранным юридическим лицам»;
  • 020705000 «Расчеты с дебиторами по государственным кредитам международным финансовым организациям».

Счет 020701000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации» предназначен для учета операций по предоставлению и погашению всех видов бюджетных кредитов юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации.

На счете 020702000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» учитываются операции по предоставлению и погашению всех видов бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Счет 020703000 «Расчеты с дебиторами по государственным кредитам правительствам иностранных государств» используется для операций по предоставлению и погашению всех видов государственных кредитов правительствам иностранных государств.

Счет 020704000 «Расчеты с дебиторами по государственным кредитам иностранным юридическим лицам» предназначен для учета операций по предоставлению и погашению всех видов государственных кредитов иностранным юридическим лицам.

На счете 020705000 «Расчеты с дебиторами по государственным кредитам международным финансовым организациям» учитываются операции по предоставлению и погашению всех видов государственных кредитов международным финансовым организациям.

Операции по счету 020700000 оформляются следующими бухгалтерскими записями.

На суммы предоставленных из бюджета бюджетных кредитов, государственных кредитов дебетуют соответствующие счета аналитического учета счета 020700000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам» (020701540-020705540) и кредитуют счета 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов», 030405540 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по предоставлению бюджетных кредитов».

Начисление процентов, штрафов и пеней по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам, государственным кредитам отражают по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020700000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам» (020701540-020705540) и кредиту счета 040101120 «Доходы от собственности». См: Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2010 г. С-231.

При погашении задолженности по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам, государственным кредитам, начисленным по ним процентам, штрафам, пеням кредитуют соответствующие счета аналитического учета счета 020700000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам» (020701640-020705640) и дебетуют счета 020101510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета», 020107510 «Поступления денежных средств учреждения на счета в иностранной валюте», 021002120 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от собственности», 021002140 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия», 021002640 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям в бюджет от возврата бюджетных кредитов».

Видео (кликните для воспроизведения).

Перечисления сумм по государственным и муниципальным гарантиям, ведущим к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, учитываются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020700000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам» (020701540-020705540) и кредиту счетов 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов», 020107610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте», 030405540 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по предоставлению бюджетных кредитов».

При получении денежных средств в возмещение сумм, уплаченных по государственной или муниципальной гарантии, кредитуют соответствующие счета аналитического учета счета 020700000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам» (020701640-020705640) и дебетуют счета 020101510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета», 020101510 «Поступления денежных средств учреждения на счета в иностранной валюте», 021002640 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям в бюджет от возврата бюджетных кредитов».

Читайте так же:  Служба в российской армии по призыву

Списание задолженности по предоставленным бюджетным кредитам и государственным кредитам в установленном порядке отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020700000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам» (020701640-020705640) и дебету счета 040101273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами».

Положительная курсовая разница отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020700000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам» (020701540-020705540) и кредиту счета 040101171 «Доходы от переоценки активов», а отрицательная курсовая разница — по дебету счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020700000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам» (020701640-020705640).

Аналитический учет по счету 020700000 ведется в карточке учета выданных ссуд (кредитов). См: Кутер М.И.. Теория бухгалтерского учета. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2009. С-123.

В карточке учитывается движение и задолженность по выданным из бюджета кредитам по каждому получателю, а также по процентам за пользование ссудами, штрафам, пеням.

В разделе «Показатели по кредитам выданным и погашенным» указываются: целевое назначение кредита; дата и номер документа — основания для выдачи кредита; срок погашения кредита; остаток на начало месяца (дебет); дата и номер документа, на основании которого осуществлялась выдача кредита, номер счета бюджетного учета; выдано, погашено, прочие поступления (дата и номер документа, сумма); остаток на конец месяца (дебет). В разделе «Показатели по процентам (штрафам, пеням) за пользование кредитом» указываются: дата и номер документа — основания для выдачи кредита; номер счета; установленный процент за пользование кредитом; остаток на начало месяца (по дебету и кредиту), сумма начисленных процентов и срок уплаты, дата и номер документа об уплате, сумма уплаченных процентов; остаток на конец месяца (по дебету и кредиту).

Источник: http://vuzlit.ru/609567/uchet_raschetov_debitorami_byudzhetnym_kreditam

Анализ учёта дебиторской задолженности в бюджетных организациях

Отражение в учете дебиторской задолженности в бюджетной организации

По общему правилу дебиторскую задолженность списывают, если истек срок исковой давности или задолженность нереальна к взысканию. Итак, при наличии подтвержденной дебиторской задолженности контрагенту направляется письмо с указанием суммы задолженности, срока и порядка ее погашения. При получении отказа в погашении долга можно обратиться в суд. Но только в течение срока исковой давности. Даже несмотря на то, что требование о защите нарушенного права принимается судом к рассмотрению независимо от истечения срока исковой давности. Операции по списанию дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, предусмотрены пунктом 145 приложения № 1 к Инструкции № 148н. Списывают суммы по видам задолженности с отнесением их на счет:

  • — 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» — в части задолженности по доходам;
  • — 401 01 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» — в части задолженности по расходам.

Одновременно вносят запись по дебету забалансового счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Сумма числится за балансом в течение пяти лет.

Аналитический учет также ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Бюджетное учреждение, согласно приказу руководителя учреждения, списало дебиторскую задолженность (15 500 руб.). Указанная сумма была уплачена как аванс организации-должнику под поставку мебели за счет средств бюджета.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Источник: http://vuzlit.ru/609569/analiz_uchyota_debitorskoy_zadolzhennosti_byudzhetnyh_organizatsiyah

Дебиторы бюджетного учреждения

В процессе ведения деятельности многие бюджетные организации сталкиваются с тем, что непорядочные контрагенты вовремя или вообще не выполняют свои обязательства по договору. В результате этого возникает дебиторская задолженность, которая отражается в бухгалтерском учете.

Активами бюджетного учреждения в виде дебиторской задолженности могут быть расчеты с заказчиками, покупателями и с различными контрагентами (расчеты с подотчетными лицами по возмещению убытков, расчеты в порядке плановых платежей, а также расчеты с государственными целевыми фондами).

Стоит отметить, что дебиторская задолженность перед бюджетным учреждением признается активом, если есть вероятность удовлетворения потребностей данного учреждения и получения ним экономических выгод для достижения поставленных целей.

В отличие от хозяйственных расчетных предприятий, для бюджетного учреждения даже возникновение дебиторской задолженности является не очень приятным последствием. Поэтому нужно уделить особое внимание тому, какие последствия может иметь задолженность дебитора в отчетности бюджетного учреждения. Помимо этого следует учесть, когда задолженность становится просроченной и переходит в категорию безнадежной.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Причины возникновения и последствия задолженности дебитора бюджетного учреждения

Основная причина возникновения дебиторской задолженности – это осуществление предварительной оплаты товаров, услуг и работ.

В соответствии с действующим законодательством, руководители бюджетных учреждений принимают решение об оплате услуг и товаров, и дают поручение на проведение платежной операции только после получения данных товарно-материальных ценностей. В отношении бюджетных учреждений существует не только перечень услуг, товаров и работ, для которых разрешается предоплата, но и срок, в течение которого необходимо погасить данную дебиторскую задолженность.

Если же дебиторская задолженность не погашается в установленные законодательством сроки, это считается бюджетным правонарушением.

За такое нарушение применяются следующие меры наказания, предусмотренные действующим законодательством:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • предупреждение о недобросовестном выполнении обязательств перед бюджетным законодательством с последующим требованием устранения данного нарушения (на устранения бюджетного правонарушения отводится 30 календарных дней);
  • приостановление проведения каких-либо операций с бюджетными учреждениями;
  • приостановление всех бюджетных ассигнований, которые предусматривают прекращение полномочий, взятых перед бюджетными учреждениями (прекращение полномочий производятся на соответствующую сумму на срок от 1 до 3 месяцев в пределах бюджетного текущего периода).
Читайте так же:  Справка о доходах юридического лица

Дебиторская задолженность возникает по расчетам с бюджетными учреждениями, арендаторами, студентами, а также с подотчетными лицами по возмещению нанесенных потерь, расчетам за причиненный ущерб и хищение материальных ценностей и денежных средств.

Просроченная дебиторская задолженность перед бюджетными учреждениями

Просроченная дебиторская задолженность – это долг, который возникает на 30-ый день по истечению срока обязательного платежа. Условия погашения определяются требованиями заключенного договора или выпиской счета на оплату в том случае, если дата платежа не определена (дебиторская задолженность по просроченному сроку).

Как сказано выше, срок погашения задолженности дебитора, который определен договором о приобретении товаров, не может выходить за временные рамки. Просроченной задолженность дебитора становится на 30-ый календарный день по истечении срока обязательного платежа.

В бюджетной отчетности уделяется особое внимание просроченной задолженности дебитора. Суммы просроченной дебиторки могут фигурировать в следующих документах:

  1. Отчет по задолженности бюджетных средств, в котором из общей суммы дебиторской задолженности, что возникает на дату составления данной отчетности, уточняется задолженность дебитора с истекшим сроком.
  2. Справка о возможных причинах возникновения дебиторской задолженности общего фонда, а также о тех мерах, которые приняты для ее взыскания. В данном документе приводится детальная информация о причинах возникновения просроченной задолженности дебитора и о мерах взыскания долга с него.
  3. Справка о задолженности дебитора по расходам. В ней указаны суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком давности.
  4. Пояснительная записка. В ней приведена подробная динамика дебиторской задолженности (в том числе и просроченной). Также в пояснительной записке указываются причины возникновения просроченной задолженности.

Решение о применении вышеперечисленных мер может быть реализовано по итогам анализа бюджетной отчетности распорядителей средств только органами Казначейства.

Просроченная задолженность дебитора по истечении срока исковой давности переходит в категорию дебиторской задолженности, срок исковой давности которой уже истек.

Условия определения безнадежной дебиторской задолженности

В соответствии с действующим законодательством, к безнадежной дебиторской задолженности можно отнести:

текущую задолженность дебитора, относительно которой существует уверенность о ее непогашении; дебиторская задолженность, у которой истек срок исковой давности.

Рисунок 1. Безнадежная дебиторская задолженность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поскольку ни в одном разъяснении не указано, что следует подразумевать под «текущей задолженностью дебитора, относительно которой существует уверенность о ее непогашении», скорее всего, речь идет о ликвидации должника или прекращении его предпринимательской деятельности.

Если трактовать определение «безнадежная дебиторская задолженность» буквально, то можно предположить, что стоит подождать, пока истечет срок давности и после этого списывать дебиторскую задолженность. Однако это не совсем так. Органы Казначейства и Госфининспекции дали более конкретное определение данному термину.

Казначейство настаивает, что кредитор должен принимать меры по возврату задолженности до момента прекращения государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности.

Поэтому просроченная задолженность дебитора попадает под определение безнадежной в случае, когда просроченный долг отражается в отчетности распорядителей бюджетных средств, по субъектам хозяйствования (которые ликвидированы без правопреемников).

Госфининспекция обращает внимание на то, что в государственных предприятиях и бюджетных учреждениях должен утверждаться внутренний порядок ведения претензионной и исковой работы.

Если инспекцией установлены случаи непринятия мер по своевременному взысканию дебиторской задолженности, и как следствие просрочка ее взыскания, такие факты расцениваются как нанесение убытков хозяйствующему субъекту.

Рисунок 2. Списание безнадежных долгов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник: http://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/debitory_organizacii/debitory_byudzhetnogo_uchrezhdeniya/

Как списать нереальную к взысканию дебиторскую задолженность

Как отразить в бухгалтерском учете организации госсектора ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно вернуть? Рассмотрим в статье.

Программы повышения квалификафии и профпереподготовки для бухгалтеров госсектора:
1. Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)
2. Бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А)
В первую очередь разберем основные понятия. Кто такой дебитор, что такое дебиторская задолженность и когда она становится нереальной к взысканию?

Дебитор — юридическое или физическое лицо, которое имеет задолженность по отношению к учреждению.

Дебиторская задолженность — это денежные средства или имущество, которые должны учреждению. Долг перед учреждением мог появиться из-за невыполнения условий контракта, гражданско-правового договора с физическим лицом, излишней выдачи денежных сумм подотчет, ошибки в расчёте заработной платы и т.д.

Просроченная дебиторская задолженность — задолженность, которая не погашена в установленный срок, например, в срок, определенный контрактом. Такая задолженность числится на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной, нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством.

В каких случаях можно признать задолженность нереальной к взысканию

В бюджетном законодательстве такие нормы закреплены в ст. 47.2 Бюджетного Кодекса РФ. Учреждения госсектора при принятии решения о признании задолженности безнадежной могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства. Итак, дебиторская задолженность может быть признана безнадежной (нереальной к взысканию) в случае:

1. Истечения срока исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ).

Срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). При этом Гражданским кодексом РФ предусмотрены случаи приостановления и перерыва срока исковой давности.

Он может прерываться с даты предъявления иска к должнику. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Течение прерванного срока исковой давности по дебиторской задолженности, взыскиваемой по решению суда, вновь начинается с даты вступления решения суда в силу.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления требования об исполнении обязательства.

2. Прекращения обязательства вследствие невозможности его исполнения, например, при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (ст. 416 ГК РФ).

3. Прекращения обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ).

Читайте так же:  Отец не платит кредит

Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

4. Смерти гражданина-должника (ст. 418 ГК РФ).

5. Ликвидации юридического лица-должника (ст. 419 ГК РФ).

Если законом исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо, то такая задолженность не может считаться безнадежной к взысканию.

Данный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной, учреждение вправе прописать в учетной политике.

Как учитывать задолженность, нереальную к взысканию

В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается с балансового учета и учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». На этом счете задолженность, по которой еще остается возможность возобновить процедуру взыскания, числится для наблюдения в течение пяти лет.

Но есть исключение: если основания для возобновления процедуры взыскания задолженности отсутствуют (например, смерть должника), списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с забалансового учета и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется в следующих случаях (обязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства):

  • истек установленный срок исковой давности (подтверждаем ежегодной инвентаризацией 205 счета, оформляем Инвентаризационную опись расчетов по доходам ф.0504091)
  • организация ликвидирована (отсутствие в Реестре юридических лиц подтверждаем выпиской из ЕГРЮЛ)
  • вынесено решение суда (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства)

Списание задолженности сначала с балансового учета, затем с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Рассмотрим несколько практических примеров:

Пример 1. Автономное учреждение физкультуры и спорта в рамках приносящей доход деятельности предоставило услуги по прокату спортивного оборудования и инвентаря. Был заключен договор. Цена по договору составляла 35 000 руб. Учреждение выставило счет на оплату услуг. Услуги учреждением были оказаны, а их оплата не получена, т. к. на счета и имущество должника наложен арест и у него нет возможности расплатиться.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отражаются в соответствии с п. п. 96, 97 Инструкции № 183н следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выставлен счет на оплату услуг по договору (возникла дебиторская задолженность перед учреждением) 2 205 20 000 2 401 10 120 35 000 Списана с балансового учета задолженность неплатежеспособного дебитора 2 401 10 173 2 205 20 000 35 000 Дебиторская задолженность неплатежеспособного дебитора принята к забалансовому учету 04 35 000

Пример 2. Бюджетное учреждение культуры заключило договор на поставку новых музыкальных инструментов на сумму 500 000 руб. Поставка по условиям договора должна была произойти после внесения аванса в размере 30% от стоимости. Оплата осуществлялась за счет приносящей доход деятельности. По причине ликвидации поставщик условия договора не выполнил, инструменты учреждение не получило, не возвращен и перечисленный аванс.

Данные операции в бухгалтерском учете учреждения отражаются в соответствии с п. п. 73, 97, 98 Инструкции № 174н таким образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс на поставку музыкальных инструментов по договору (у поставщика возникла дебиторская задолженность перед учреждением)
(500 000 руб. x 30%) 2 206 31 560 2 201 11 610 150 000 Списана с балансового учета задолженность неплатежеспособного дебитора 2 401 20 273 2 206 31 660 150 000 Дебиторская задолженность неплатежеспособного дебитора принята к забалансовому учету 04 150 000

Пример 3. В казенном учреждении украдены строительные материалы на сумму
70 000 руб. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было приостановлено. Через год следствие по делу возобновили. Виновные лица были установлены, дело направлено в суд. По решению суда виновные лица обязаны возместить причиненный ущерб.

В соответствии с п. 86 Инструкции № 162н сумму ущерба и возмещение его виновным лицом в учете казенного учреждения нужно отразить следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена сумма причиненного ущерба 1 209 74 560 1 401 10 172 70 000
Списана нереальная к взысканию дебиторская задолженность после приостановления уголовного дела 1 401 10 173 1 209 74 660 70 000
Дебиторская задолженность принята к забалансовому учету 04
Восстановлена в балансовом учете дебиторская задолженность после возобновления следствия по делу и установления виновных лиц 1 209 74 560 1 401 10 173 70 000
Дебиторская задолженность списана с забалансового учета 04 70 000

В настоящее время момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса и принятия ее к забалансовому учету учреждения определяют самостоятельно.

Для списания дебиторской задолженности комиссия по поступлению и выбытию активов готовит документы:

  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности
  • документы, свидетельствующие о невозможности взыскания задолженности
  • документы, подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора
  • судебное решение, подтверждающее невозможность взыскания суммы задолженности
  • справку о смерти дебитора и др.

В завершение статьи напомню, дебиторская задолженность, не погашенная на конец отчетного периода, должна быть отражена в отчетности учреждения согласно Инструкции № 191н (ф. 0503169) и Инструкции № 33н (ф. 0503769).

Кроме того, увеличение в течение отчетного года дебиторской задолженности относится к существенным событиям. Информацию об увеличении дебиторской задолженности или работе, проведенной по ее сокращению нужно отражать в Пояснительной записке к отчетности. Об этом говорится в письме Минфина России от 22.07.2016 № 02-06-10/43336.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://school.kontur.ru/publications/1560

Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here