Участие в разрешении трудовых споров

Примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров

Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители ( работодатели такого права не имеют ). Требования работников организации (предприятия, учреждения), представительства утверждаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Одновременно работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным , если на нем присутствует более 1/2 работающих, конференция — более 2/3 (ст. 399 ТК).

Работодатель не вправе препятствовать проведению такого собрания (конференции). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотрению в порядке, указанном законом для трудовых споров.

Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для разрешения данного коллективного спора. Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующими сторонами социального партнерства (ст. 399 ТК).

Работодатель обязан в течение 3 рабочих дней дать письменный ответ на предъявленные требования работников, а по требованиям профсоюзов – в течение 1 месяца со дня получения требований работодателем (ст. 400 ТК).

Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, поскольку моментом начала этого спора является

  • день сообщения решения работодателя об отклонении требований работников или
  • несообщение им в указанный срок своего решения, а также
  • дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

  1. рассмотрение спора примирительной комиссией;
  2. рассмотрение спора с участием посредника ( факультативный этап );
  3. рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Примирительная комиссия

Примирительная комиссия является обязательным этапом .

Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до 3-х рабочих дней с момента начала спора. Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, иначе коллективный трудовой спор передается на рассмотрение с участием посредника или трудового арбитража (ст. 406 ТК). Комиссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (ст. 402 ТК).

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон . Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой. Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии (ст. 402 ТК).

При недостижении примирительной комиссией согласия стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе с участием посредника или в трудовом арбитраже (по соглашению сторон).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение 3 рабочих дней могут пригласить посредника (самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров). А если в этот трехдневный срок они не достигли соглашения о посреднике, то приступают к созданию трудового арбитража (ст. 403 ТК).

Стороны могут пригласить в качестве посредника любого специалиста.

Посредник – это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника. Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней ,
  • на иных уровнях социального партнерства — в срок до 5 рабочих дней

со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника заканчивается:

  • оформлением решения (если по спору достигнуто соглашение), обязательным для сторон спора;
  • оформлением протокола разногласий (если соглашение сторон по спору не достигнуто).

После составления протокола разногласий стороны обращаются к третьему этапу – трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж

Трудовой арбитраж – временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника.

Читайте так же:  Недопустимость зачета и обратного взыскания алиментов

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости — Роструд) для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны обязаны создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней ,
  • на иных уровнях социального партнерства — в срок до 5 рабочих дней

со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

  • рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора;
  • получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора;
  • информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора;
  • принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка , рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган (Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)) по урегулированию коллективных трудовых споров.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/primiritelnie-protseduri-razresheniya-kollektivnich-trudovich-sporov

Трудовые споры – порядок их рассмотрения в комиссии по трудовым спорам и в суде

Разногласия между работодателем и сотрудником, — не редкость. Иногда они решаются мирным путем, но в некоторых случаях возникшая проблема перерастает в трудовой спор. Задержка заработной платы, отказ в предоставлении очередного отпуска, требование работы сверх нормы, ухудшение условий труда – все это может стать предметом спора между работником и его начальством. В таком случае сотруднику придется защищать свои права с помощью специальных комиссий или даже обращаться в суд.

Что такое трудовой спор?

Трудовой спор – это ситуация, возникающая в результате появления разногласий между руководством организации и ее сотрудниками. Причин для возникновения таких споров может быть довольно много. Среди наиболее распространенных предметов разногласий могут быть:

  • размер зарплаты и дополнительных выплат;
  • задержка оплаты труда;
  • завышенные требования работодателя к должностным обязанностям сотрудника;
  • график работы;
  • отказ в предоставлении отпуска;
  • условия труда и т.д.

Трудовой Кодекс Российской Федерации выделяет два основных вида трудовых споров:

Каждый из этих видов имеет различные подходы и методы разрешения.

Индивидуальный трудовой спор

Индивидуальный трудовой спор является наиболее распространенным и возникает из-за разногласий между работодателем и конкретным сотрудником предприятия. Работник начинает защищать свои права, требуя от руководства решения возникшей проблемы. Если разрешить спор не получается, каждая из сторон имеет право обратиться за помощью. Первым шагом станет обращение в комиссию по трудовым спорам, а уже после этого – в государственные службы (трудовую инспекцию, прокуратуру или судебную инстанцию).

Порядок разрешения индивидуальных споров

Трудовое законодательство РФ детально прописывает действия сотрудника в случае возникновения разногласий с руководством. Для защиты своих прав работнику необходимо выполнить несколько шагов.

  • Провести переговоры с руководством и принимать дальнейшие действия только после того, как он убедится в невозможности прийти к согласию.
  • Обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС). Как правило, такие комиссии создаются на крупных и средних предприятиях (обычно существуют в форме профсоюза). В небольших компаниях это редкость.

Комиссии по индивидуальным спорам

Для того чтобы обратиться в комиссию, потребуется подготовить письменное заявление в свободной форме, указав в нем следующие пункты:

  • орган, куда отправляется заявление;
  • предмет возникшего трудового спора;
  • свою позицию в возникшем конфликте;
  • просьбы к членам комиссии.

После получения заявления комиссия обязана зарегистрировать его и приступить к рассмотрению возникшего спора в течение десяти дней.

Образец заявления можно скачать здесь:

Срок подачи заявления составляет не более трех месяцев с момента нарушения прав сотрудника.

Заседание должно проходить в присутствии инициатора спора. В случае если сотрудник не явился на заседание, оно переносится на другой день. При повторной неявке комиссия имеет право снять вопрос с повестки.

При необходимости во время заседания могут присутствовать приглашенные свидетели и специалисты. Во время работы комиссии составляется протокол, подтвержденный подписями и печатью.

Для того, чтобы решение КТС вступило в законную силу, на заседании должны присутствовать не меньше половины членов комиссии, представляющих сторону сотрудника, и столько же – со стороны работодателя.

Решение принимается при помощи тайного голосования, а результат оформляется отдельным документом, который в течение трех дней получают как сотрудник, так и работодатель.

У каждой из сторон имеется 10 дней для обжалования решения. Если обжалование не подается, решение КТС должно быть реализовано в трехдневный срок.

Если сотрудник не удовлетворен решением комиссии, он может обратиться в вышестоящие инстанции: трудовую инспекцию, агентство по труду или в суд.

Читайте так же:  Закон о увольнении работников предпенсионного возраста

Коллективные трудовые споры

Иногда конфликтная ситуация, возникшая на предприятии, может затрагивать сразу нескольких работников коллектива. Если спор возник между работодателем и группой сотрудников, он будет являться коллективным и рассматриваться уже в другом порядке.

Самое первое, что потребуется в этом случае, – провести собрание группы сотрудников, инициировавших спор, сформулировать и оформить в письменном виде требования к руководителю. Подготовленный документ необходимо отправить адресату.

Только после того, как работодатель отказывается выполнять предоставляемые ему требования, коллективный спор можно считать открытым. Для его разрешения существуют три этапа:

  • создание примирительной комиссии;
  • рассмотрение спора с участием посредника;
  • разбор разногласий через арбитраж.

Комиссия по коллективным трудовым спорам

Попытка решения спора через примирительную комиссию является обязательной. Спорящие между собой стороны не могут уклониться от участия в примирительных процедурах, иначе они могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст.5.32 КоАП РФ.

В комиссию должны входить представители обоих сторон, представленные в рам. Формируется она в течение трех дней с момента начала трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя. При этом работодатель обязан создать все условия, необходимые для работы комиссии.

Предмет коллективного трудового спора комиссия рассмотрит в течение пяти рабочих дней с момента подписания приказа о ее создании.

Если достичь соглашения не получается, стороны могут пригласить посредника для участия или же сразу решать разногласия через арбитраж.

Участие посредника

Вторым этапом разрешения разногласий станет приглашение посредника, которого может рекомендовать служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Также существует возможность пригласить его вне зависимости от рекомендаций. Посредник становится третьей нейтральной стороной и должен помочь спорящим прийти к решению вопроса. Предмет спора рассматривается посредником в течение семи календарных дней с момента приглашения. Свое решение посредник передает сторонам в письменной форме. Если урегулировать спор по-прежнему не получается, составляется протокол разногласий и стороны переходят к третьему этапу – трудовому арбитражу.

Арбитраж

Заключительный этап примирительных процедур – арбитраж. Он формируется службой по урегулированию коллективных трудовых споров совместно с противостоящими сторонами. Срок создания арбитража – максимум три рабочих дня с момента окончания работы примирительной комиссии или посредника.

В состав арбитража входят три трудовых арбитра, которых могут предложить и сами стороны коллективного спора. В другом случае арбитры назначаются службой по решению споров.

В состав трудового арбитража не входят представители спорящих сторон.

После того, как арбитраж полностью сформирован, в течение пяти рабочих дней ему предстоит рассмотреть предмет спора. По результатам работы арбитраж составляет рекомендации по урегулированию разногласий и в письменном виде направляет их обеим сторонам.

Рассмотрение трудового спора в суде

Приведенные выше способы решения индивидуальных и коллективных трудовых споров являются мирными. Если же после всех процедур согласия достичь так и не получается, можно обратиться в суд.

Как указано в п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ, разногласия, возникшие между работодателями и сотрудниками, попадают на рассмотрение судов общей юрисдикции. При этом трудовые споры могут рассматриваться как мировым судьей, так и районным (городским) судом.

Мировой судья имеет право на рассмотрение любых индивидуальных трудовых споров, за исключением вопросов, касающихся увольнения сотрудника и восстановления его в должности.

Образец заявления в суд:

Срок обращения за разрешением спора

Сроки обращения в суд работодателей или сотрудников устанавливает ст.392 ТК РФ.

  • Исковая давность по большинству трудовых споров для работников составляет три месяца. Исключением являются споры по увольнениям, когда сотрудник имеет право обратиться в суд в течение одного месяца с момента получения на руки трудовой книжки. Кроме того, в течение одного года сотрудник может обратиться в суд в случае невыплаты зарплаты.
  • Исковая давность для работодателей в случае причинения ущерба сотрудником составляет один год.

Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет сотрудникам и работодателям множество законных возможностей для решения возникших между ними споров. Привлечение третьей стороны поможет объективно оценить доводы спорящих и принять наиболее правильный выход из ситуации. Однако в первую очередь успешное разрешение конфликта будет зависеть от желания сторон урегулировать вопрос и найти компромисс. В крайних случаях принимать правильное решение будет суд.

Источник: http://trud.guru/spor/rassmotrenie-i-razreshenie.html

Трудовые споры: общий порядок, суд и комиссия

Понятие и виды трудовых споров

Понятие трудовых споров и порядок их разрешения рассмотрены в главах 60 и 61 ТК РФ. Закон различает такие виды трудовых споров, как индивидуальные и коллективные.

Индивидуальный трудовой спор разногласия возникают между одним работником и работодателем.

Коллективные трудовой спор разногласия возникают между работодателем и всем рабочим коллективом или профсоюзом.

Участником индивидуального трудового спора может быть как действующий, так и бывший сотрудник организации, а также соискатель, которому отказали в приеме на работу (ст. 381 ТК РФ). Разногласие с лицом, работающим по гражданско-правовому договору, тоже может рассматриваться как индивидуальный трудовой спор: ТК РФ требует применять к таким отношениям нормы трудового права, если в ходе разбирательства суд установит, что ГПД фактически был прикрытием для отношений формата «работник-работодатель».

Важно!

Стороны коллективного трудового спора, как правило, назначают представителей. Интересы работников может представлять руководитель профсоюзной ячейки или член рабочего актива, а работодателя — директор или юрист предприятия.

Индивидуальный спор может возникать по вопросам применения:

  • коллективного договора;
  • трудовых договоров и дополнительных соглашений;
  • локальных нормативных актов;
  • положений ТК РФ, федеральных законов и других нормативных актов (в том числе отраслевых), содержащих нормы трудового права.
Читайте так же:  Срочный займ сейчас без отказов

Коллективный трудовой спор может возникать по вопросам:

  • установления и изменений условий труда, в том числе его оплаты;
  • заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений;
  • учета мнения профсоюза или иного выборного органа, представляющего работников, при согласовании локальных нормативных актов.
http://profkadrovik.ru/articles/special-projects/trudovye-spory-obshchij-poryadok-sudy-i-komissii/

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров (ст.ст. 398 — 418)

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в наименование главы 61 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

ГАРАНТ:

См. схему «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров»

>
Основные понятия
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/10fffb04d9fa95aeca4ccf3783117508/

Статья 407. Трудового кодекса РФ. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

  • производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
  • содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
  • ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
  • организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

  • производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;
  • содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

  • проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
  • выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
  • оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
  • организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Комментарии к ст. 407 ТК РФ

1. Комментируемая статья определила функции и компетенцию государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров.

Урегулирование коллективных трудовых споров — одна из функций Роструда, федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Минздравсоцразвития России.

Положение о Федеральной службе по труду и занятости утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. См. также Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости».

Роструд руководствуется в деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, а также названным Положением.

Роструд осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

2. Наименования, образец печати и бланк письма территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров утв. Приказом Роструда от 2 марта 2005 г. N 30.

В целях обеспечения деятельности территориальных органов Роструда по урегулированию коллективных трудовых споров были утверждены следующие наименования управлений по урегулированию коллективных трудовых споров:

  • Центрально-Черноземное;
  • Северо-Западное;
  • Северо-Кавказское;
  • Волго-Вятское;
  • Поволжское;
  • Уральское;
  • Западно-Сибирское;
  • Восточно-Сибирское;
  • Дальневосточное.

3. Схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2008 г. N 22н.

4. Отчет о деятельности территориального органа Федеральной службы по труду и занятости по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из следующих разделов.

1. Содействие в разрешении коллективных трудовых споров. Краткий анализ ситуации по субъектам РФ:

  • количество коллективных трудовых споров, динамика возникновения и разрешения коллективных трудовых споров по регионам, отраслям, продолжительности и количеству работников, принимавших в них участие;
  • причины возникновения коллективных трудовых споров, анализ практики разрешения коллективных трудовых споров, доля неурегулированных коллективных трудовых споров, перешедших в забастовки, в общем количестве зарегистрированных коллективных трудовых споров;
  • проведение общественными организациями всероссийских, региональных и прочих акций протеста, анализ выдвигаемых требований, количество организаций и работников, принявших в них участие.

Взаимодействие с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Организация работы по:

  • содействию в разрешении социально-трудовых конфликтов в организациях, предотвращению возникновения коллективных трудовых споров;
  • оказанию методической помощи сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;
  • участию в формировании трудовых арбитражей;
  • повышению эффективности разрешения коллективных трудовых споров.

Применение инновационных методов работы.

2. Управление техническими и информационными ресурсами. Организация и проведение мероприятий по информатизации.

Читайте так же:  Бухучет кредиторская задолженность

Анализ состояния технических и информационных ресурсов, подготовленный на основе Паспорта информатизации (привести количественные и качественные показатели).

Участие в проводимых Федеральной службой по труду и занятости мероприятиях по информатизации.

Участие в мероприятиях, проводимых в субъекте РФ в части информатизации (конференции, семинары, конкурсы, территориальные программы и др.).

Перспективы использования и развития технических и информационных ресурсов, анализ эффективности расходования средств федерального бюджета.

3. Информационная деятельность, взаимодействие со СМИ. Размещение материалов в центральных и региональных средствах массовой информации (характер публикаций, условия размещения, периодичность и т.д.).

Выступления в передачах на радио и телевидении. Участие в выпуске непериодических изданий (листовки, буклеты и др.). Размещение информационных материалов в сети Интернет.

Участие в мероприятиях, проводимых органами государственной власти субъекта РФ или общественными организациями (конференциях, совещаниях, семинарах и проч.).

4. Развитие территориального органа. Организация работы по проведению инвентаризации и учету объектов движимого и недвижимого имущества (информация о продаже, приобретении, передаче в иную форму собственности или аренду объектов (зданий, сооружений, помещений, землеотводов, основных средств), являющихся федеральной собственностью и находящихся в оперативном управлении территориального органа).

Численность (штатная и фактическая) и состав работников. Затраты на содержание, а также в расчете на одного работника, в том числе по фонду оплаты труда.

5. Структура отчета о деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости за 2007 год утв. Приказом Роструда от 26 декабря 2007 г. N 275.

6. Положение о Совете руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости утв. Приказом Роструда от 8 февраля 2005 г. N 13.

Совет руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости является совещательным органом Роструда, созданным для подготовки и рассмотрения предложений по совершенствованию деятельности территориальных органов и выработки рекомендаций по реализации возложенных на них полномочий с учетом практики работы.

Совет руководителей осуществляет деятельность на принципах коллегиальности и гласности и руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, названным Положением, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, индивидуальными правовыми актами Роструда.

Одной из задач Совета руководителей является подготовка предложений и участие в рассмотрении документов по одному из основных направлений деятельности территориальных органов Роструда — урегулированию коллективных трудовых споров.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Источник: http://consultant-mos.ru/kodeksy-rf/tk/statya-407-tk-rf.html

Порядок разрешения трудовых споров

Порядок разрешения трудовых споров. Конституция РФ (п. 4 ст. 37) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и такой из них, как забастовка. Под трудовыми спорами следует понимать разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, установления либо изменения условий труда.

Причинами споров могут быть:

o недостаточная осведомленность работодателей и работников в трудовом законодательстве, в результате чего оно применяется неверно;

o несовершенство самого законодательства в быстро меняющихся внешних обстоятельствах;

o разногласия между работниками и работодателем по вопросам установления новых или изменения действующих условий труда, например введения новых норм выработки;

o разногласия между работодателем и профсоюзом.

Трудовые споры рассматриваются в судах общей юрисдикции в следующих случаях (ст.ст. 391 — 397 ТК РФ):

o если работник или работодатель не согласны с решением КТС;

o по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству;

o если на предприятии комиссии по трудовым спорам не собираются либо не созданы;

o по заявлению работника о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об уплате за время вынужденного прогула или выполнения низкооплачиваемой работы;

o по заявлению работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию.

В судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, а также лиц, с которыми работодатель в соответствии с законодательством обязан был заключить трудовой договор.

По иску о восстановлении на работе работник вправе требовать:

o непосредственного своего восстановления на работе;

o оплаты вынужденного прогула (даже если истец не потребует этого в исковом заявлении, суд обязан поставить данный вопрос перед ответчиком);

o возмещения морального ущерба (суды могут удовлетворять требования о возмещении морального ущерба в размере, пропорциональном стоимости иска).

Иски о восстановлении на работе подаются в суд в месячный срок со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае причинения работником материального ущерба предприятию работодатель вправе обратиться в суд в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе суд выносит определение о выплате ему среднего заработка. Коллективные трудовые споры. Порядок разрешения трудовых споров, а также реализация права на забастовку, предусмотрены Законом РФ «О порядке разрешения трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ и ст.ст. 398 — 418 ТК РФ.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

o рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;

o рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, указанная Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего трудового спора. Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные ТК РФ.

Читайте так же:  Госпошлина разрешения на работу иностранному гражданину

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным.

Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Решение об объявлении забастовки принимается общим собранием (конференцией) работников организации (филиала, подразделения, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации. Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК РФ. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

o перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

o дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;

o наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

o предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.

· Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

o в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

o в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку (ст. 414 ТК РФ). Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 413 ТК РФ. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняется место работы и должность. Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время участия их в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке. Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ.

Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ. Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотрен ТК РФ. В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке (ст. 415 ТК РФ). Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и рекомендации, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку (ст. 418 ТК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/950026/pravo/poryadok_razresheniya_trudovyh_sporov

Участие в разрешении трудовых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here