Содержание
Должности преподавателей
Материал из Энциклопедия МИФИ
- Ассистент — начальная преподавательская должность в МИФИ. Бывает, что эта должность совмещается с учёбой в аспирантуре. На должность ассистента назначается лицо, имеющее высшее образование. На ассистентов возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий, прием зачётов и (по разрешению кафедры) помощь лектору в приеме экзаменов. Интересный факт — в учебном расписании где пишут должности преподавателей на данный момент вы нигде не увидите слово «ассистент», вместо него всегда пишут «преподаватель».
- Преподаватель — должность, занимающая промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. Как правило на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы. В МИФИ это достаточно редкая должность.
- Старший преподаватель — преподавательская должность, занимающая промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Для того чтобы стать старшим преподавателем в МИФИ необходимо не менее трех лет преподавательского стажа. Также зачастую данную должность занимают преподаватели с большим стажем, но не имеющие ученой степени.
- Доцент — как правило кандидат наук, имеющий значительный опыт преподавательской работы.
- Профессор— как правило доктор наук, имеющий значительный опыт преподавательской работы.
[править] Тьюторы
Тьютор — нечто новое, придуманное в МИФИ в 2013 году. Официально это не должность профессорско-преподавательского состава, поэтому на него не распространяются права и обязанности ППС (в частности — размер заработной платы и прохождение по конкурсу).
Какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать преподаватель вуза?
Карьера преподавателя всегда считалась престижной и почетной. Этому общественному мнению не помешали даже масштабные реформы в сфере образования и невысокий уровень заработной платы. Что же так привлекает людей к получению данной профессии? Какими качествами должен обладать преподаватель? Об этом и другом – в данной статье.
Кто обычно становится преподавателем вуза?
Как правило, преподавателями становятся в двух случаях:
- когда человек является потомственным преподавателем. То есть у него в семье принято выбирать эту профессию;
- когда преподаватели приглашают студента с красным дипломом к продолжению научной карьеры в стенах его Альма-матер.

Конечно, бывают и другие варианты, но они менее распространены. Например, когда человек проработал много лет специалистом в какой-то одной сфере, то ближе к пенсии или на пенсии он может выбрать карьеру преподавателя, чтобы у него появилось больше свободного времени. Накопленный за время работы опыт пригодится ему в его преподавательской деятельности и будет полезен студентам.
Требования к преподавателям
Чтобы преподавать в вузе, необязательно защищать диссертацию и получать кандидатскую степень. Однако в этом случае соискатель занимает в лучшем случае должность старшего преподавателя без возможности дальнейшего повышения по службе. Для этого ему придется в будущем защищать диссертацию. Соответственно, без защиты диссертации на соискание степени кандидата наук в университете сотруднику придется тяжко. Тогда ему придется всю карьеру занимать должность старшего преподавателя.
Так каковы же минимальные требования к преподавателю? Прежде всего, это наличие высшего образования – не ниже специалиста или магистра. Хотя иногда допускается привлечение сотрудников с бакалаврским дипломом. Компенсацией за отсутствие должного образования может послужить большой опыт работы по специальности. Такая ситуация распространена при привлечении к работе преподавателей-совместителей. Обычно в дневное время они работают по специальности, а по вечерам и выходным проводят занятия в университете. Бакалавру позволено также проводить практические и семинарские занятия в вузе.
Однако разделение на бакалавриат и специалитет произошло недавно, поэтому большинство преподавателей получило диплом специалиста в вузе.
Конкурс на замещение должности в вузе
Чтобы стать преподавателем в вузе, соискатель должен пройти процедуру конкурсного отбора на замещение желаемой должности. Конкурс проводится в открытой форме: информация о его проведении размещается на сайте университета. Соискатель должен подать заявку на участие в конкурсе в электронной форме и прикрепить к ней документацию.
Далее происходит избрание претендента на кафедре путем голосования. Если его кандидатура одобрена кафедрой, то дальнейшая его судьба будет решаться на собрании Ученого Совета. На самом конкурсе его присутствие необязательно, но желательно. Обычно ему дают несколько минут на собственную презентацию. Потом члены Совета производят голосование (возможные варианты ответа: «да», «против», «воздержался»). По итогам голосования претендента либо избирают, либо не избирают на должность.
Чтобы замещать должность, следует иметь за плечами аспирантуру. Чтобы претендовать на замещение более высоких должностей доцента и профессора, следует защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата или доктора наук соответственно.
Какими личными качествами должен обладать преподаватель?
Даже если соискатель на должность удовлетворяет всем описанным выше требованиям, далеко не факт, что из него получится хороший преподаватель.
Настоящий преподаватель должен обладать еще и определенными личными качествами, которые позволят ему привить к студентам тягу к науке:
- умение работать с людьми;
- умение установить контакт с аудиторией;
- грамотная и правильная речь. Для этого нужно постоянно работать над дикцией и тембром голоса, делать правильные ударения, не употреблять жаргонных слов;
- исключение панибратства со студентами;
- умение доступно объяснить материал;
- способность сохранять спокойствие в любых ситуациях. К примеру, не допускается, чтобы преподаватель «срывался» на студенте, даже если тот не ведет себя этично;
- организаторские способности.
Что касается профессионализма, то преподаватель должен быть намного более осведомленным в своей области, чем студенты. Идеально, если и в других областях он тоже будет на голову их выше. Это позволит ему заслужить авторитет. Важно не читать свои конспекты, а объяснять студентам материал, лишь изредка пользуясь своими записями. Тогда и студентам будет проще запоминать и усваивать материал. Это приходит только с опытом.
Преподавателю важно «держать руку на пульсе». Для этого он должен постоянно штудировать литературу по своей специальности, быть в курсе последних новостей и открытий. Важно уделять много времени на подготовку к занятиям. Преподаватель должен знать намного больше, чем он рассказывает студентам. И подготавливать материал к каждой лекции он должен с запасом.
Даже не обсуждается, что настоящий преподаватель должен уважать студентов и относиться к ним на равных. Не стоит забывать и о преподавательской этике.
Карьера преподавателя
Перечень должностей в вузе таков:
- ассистент;
- старший преподаватель;
- доцент;
- профессор.
Должность ассистента является профессиональной квалификацией преподавателя. Она подразумевает наличие диплома (специалиста или магистра) и опыт преподавания в течение одного года (или прохождение обучения в аспирантуре). В должностные обязанности ассистента входит проведение семинарских и практических занятий, консультаций. Также он должен помогать доценту или профессору в приеме экзаменов.
Старший преподаватель, помимо исполнения вышеперечисленных обязанностей, должен проводить лекционные занятия, разрабатывать методический материал и пособия. Для замещения данной должности соискатель должен защитить кандидатскую диссертацию или иметь стаж педагогической работы не менее трех лет.
Доцент должен не только вести педагогическую работу со студентами, но и проводить учебно-методическую работу и осуществлять научную деятельность. Для этого ему нужно писать рабочие программы, издавать научные статьи, писать учебные пособия и т.д. Для получения этой должности соискатель должен получить ученую степень кандидата наук и иметь преподавательский стаж.
Завершает иерархию должностей вуза профессор. Чтобы занять данную должность, соискатель должен получить ученую степень доктора наук, проводить научно-педагогическую работу не менее 5 лет, подготовить к защите аспирантов и соискателей, публиковать монографии, учебные пособия и научные статьи в журналах, входящий в перечень ВАК и РИНЦ.
Чтобы построить успешную карьеру, преподавателю необходимо сначала защитить диссертацию и получить степень кандидата наук, что позволит занять в университете должность доцента. Однако такой доцент называется «холодным», поскольку у него еще нет соответствующего ученого звания. Для этого ему нужно написать определенное количество работ и выполнить другие критерии, после чего быть представленным вузом к получению данного звания. Оно подтверждается соответствующей «корочкой». Тогда он станет «ВАКовским» доцентом. Потом он пишет докторскую диссертацию, становится профессором по должности, а потом – и по званию. Совсем немногим удается стать членами Академии Наук – высшей ступени научной иерархии.
Должностная инструкция преподавателя вуза
Современный преподаватель должен не только заниматься преподавательской деятельностью. В круг его обязанностей обычно входит:
- научно-исследовательская работа;
- ведение кружков со студентами;
- общественная деятельность и кураторская работа.
Раньше преподавателю уделялось больше времени на подготовку к лекциям, да и самих лекций было больше. После многочисленных реформ сферы образования у преподавателя осталось совсем мало времени на это. Теперь он должен больше заниматься рутинной работой: писать многочисленные рабочие программы и корректировать их, исходя из новых требований, и т.д. Это подрывает процесс образования изнутри.
Обязанности и нагрузка преподавателя, прежде всего, зависят от занимаемой им должности и наличия у него звания. От этого непосредственно зависит и его оклад. Для каждого преподавателя устанавливается учебная нагрузка. Она может различаться в зависимости от конкретного вуза и специальности. Нагрузка определяется самим вузом, но она не должна превышать 900 часов в год. Трудовым Кодексом установлено, что рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов. Отпуск должен составлять 56 дней. В преподавательских кругах даже ходит шутка: «У должности преподавателя вуза есть два плюса: июнь и июль».
Чтобы занимать должность преподавателя вуза, следует не просто избираться по конкурсу, но и регулярно повышать свою квалификацию.
Таким образом, преподаватель вуза – должность не только почетная, но и ответственная. Стать им сможет далеко не каждый. Быть преподавателем – это призвание.
К каждой выпускной квалификационной работе научный руководитель должен составить.
Аннотация к научной статье — это краткое изложение содержания научной работы. В.
В зависимости от объема практик и исследований могут.
Написать научную статью на английском языке при достаточном уровне его.
Далеко не многие научные журналы, попадающие на экспертизу для занесения в Web of.
Для того чтобы донести результаты собственных исследований до самой широкой аудитории, нужно иметь.
Научные сборники делятся на два вида: продолжающиеся и.
Если необходимо напечатать статью или тезисы в ближайшее время, аспирантов выручают научные.
Web of Science – это поисковая платформа, которая содержит огромную базу данных, состоящую.
Участие в научных конференциях дает возможность быстро, качественно и.
Написание обзора научных публикаций — работа, востребованность которой увеличивается.
Опубликовать статью в научном зарубежном журнале на.
Как получить доцента и профессора 46342
Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание. Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.
В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора
Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?
Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.
Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук. Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.
Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.
Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.
Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.
На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.
Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:
- Ассистент
- Преподаватель
- Старший преподаватель
- Доцент
- Профессор
Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.
В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:
- Доцент по специальности или доцент по кафедре.
- Профессор по специальности или профессор по кафедре.
- Член-корреспондент Академии наук.
- Действительный член Академии наук.
Как получить должность доцента и профессора
Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.
Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл. I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».
Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.
Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.
Как получить ученое звание доцента
Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий. Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?
- Ученая степень кандидата наук.
- Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
- Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
- Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
- Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
- Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.
Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.
Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.
Как получить ученое звание профессора
Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:
- Наличие ученой степени доктора наук.
- Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
- Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
- Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
- Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
- Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
- Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
- Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
- Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.
С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений — повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.
Также рекомендуем прочитать
Что такое очно-заочная форма обучения
Очники проводят в стенах университета или колледжа целый день. Заочники посещают его только во время установочных и зачетно-экзаменационных сессий. Что представляет собой очно-заочная форма обучения, рассмотрим в этой статье.
Как студенту сделать хороший доклад на конференции
Привет, студент! В этой статье мы расскажем тебе о том, как правильно выступить на научной конференции. И о том, зачем тебе это нужно.
Резюме преподавателя вуза
Успешный активный поиск работы невозможен без резюме. Резюме — это визитная карточка соикателя, представляющая информацию об его образовании, опыте работы, личных качествах и достижениях. Правильно составленное резюме — залог того, что вас заметят и пригласят на собеседование. В нашей сегодняшней статье мы поговорим от том, каким должно быть резюме и каковы особенности резюме преподавателя вуза.
Источник: http://moluch.ru/information/kak-poluchit-docenta-i-professora/
Какие в России присуждают ученые степени
Обычному человеку может быть достаточно сложно разобраться во всевозможных ученых степенях карьерной лестницы.
Обычному человеку может быть достаточно сложно разобраться во всевозможных ученых степенях карьерной лестницы.
Ведь мы слышим много научных титулов, таких как: аспирант, профессор, доцент, кандидат наук и другие. Можно запутаться в их изобилии, особенно если вы в этом деле новичок.
Давайте рассмотрим более подробно значение всех этих ученых степеней в России, их отличие от ученых званий и научных должностей.
Что называют ученой степенью
Ученой степенью называют уровень компетентности который присуждается благодаря научно-исследовательским достижениям.
Получить её можно учась в ВУЗе или в НИИ (Научно-исследовательском институте). Главный вердикт о получении принимается специальным комитетом в виде диссертационного совета.
Степенью считается профессиональное звание, не зависящее от занимаемой вакансии, опыта или времени обучения, и определяющее научный разряд.
С её помощью можно делать выводы об количестве знаний теории и научных практических успехах.
В обществе ученых принято ассоциировать авторитет, существование знаний и умений, а также специализацию с наличием степени или её отсутствием.
Заслуженный титул имеет право принадлежать человеку на протяжении всей жизни. Исключением является дисквалификация или присуждение более высокого звания.
На сегодняшнее время, в России награждают только двумя учеными степенями:
Зарождение данной двухступенчатой программы произошло ещё в научной системе дореволюционного периода Германии.
Множество стран, примыкающих к Болонскому делу, имеют только одну ученую степень под названием – доктор философии (Doctor of Philosophy).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
А так как правительство России также подписало Болонскую конвенцию, нацеленную на создание одного научно-образовательного критерия, есть вероятность изменений в присуждении степеней.
Ученые степени в порядке возрастания
Сейчас на территории РФ можно получить только две ученые степени:
- степень кандидата наук — первый разряд;
- степень доктора наук — второй, и наивысший разряд.
Разнообразие выбора ограничивается только этими двумя разрядами.
Диплом бакалавра или магистра свидетельствуют об степени объёма полученного образования в ВУЗе. К ученой степени они никак не относятся.
Быть награждённым степенью можно только в конкретной области науки. Существует специально составленный список, которым ограничиваются данные области.
К примеру, название полной учетной степени преподавателя уголовного права может быть таким: “Кандидат юридических наук” (к.ю.н.) за специальностью 12.00.09 “Уголовный процесс”. Название самого кода профессии пишется цифрами.
Чем отличается ученое звание от ученой степени
В этих двух понятиях достаточно легко запутаться, особенно если вы далеки от науки и всего что с ней связанно.
Ниже рассмотрим более подробно чем же они отличаются
Ученым званием называют пункт, обозначающий профессиональность научно-педагогических достижений. Самым главным критерием для получения этого звания является наличие опыта.
Далее берутся во внимание количество и объемы опубликованных работ, а также число аспирантов, находящихся под ответственностью данного учителя.
РФ награждают (присваивают) двумя учеными званиями:
Кстати, в России принято степень “присуждать”, а звание “присваивать”. Такие лексические значения используют в профессиональной сфере и документах по нормативам.
Немного ранее звание описывало вышеприведенный научный титул и отнесение к определенной кафедре, которая была местом работы преподавателя. Сейчас, с 2014 года, им награждают только как обозначением квалификации.
Когда-то присваиванием ученых званий занимались ВАК (Высшая аттестационная комиссия — центр, имеющий согласие Министерства).
Но с недавних пор этот процесс лежит только на плечах Министерства образования, через их опыт и профессиональные достижения.
Также изменились правила получения званий. Если ранее “профессора” можно было одержать сразу, то теперь сначала нужно “побыть” в звании “доцента” не менее трёх лет. И уже потом рассчитывать на повышение.
По традиции вначале ученых награждают степенью, а уже потом званием. Например, преподаватель изначально получает степень кандидата наук, а звание доцента уже после этого.
Поэтому, как часто бывает, доктора наук становятся профессорами. Но так как такого закона нет, то встречаются и профессора без докторской степени. В узком научном кругу их называют “холодными”.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Ученые степени в ВУЗах
Ученое звание не имеет никакого отношения к должности, которую занимает работник.
В заведениях науки и учёбы словами “профессор” и “доцент” называют ещё должностные ступени.
Присуждение как степени так и звания на всю жизнь закрепляется за человеком, но вступает в должность только на некоторое время.
Схема должностей в ВУЗах в порядке возрастания:
- лаборант;
- старший лаборант;
- ассистент;
- преподаватель;
- старший преподаватель;
- доцент;
- профессор;
- завкафедрой;
- декан;
- проректор;
- ректор.
Здесь можно сделать вывод, что работая доцентом можно иметь ученое звание профессора. И наоборот, не иметь никакого присуждённого звания, но работать профессором.
Но часто бывает так, что звание присваивают человеку после работы на одноименной специальности.
Требования для присуждения степени
Для достижения заветной цели о получении ученой степени нужно потратить много времени и приложить немало усилий.
Диссертационный совет является первым решающим органом в этом вопросе (согласием или отрицанием). Если решение было положительным, документы научного сотрудника передаются Высшей аттестационной комиссии.
Они, в свою очередь, более тщательно перепроверяют работу и документацию, а затем принимают окончательное решение.
Чаще всего положительное, но в некоторых случаях могут и отказать. С недавнего времени (2016-2017 г) произошли существенные перемены в этом деле.
Некоторым научным и образовательным заведениям было разрешено самостоятельно производить награждение степенью, не прибегая к утверждению ВАК. Таким как: МГУ, СПбГУ и другим масштабным НИИ и ВУЗам.
Как и предполагалось, это вызвало бурю отрицательных эмоций и сложных споров среди научного общества.
Большинство посчитали эту идею не очень хорошей, потому что возможность коррупции возрастёт в разы.
Для выдвижения своей кандидатуры на присуждение степени кандидата наук, нужно в обязательном порядке обладать дипломом специалиста или магистра. К сожалению, только диплома бакалавра будет недостаточно.
Принято считать, что первый шаг в сторону аспирантуры, это магистратура. Так как защищая диссертацию магистра можно рассчитывать на то, что потом она станет кандидатской.
Схема присуждения степени
Чтобы получить первую степень — кандидата наук нужно выполнить обязательные условия. Экзамены по специальности, иностранному языку и философии.
Сдав их, учёный получает допуск к защите диссертации — кандидатской работы по специальности.
Кандидатской диссертацией называют квалификационную работу, которая ценна для научной области и предоставляет варианты решения научных проблем в теории или обеспечивает новыми достижениями на практике.
Во время работы над диссертацией нужно сделать публикации не менее двух статей в изданиях научной сферы.
Если кандидат работает в научном учреждении, то на время написания кандидатской его отправляют в трехмесячный отпуск.
Множество желающих получить степень кандидата наук практикуются в аспирантуре – первая ступень образования после ВУЗа.
Аспирантуры существуют при ВУЗах научных заведениях, но конкурс в НИИ гораздо меньше. Учится в аспирантуре нужно 3-4 года.
Затем ученикам присваивают один из младших научных титулов и обязывают к преподавательскому или другому делу.
Если студент не желает заниматься наукой и преподаванием, то он может защищать диссертацию в свободном формате.
Сдавать экзамены и писать изучение самостоятельно, без зачисления их аспирантурой.
Статистические данные говорят, что далеко не всем удаётся получить кандидатскую степень с одного раза.
Только треть желающих могут этим похвастаться, а остальным приходится пробовать два или даже три раза.
Докторской диссертацией называют квалификационную работу, которая представляет собой большую ценность.
Она проявляется в виде важных научных достижений или решений проблем, которые имеют огромное значение для науки, культуры, экономики, политики и в целом научного общества.
Для получения обязательно нужно уже быть награждённым степенью кандидата наук и иметь как минимум 10-15 опубликованных статей по выбранной тематике.
Решение об присуждении принимается Президиумом ВАК.
Чтобы получить наивысшую степень учёного в РФ сначала нужно проучиться 3-4 года в докторантуре (аналогично аспирантуре). Также есть возможность свободного соискательства.
Претендовать на степень доктора наук осмеливаются немногие, так как получить её достаточно сложно. Скорее всего это люди, посвятившие науке практически всю свою жизнь.
Хорошим фактором считается то, что претендовать на любую степень можно в области, не связанной с образованием или титулом, полученным раньше.
Присуждение ученой степени сопровождается вручением квалификационного диплома.
Если вы решили посвятить свою жизнь науке, то получение ученой степени является неотъемлемой частью вашей профессии. Конечно, это не есть обязательным условием, но такой факт подтверждает вашу ценность, профессиональность и влияет на размер заработной платы.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник: http://disshelp.ru/blog/kakie-v-rossii-prisuzhdayut-uchenye-stepeni/
В преподаватели — без ученой степени?
Как отразится на качестве образования решение отменить профстандарт, который увязывал работу в вузе с научной деятельностью, рассуждают эксперты.
Профессиональный стандарт вузовского преподавателя действует в России с 2015 года как рекомендательный. Но уже со следующего года документ должен был стать обязательным для исполнения. Однако, как пишут «Известия» со ссылкой на Совет Федерации, внедрение стандарта решили отложить, поскольку он сильно ограничивал работу педагогов, не имеющих ученой степени. В Минобрнауки изданию подтвердили, что его действительно отменят и доработают. Как это отразится на качестве высшего образования, «Росбалт» спросил экспертов.
Зампредседатель комитета Госдумы по образованию Олег Смолин:
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский:
«Вообще затея с профстандартами в принципе была не очень понятная. С моей точки зрения, это первая ласточка общего кризиса в этой сфере. Изначально обсуждалось, что это будет комплексная история. На основе профстандартов будут строиться программы подготовки преподавателей. По ним же разработают систему аттестации. И четвертый компонент, который в этом комплексе должен работать — оплата труда. Человек проходит аттестацию, ему присваивается категория или должность, и он за это получает зарплату. Но этот комплекс не сложился. Профстандарты, аттестация и оплата труда не связаны между собой. Кроме того, если мы будем выдерживать весь этот цикл: сначала разработаем профстандарты, по ним — аттестацию, а потом начнем писать по ним учебники и утверждать их, процесс затянется на 10 лет. Это огромная бюрократическая волокита. А изменения в мире происходят гораздо быстрее. Три-пять лет — и придется писать стандарты заново.
Сама эта затея изначально была обречена, на мой взгляд, на то, чтобы потерпеть неудачу. Профстандарты тормозят развитие. Система должна быть пластичнее, гибче.
Основная претензия, которую озвучивал Совфед, заключается в том, что стандарт заметно ограничивал работу преподавателей-практиков, и вузы даже начали раздавать должности доцентов людям без научных степеней, чтобы как-то выйти из сложившейся ситуации. Это действительно так. Более того, в науке и преподавательской сфере так все забюрократизировано, что защита кандидатской или докторской диссертации превращается не в научное исследование, а в бумажную волокиту, которая отнимает массу времени и сил от реального исследования или преподавания. Даже творческие люди махнули на это рукой, и занимаются делом. А это опять же не соответствует требованиям стандарта.
Акцент на ученой степени разработчики стандартов сделали потому, что этот показатель легко проконтролировать: есть степень, нет степени. Поставить галочку в соответствующей графе просто, а на самом деле проверить, готов ли человек чему-то научить или нет, гораздо сложнее.
Кроме того, сейчас очень важно, чтобы людей учили практики, которые достигли каких-то успехов в своем деле. Это касается и бизнеса, и производства, и гуманитарной сферы. Но эта бюрократия с обязательной диссертацией формально отвечает каким-то требованиям, а по существу является издевательством».
Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина:
«Профстандарт должен был вступить в действие в начале следующего года, и заменить собой старый квалификационный справочник, который морально устарел. Однако к новому документу изначально было много вопросов. В частности, он закрывал доступ в образование преподавателям-практикам, которых и сейчас, скажем прямо, не много. Профстандарт мог нанести серьезный урон университетам, которые старались привлекать ведущих специалистов в своей области. Особенно это касается IT-специалистов, и вообще высокотехнологичного бизнеса, о чем говорили МИФИ, Физтех, ИТМО, Бауманка, ВШЭ.
Очень многие жалуются, что и сейчас вузы не могут предложить практикам адекватные преподавательские должности из-за отсутствия ученой степени. Как результат: неудобный график работы и отсутствие карьерного роста в образовании. Важно найти адекватный трек карьеры не только для людей с академическими и научными достижениями, учеными званиями и публикациями, но и с богатым опытом в профессиональной сфере. При этом, конечно, должны быть и адекватные критерии оценки профессионального признания, достижений, премий и прочего.
В мире все меняется с такой скоростью, что, конечно, практики очень востребованы. Но стандарт отменили, а точнее — приостановили его действие, не только из-за этого. Там и без практиков было достаточно ограничений. В частности, в стандарте говорилось, что профессура может работать только с магистрами и аспирантами, но не с бакалаврами. Что образование преподавателя должно точно соответствовать тем курсам, которые он ведет. В противном случае он должен пройти не просто повышение квалификации, а профессиональную переподготовку, а это 250 учебных часов. Это тоже вызывало недоумение. Сейчас появляется очень много междисциплинарных специальностей, и требования стандарта, конечно, абсолютно нереальны и неадекватны.
Сама идея для людей столь высокой квалификации, как преподаватели университетов и научные работники, иметь стандарт у меня вызывает очень большие сомнения. Того регулирования, которое есть, достаточно. Это и постановление правительства о номенклатуре должностей, и ведомственные приказы, где основные квалификационные требования и нормы часов за ставку заработной платы тоже прописаны.
Сегодня все вузы и так работают в ситуации конкурса на замещение вакантных должностей как преподавательских, так и научных. Руководство вузов с учетом своей стратегии развития в состоянии справится с кадровой политикой в своем университете. Не нужно больше ничего стандартизировать. Это очень творческая работа уникальных специалистов высокой квалификации. Если профстандарты будут отменены, ничего критичного не произойдет. Напротив — их введение грозило очень многим руководителям университетов штрафами за несоответствие читаемых курсов образованию преподавателей. Но не в этом русле лежит повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, встраивание науки в образование.
Отмена профстандарта не означает, что теперь преподавать в вузе сможет любой. Пока не ввели профстандарт, продолжают действовать профессиональные квалификационные справочники. В них к каждой должности есть требования. Эта сфера без регулирования не останется. Там есть ограничения, причем, довольно серьезные. Например, после бакалавриата преподавать нельзя. Нужно окончить либо специалитет, либо магистратуру. Это, кстати, еще одно ограничение для работников реального сектора, многие из которых после бакалавриата уходят работать, а к 30 годам достигают профессиональных высот. Обычно таких специалистов если и брали, то на непреподавательские должности. Это давало свои ограничения. Поскольку непреподаватели не имеют права вести занятия, могут только ассистировать. Все это, конечно, важно урегулировать, чтобы включить образование в реальную экономику.
Качество образования с отменой профстандарта только вырастет. Для академической профессуры критерии выстроены довольно четко: публикации, защита диссертации, цитирование. Критерии привлечения специалистов-практиков сейчас обсуждаются. Какие профессиональные достижения, опыт работы и признание будут учитываться при приглашении на работу в вуз. Но это точно не значит, что кто угодно сможет стать преподавателем».
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.rosbalt.ru/moscow/2019/12/23/1819946.html
Юрист с рабочим стажем более 28 лет.