Содержание
- 1 Декларация на товары: кому дать, а кому отказать? (Манохова С.В.)
- 2 Интеллектуальная собственность: таможенный контроль
- 3 Коммерческая тайна в таможенной деятельности
- 4 Коммерческая тайна: защищаемся от изъятия
- 5 Тайны таможенных деклараций будут раскрыты.
- 6 Положение о коммерческой тайне — образец 2020 года
Декларация на товары: кому дать, а кому отказать? (Манохова С.В.)
Дата размещения статьи: 07.04.2016
Предприятие оптовой торговли с целью перепродажи закупает у российского поставщика импортные товары. Поставщик не представил копию ГТД. Вправе ли покупатель запрашивать копию ГТД у предприятия-оптовика? Как аргументировать отказ представить декларацию покупателю?
ГТД или ДТ?
Прежде чем ответить на вопрос, разберемся с понятиями. Нередко бухгалтеры, так или иначе связанные с отражением внешнеторговых операций, когда речь заходит о документальном оформлении сделки, используют аббревиатуру ГТД. И хотя все понимают, о чем речь, в настоящее время это не совсем корректно.
Дело в том, что формы бланков «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД2)», «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД4)», утвержденные Приказом ФТС России от 03.08.2006 N 724 (которые и именовались ГТД), начиная с 2011 г. не применяются (Приказ ФТС России от 13.01.2011 N 76 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов ФТС России»). На смену им пришла форма «Декларация на товары», или сокращенно ДТ (Решение Комиссии ТС от 20.05.2010 N 257). Таким образом, в настоящее время, говоря о декларации на товары, правильнее применять сокращение ДТ.
Порядок применения ДТ
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации (ст. 180 ТК ТС):
— декларация на товары;
— транзитная декларация;
— пассажирская таможенная декларация;
— декларация на транспортное средство.
В соответствии с п. 13 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары при декларировании товаров в письменной форме ДТ представляется в таможенный орган в трех экземплярах и распределяется следующим образом:
— первый экземпляр остается в таможенном органе, которому декларируются товары;
— второй и третий экземпляры возвращаются декларанту. При этом при помещении товаров под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории, второй экземпляр представляется в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории.
———————————
Утверждена Решением Комиссии ТС N 257.
Таким образом, в названной норме регламентировано, куда необходимо представлять один из двух экземпляров ДТ, выданных декларанту после завершения процедуры таможенного оформления: в случае если импортные товары впоследствии будут экспортироваться, экземпляр ДТ нужно будет представить в таможенный орган.
Никакими нормативно-правовыми актами не предусмотрено, что импортер обязан представлять декларацию на товары (либо ее копию) покупателю.
Более того, на основании ст. 197 ТК ТС в отношении отдельных видов ввозимых товаров их выпуск может быть осуществлен таможенными органами до подачи таможенной декларации (при условии представления в таможню необходимых документов, в том числе обязательства в письменной форме о подаче декларантом таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров). В таком случае продавец-импортер на дату реализации товаров может вовсе не иметь на руках ДТ.

Зачем покупателям ДТ?
Мнение чиновников
Делаем выводы
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=7125
Интеллектуальная собственность: таможенный контроль
Заключая договор поставки с иностранной организацией, мало кто задумывается о том, что, при ввозе товаров на территорию РФ он еще и автоматически становится пользователем объекта интеллектуальной собственности, относящегося к приобретенному товару.
Так, ввоз на территорию РФ товара, обозначенного товарным знаком, признается использованием такого товарного знака как средства индивидуализации товара. Поэтому при расчете таможенной стоимости ввозимых товаров в таком случае вы должны учитывать и стоимость лицензионных платежей за использование товарного знака, как и любого другого объекта интеллектуальной собственности.
Не всегда сам импортер знает, использует ли он объекты интеллектуальной собственности при ввозе товаров на территорию РФ. Получить такую информацию в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, объектов промышленной собственности он может из официальных источников, поскольку такие объекты подлежат обязательной регистрации в Роспатенте. В отношении объектов, регистрация которых не предусмотрена, информацию можно получить у поставщика. Но поскольку доказать факт использования незарегистрированного объекта затруднительно, отсутствие упоминания о его использовании при расчете таможенной стоимости вопросов у таможенных органов не вызовет.
Таким образом, при заключении договора поставки в рамках внешнеэкономической деятельности необходимо выяснить, будет ли сопряжена поставка товара с использованием объекта интеллектуальной собственности — товарного знака, знака обслуживания, объектов промышленной собственности. Получить такие сведения можно, в том числе, из Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. В случае наличия в этом реестре товарного знака, которым промаркированы ввозимые Вами товары, таможенные органы потребуют подтвердить правомерность его использования.
В случае непредоставления таких документов таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров на срок до 10 дней, запросив подтверждение правомерности использования объекта интеллектуальной собственности у импортера и правообладателя. При отсутствии такого подтверждения и признания факта незаконности такого использования импортера могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП, предусматривающую конфискацию контрафактного товара.
При отсутствии сведений в таможенном реестре таможенные органы также вправе приостановить выпуск товара, если у них есть информация о правообладателе. Информацию о зарегистрированных объектах ИС таможенные органы запрашивают в Роспатенте, ведущем реестры зарегистрированных объектов.
Поэтому в договоре поставки в случаях, когда лицензионный договор не заключается и платежи за использование товарного знака правообладателю не перечисляются, рекомендуем прямо об этом написать либо указать на безвозмездный характер использования товарного знака импортером, чтобы избежать лишних споров с таможенными органами и риска конфискации товара.
При наличии заключенного лицензионного договора/договора франчайзинга зачастую возникают проблемы с подтверждением достоверности заявленного размера лицензионных платежей в связи со сложностью расчета вознаграждения по такому договору, подтверждения его относимости к данной партии товаров, отсутствия упоминания в расчете таможенной стоимости о наличии такого договора. В результате Вас могут ждать долгие разбирательства с таможенными органами и доначисление таможенных пошлин.
В отношении лицензионных договоров, в первую очередь, следует отметить, что скрыть наличие заключенного договора от таможенных органов не удастся, поскольку такой договор, как и договор франчайзинга, подлежит регистрации в Роспатенте. Поэтому отсутствие в декларации по расчету таможенной стоимости товара упоминания о факте заключения лицензионного договора автоматически приведет к пересчету таможенной стоимости и, соответственно, доначислению таможенных пошлин за ввоз товара. В интересах импортера в таких случаях самостоятельно предоставить таможенным органам информацию о наличии лицензионного соглашения, иного договора, предусматривающего перечисление платежей за использование объектов интеллектуальной собственности. Информация об условиях лицензионного соглашения, бухгалтерские справки с приведением расчета лицензионных платежей помогут избежать лишних расходов, так как при отсутствии подробного расчета со стороны импортера таможенный орган произведет расчет самостоятельно.
В письме ФТС России от 22.09.2008 г. № 05-33/39045 указано, что не представляется возможным выработать универсальные способы расчета лицензионных платежей, такой расчет должен производиться применительно к конкретным обстоятельствам и условиям лицензионного договора, в зависимости от имеющихся у декларанта документов. Таким образом, в интересах декларанта сделать расчет лицензионных платежей простым и понятным, подготовить пакет документов и свою методику расчета лицензионных платежей, исходя из конкретных обстоятельств сделки.
Мы рекомендуем задуматься о перспективе включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров уже на стадии согласования условий лицензионного соглашения и детально проработать механизм расчета лицензионных платежей, для того, чтобы впоследствии была возможность включения минимальной доли от всей их суммы в таможенную стоимость товара.
Исходя из анализа судебной практики по делам об обжаловании решений таможенных органов о пересчете таможенной стоимости в связи с неправильным расчетом включаемых в нее лицензионных платежей можно выделить следующие важные моменты:
— суды, руководствуясь позицией Конституционного суда РФ (Определение № 287-О от 20.01.2001 г.), признают ввоз и предложение товара, обозначенного товарным знаком, к продаже на территории РФ использованием такого товарного знака. Поэтому доводы импортирующих организаций о том, что ввозимые на территорию РФ товары уже промаркированы товарным знаком, самостоятельно организация индивидуализацией товаров не занимается и, соответственно, товарный знак не использует, признаются судами необоснованными (Постановление ФАС Центрального округа от 13.01.2012 г. по делу № А23-1556/10А);
— указание в лицензионных договорах права использовать товарный знак не только непосредственно на товаре, но и на упаковке, в рекламе, заключение комплексных франчайзинговых договоров обязывает таможенные органы при перерасчете таможенной стоимости доказывать правомерность отнесения лицензионных платежей к ввезенным товарам, проводить анализ вопроса об использовании организацией других полномочий в рамках данных договоров и проводить достоверный расчет лицензионных платежей, относимых именно к ввезенным товарам (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2011 по делу № А44-3558/2010). Соответственно, при неподтвержденности таможенными органами достоверности произведенного расчета — суд может удовлетворить требование организации об отмене решения таможенного органа о пересчете таможенной стоимости товаров.
— отсутствие в договоре поставки ссылок на обязанность уплаты лицензионных платежей, как условие поставки товаров, при наличии лицензионного договора, не является основанием для невключения размера лицензионных платежей в стоимость товара (Постановление ФАС МО от 03.11.2011 по делу № А40-13977/2010).
— при наличии договора об использовании объекта интеллектуальной собственности, прямо не связанного с ввозимыми товарами, например, коммерческого обозначения, если расчет платежей за такое использование зависит от объема проданных товаров, суды признают, что в таком случае используемые объекты интеллектуальной собственности влияют на формирование стоимости товаров (Постановление ФАС МО от 08.09.2011 по делу № А40-13376/10).
Как видим из приведенных решений, в части ввозимых товаров лучше прописывать удобный для расчета таможенной стоимости порядок уплаты лицензионных платежей. При этом делая такой платеж минимальным, а всю оставшуюся сумму вознаграждения, планируемого к уплате, связывать с использованием средства индивидуализации, без привязки к ввозимым товарам, что возможно в рамках еще одного отдельно заключаемого договора. Широкие возможности в этом плане дает договор франчайзинга, в котором наряду с правом использования товарного знака, объекта промышленной собственности, иного результата интеллектуальной деятельности могут быть предусмотрены условия использования деловой репутации, коммерческого опыта и т.д., что максимально затрудняет перерасчет заявленной таможенной стоимости и определение факта использования объекта интеллектуальной собственности именно в контексте конкретной партии товаров.
Акцентируя внимание на таможенном аспекте в регулировании отношений по использованию объектов интеллектуальной собственности, нельзя не отметить широкие возможности применения таких объектов и в налоговом планировании. Сложность и специфика правого регулирования объектов интеллектуальной собственности приводят к недооцененности этого эффективного инструмента построения налоговой и имущественной безопасности. Попытаться осветить все нюансы использования интеллектуальной собственности мы собираемся в ходе обсуждения на XIX Уральском налоговом форуме «Архитектура налоговой безопасности — 2012». Предлагаем присоединиться к обсуждению и вместе с экспертами разобраться, как именно Вам эффективнее и лучше применить результаты интеллектуальной деятельности в налоговом планировании.
Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/276710/
Коммерческая тайна в таможенной деятельности
«Вестник Российской таможенной академии», 2015, N 4
В статье проводится анализ содержания понятия «коммерческая тайна» по информационному законодательству РФ. Рассматривается реализация правового режима коммерческой тайны в таможенной деятельности.
В современных условиях доминирования рыночного механизма регулирования в социально-экономической сфере правовой институт коммерческой тайны, по нашему мнению, становится одним из ключевых инструментов, позволяющих обеспечить стабильное развитие экономики РФ.
Особое место в экономике России занимает таможенная деятельность — специальная сфера деятельности государства и общества, в которой взаимодействуют и реализуют свои целевые установки таможенные органы как субъект, являющийся уполномоченным государственным органом в таможенном деле, а также иные физические и юридические лица (участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД); лица, оказывающие им посреднические услуги, физические лица, пересекающие таможенную границу) как субъекты таможенных правоотношений [1] (по данным таможенной статистики, в январе — июле 2015 г. внешнеторговый оборот России составил 314,1 млрд долл. США [2]).
Коммерческая тайна, будучи важной частью таможенной деятельности, требует детального правового регулирования. Законодатель в настоящее время понимает под коммерческой тайной режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [3]. Такой подход к пониманию коммерческой тайны, на наш взгляд, позволяет утверждать, что она по своей форме есть разновидность особого правового режима и, соответственно, имеет специфичный правовой механизм своей правореализации.
Исходя из этого признаками правового режима коммерческой тайны являются:
Исходя из вышеизложенного правовой режим коммерческой тайны таможенной деятельности есть особый порядок соблюдения информационной безопасности в отношении коммерческой информации, подлежащей обращению в таможенной деятельности, обеспечиваемый посредством мер государственной защиты и защиты со стороны юридических лиц, обладателей данной информации, с целью сохранения информации в тайне.
Для понимания содержания понятия «коммерческая тайна» важно показать, как оно соотносится со схожими понятиями, например с такими как «секрет производства (ноу-хау)». Существует мнение, согласно которому данные понятия тождественны, а законодатель сделал ошибку, применяя два разных термина для обозначения одного и того же. Так, В.И. Еременко считает, что в области юридической терминологии ставка была сделана на «двойной термин», т.е. термин, заимствованный из английского языка и функционирующий в русском языке в двух видах, «секрет производства (ноу-хау)», который использовался еще в Основах гражданского законодательства 1991 г. При этом в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» в 2006 г., предметом его регулирования преимущественно является установление режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), с исключением всех положений, относящихся к регулированию гражданско-правовых отношений в указанной сфере [4].
Иной взгляд на указанную проблему имеет Э. Гаврилов, по мнению которого понятие «секрет производства (ноу-хау)» регулируется гражданским правом, а понятие «информация, составляющая коммерческую тайну» — трудовым правом. Секрет производства (ноу-хау) следует понимать широко. На секрет производства распространяется не гражданское исключительное право, а публичное право, которое лишь защищается гражданским законодательством, если конфиденциальность секрета производства нарушается. Сведения, содержащиеся в секрете производства, регулируются в обязательственных (договорных) правоотношениях. Права на секреты производства имеют экстерриториальный характер [5].
Проведенный нами анализ показывает, что основным источником сведений, данных, передаваемых от участников ВЭД, физических лиц таможенным органам, в таможенной деятельности выступает таможенная декларация.
Таможенная декларация — это «документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров» [7]. Перечень сведений, которые следует указать в таможенной декларации, имеет ряд ограничений. В декларацию вносятся только те данные, которые нужны для того, чтобы правильно рассчитать таможенные платежи и проверить соблюдение законодательства по иным аспектам.
Согласно существующей в России правоприменительной практике декларантом выступает лицо, декларирующее товары самостоятельно или прибегнув к услугам посредника. Во втором случае помощь участнику ВЭД в этом вопросе оказывает таможенный представитель на договорной основе. Он осуществляет таможенное декларирование перевозимых товаров в соответствии с утвержденным законодательством регламентом. Таможенный представитель производит уплату требуемых таможенных платежей и предъявляет должностному лицу таможенного органа запрашиваемые им сведения и данные дополнительно к основной информации, указанной в декларации. В его компетенцию также входят действия, связанные с предъявлением таможенным органам декларируемых товаров.
Существуют различные виды таможенных деклараций (ст. 180 Таможенного кодекса Таможенного союза):
- декларация на товары (представляется таможенному органу при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита);
- транзитная декларация;
- пассажирская таможенная декларация;
- декларация на транспортное средство.
Анализируя данные, указанные в декларации на товары, можно сделать следующий вывод: графы 1 — 14, 51 — 54 содержат, как правило, общедоступную информацию; в графах 15 — 49 отражаются сведения, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа (коммерческой тайне). Но в целом информация, содержащаяся в декларации на товары, сведенная в базы данных, становится средством экономического давления на государство.
Информация, составляющая коммерческую тайну, — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [3].
По нашему мнению, наибольшего внимания с коммерческой, конкурентной точки зрения заслуживают графы, в которых указываются сведения, характеризующие товар, его стоимость, страну происхождения и торгового контрагента. Эти данные могут составлять коммерческую тайну.
На основе анализа таможенной деятельности на предмет определения в ней субъекта, являющегося обладателем информации, мы логично приходим к выводу, что это участники ВЭД и лица, оказывающие им содействие во взаимодействии с таможенными органами. Согласно Федерального закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — это лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны [3]. Участники ВЭД на своем уровне самостоятельно обеспечивают реализацию правового режима коммерческой тайны, а при их взаимодействии с таможенными представителями и иными юридическими лицами соблюдение данного режима обеспечивается на договорной основе.
Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, есть ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации [3]. Участник ВЭД, передавая информацию таможенным органам или таможенным представителям, обеспечивает доступ к коммерческой тайне указанных категорий лиц.
Практика взаимодействия участников ВЭД и юридических лиц, представляющих их перед таможенными органами, показывает, что реализация правового режима коммерческой тайны имеет ряд недостатков. Так, ввиду отсутствия уголовной ответственности юридических лиц нельзя привлечь к ответственности таможенного представителя, перевозчика или иное лицо, оказывающее посреднические услуги в таможенной деятельности. Меры гражданско-правовой защиты в отношении коммерческой тайны, если ее разгласил таможенный представитель (его сотрудник), сложно реализуемы, так как в условиях презумпции виновности бремя доказывания ложится на плечи участника ВЭД, который не обладает возможностью осуществления оперативно-розыскных и следственных действий, что крайне сужает возможности по сбору доказательств. В России такие дела, как правило, не доходят до судебного разбирательства.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, следует отметить, что с правовой точки зрения существуют проблемы в законе относительно передачи информации, являющейся коммерческой тайной .
Передача информации, составляющей коммерческую тайну в общем виде, — это передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности.
На наш взгляд, в современных условиях коммерческая тайна в таможенной деятельности не защищена в достаточной степени. Подобного рода ситуация негативно влияет на обеспечение экономической безопасности РФ и требует более глубокого переосмысления и внесения изменений в информационное законодательство РФ.
Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/95380-kommercheskaya-tajna-tamozhennoj-deyatelnosti
Коммерческая тайна: защищаемся от изъятия
В каждой организации есть информация, которая обладает коммерческой ценностью, и разглашение которой является нежелательным. В различных ситуациях в состав такой информации могут включаться сведения о деятельности фирмы, ее контрагентах (наименование, ИНН, адрес), условия заключаемых ею сделок, различные внутренние проекты, расчеты и т.д.
При этом, желая ограничить доступ к подобным сведениям, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, а в крайнем случае – приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли – расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных контролирующих структур (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.)
О том, существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами, и пойдет речь в нашей сегодняшней рассылке.
Для особой информации – особый режим…
Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно. Так, в соответствии с логикой главы 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).
Но какая конкретно информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны?! Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности – например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.
Главная задача, которая достигается после установления организацией режима коммерческой тайны, заключается в том, что с этого момента конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.). Ведь согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность.
Давайте разберемся: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.
От чего защитит коммерческая тайна?
Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.
Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу. И тогда насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Например, информацию, составляющую коммерческую тайну, не вправе изымать правоохранительные органы – для ее получения им необходимо будет обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом даже если силовики осуществят насильственное изъятие той или иной информации у налогоплательщика в нарушение закона, впоследствии они все равно не смогут использовать ее в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.
Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами. Дело в том, что действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда. Предпосылки для возникновения у налоговых органов особого статуса при работе с «засекреченной» информацией состоят в следующем.
Так, в налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках – институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации.
Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии предметов. Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны.
Однако для этого необходимо потрудиться. Посмотрим, в чем состоит порядок внедрения режима коммерческой тайны в организации.
Нюансы внедрения режима коммерческой тайны
На деле внедрение коммерческой тайны является весьма трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты. Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора. Что же это за условия?!
Прежде всего, необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из существующих потребностей. Например, судя по опыту работы Консалтинговой группы «Экон-Профи», целесообразно отнести к числу информации, составляющей коммерческую тайну, любые сведения об условиях сделок между организацией и ее контрагентами, содержащиеся в договорах, актах и иных сопутствующих документах, внутренние отчеты о проделанной работе, бухгалтерские справки и т.п.
Обратите внимание: при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не всегда обязательно ссылаться на видовые признаки соответствующих сведений – обычно можно ограничиться их общими характеристиками: например, содержание электронной переписки сотрудников организации с представителями бизнес-партнеров.
Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо ограничить доступ. Выполнение данного условия достигается за счет введения специальных правил хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну (например, документы – в сейфе, жесткие диски ЭВМ – в общедоступных местах, но при условии установления пароля), а также за счет наделения работников организации полномочиями по работе с такой информацией. При этом вопрос о полномочиях работников можно решить двумя путями: либо наделять каждого конкретного сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с конфиденциальной информацией, либо в общем виде оговорить ограничения, вводимые для отдельных категорий сотрудников в связи с введением в организации режима коммерческой тайны. Не следует также забывать, что в трудовые договоры с ответственными сотрудниками следует внести дополнения об обязанности по соблюдению действующего в организации режима коммерческой тайны (в этом случае проще будет добиться выполнения установленных правил, а при необходимости – привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности).
В-третьих, владелец конфиденциальной информации обязан вести учет лиц, которым она предоставляется или передается. В нашей практике ведение подобного учета обычно достигается путем утверждения соответствующих ведомостей (табелей), обязанности по ведению которых возлагаются на конкретных сотрудников организации.
Четвертым обязательным условием сохранности коммерческой информации является установление ограничений на использование такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Иными словами, работники и контрагенты, в случае получения доступа к такой информации должны быть уведомлены о статусе данных сведений, о порядке и условиях их использования.
Наконец, в-пятых, владелец информации должен обеспечить нанесение на материальные носители (документы, компьютеры и т.д.), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием на полное наименование организации и место ее нахождения (для нанесения грифов лучше заказать ненаборный штамп в специализированной организации). Несмотря на кажущуюся формальность данного требования, его соблюдение также обязательно, поскольку сам факт отсутствия грифа на материальных носителях является достаточным основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным. В то же время предназначение грифа вполне ясно: он сигнализирует посторонним лицам об особом статусе информации, зафиксированной на конкретном материальном носителе.
Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения. Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если у налогоплательщика существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, доверить проведение соответствующих процедур обязательно нужно специалистам соответствующего профиля.
Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/186145/
Тайны таможенных деклараций будут раскрыты.
В Федеральной таможенной службе сообщили о том, что будет открыт ограниченный доступ к базам данных таможенных деклараций. Это позволит покупателям приобретая товар убедиться, что данный товар ввозился в страну именно как, к примеру, мобильные телефоны, а не домашние тапки.
Как пояснил руководитель Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС Валерий Селезнев, в данном случае не идет речи о разглашении коммерческой тайны, так как доступ будет предоставлен лишь к ограниченным полям декларации, которые позволят идентифицировать ввезенный товар. Ни количество товара, ни его стоимость разглашаться не будут. Со слов Селезнева подобную систему использует Федеральная налоговая служба для проверки контрагентов.
Среди 40 различных электронных сервисов службы, таких как электронное декларирование и предварительное уведомление таможенных органов, самым популярным считается проверка компаний по данным из Единого госреестра юридических лиц, где любая компания может проверить информацию об интересующей фирме, узнать об имеющихся у нее лицензиях, ее благонадежности.
По заявлению Селезнева ранее раскрывать данные из таможенных деклараций не имело особого смысла. Сейчас же, когда после завершения таких стадий как оказание таможенных услуг и выпуск товаров для внутреннего употребления, компании попадают под проверки, связанные с полнотой уплаты платежей в бюджет.
В 90-х годах процент таможенных досмотров транспортных средств достигал 120%, так как некоторые фуры попадали под повторный досмотр. Сейчас же этот процент находится на уровне 4,4%, причем в каждом третьем случае выясняется не безосновательность имевшихся подозрений.
Сейчас же при обнаружении у продавца импортной одежды из натуральной кожи и проведении дальнейшей проверки может выясниться, что в декларациях данный товар ввозился как изделия из кожзаменителя. Бизнесмены, в свою очередь, заявляли, что немогут проверить данные, которые импортер указывал в декларации на товары, все, что они видели это номер таможенной декларации в счете-фактуре.
С введением в строй системы доступа к декларациям на товар такое оправдание станет невозможным.
В ФТС также настаивают на привлечении частных аудиторов для оценки рисков в работе экспортеров и импортеров продукции. Раскрыв историю своей коммерческой деятельности перед аудитором, доказав свою законопослушность и получив официальное заключение, компания может перейти в так называемый «белый список» таможни.
В дальнейшем к такой компании таможенные органы будут относиться лояльнее и не будут проверять в течение последующих 3 лет. Для этого пилотного проекта ФТС привлекла 4 аудиторские компании и 6 крупных игроков на рынке. Список вопросов к импортерам и экспортерам ведомство разрабатывает самостоятельно, основываясь на их специфике работы и сопутствующих рисках.
Источник: http://vikline.ru/pomoshh/stati/tajnyi-tamozhennyix-deklaraczij-budut-raskryityi.html
Положение о коммерческой тайне — образец 2020 года
Для чего фирме положение о коммерческой тайне
Такое положение интересно большинству современных фирм, ведь одним из важнейших конкурентных преимуществ в бизнесе является обладание компанией различными типами конфиденциальных данных самого широкого спектра.
Конфиденциальными будут прежде всего данные о собственных разработках фирмы, обуславливающие конкурентоспособность выпускаемой продукции или оказываемых услуг. В распоряжении компании может быть ценная информация о конкурентах, инсайдерские данные. Их также логично отнести к коммерческой тайне.
Следует отметить, что в п. 5 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ указан перечень сведений, которые не должны составлять тайну.
К таковым относятся сведения:
- о фирме, зафиксированные в ее учредительных документах;
- документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- имуществе организации, если она является унитарным предприятием или госучреждением;
- воздействии производственной деятельности фирмы на экологию, безопасность граждан;
- численности персонала, специфике оплаты труда в организации, охране труда, вакансиях;
- долгах работодателя перед работниками;
- нарушениях фирмой и ее сотрудниками законодательства РФ и привлечении к ответственности за них;
- участии фирмы в приватизации на конкурсной либо аукционной основе;
- величине и структуре доходов и расходов, имуществе, использовании волонтерского труда, если фирма является НКО;
- лицах, которые вправе работать от имени фирмы без доверенности;
- иные сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне в силу закона.
Положение о коммерческой тайне — нормативный акт, устанавливающий состав обязанностей сотрудников по ее неразглашению, а также определяющий механизмы ответственности работников за невыполнение этих обязанностей.
Если компания-работодатель понесет убытки, связанные с невыполнением теми или иными работниками обязанностей по сохранению коммерческой тайны, она получит право взыскать их с нарушителей, но только при условии, что те подписали соответствующее положение.
Положение о коммерческой тайне 2020 года: образец структуры
Законодатель не определяет и даже не рекомендует структуру данного нормативного акта. Исходя из практики менеджмента в российских компаниях, можно допустить наличие в положении о коммерческой тайне, образец 2020 года будет представлен ниже, следующих основных разделов, в которых устанавливаются:
- общие положения;
- сущность понятий, используемых в документе;
- полномочия руководства фирмы в части обеспечения сохранности коммерческой тайны;
- перечень сведений, составляющих коммерческую тайну:
- порядок отнесения той или иной информации к коммерческой тайне;
- перечень обязанностей сотрудников по обеспечению сохранности коммерческой тайны;
- порядок доступа тех или иных лиц к коммерческой тайне;
- механизмы защиты коммерческой тайны, действующие на предприятии;
- механизмы ответственности сотрудников за нарушение обязательств, предусмотренных положением.
Документ может дополняться различными приложениями. В них могут фиксироваться:
- подробные перечни сведений, формирующих коммерческую тайну;
- персонифицированные обязательства сотрудников по обеспечению сохранности коммерческой тайны.
При этом сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть классифицированы по категориям исходя из сложившегося порядка их использования в конкретных структурных подразделениях фирмы. Руководители внутрикорпоративных подразделений должны ознакомиться с данными приложениями под расписку.
Подтвердить подписью факт ознакомления с перечнем личных обязанностей по защите коммерческой тайны, приведенным в приложении к положению, должны также работники фирмы.
Положение о коммерческой тайне заверяется руководителем фирмы. Во многих организациях также принято согласовывать его с юристом.
Где скачать актуальный в 2020 году образец положения о коммерческой тайне для ООО (АО)
Загрузить образец положения о коммерческой тайне 2020 года на предприятии вы можете на нашем портале.
Итоги
Закрепить порядок обеспечения защиты коммерческой тайны на локальном уровне руководство предприятия может, разработав и утвердив специальное положение. Оно дополняется различными приложениями, более детально регламентирующими задачи сотрудников фирмы или ее структурных подразделений в части сохранности коммерческой тайны.
Ознакомиться со спецификой иных положений, применяющихся на российских предприятиях, вы можете в статьях:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://nalog-nalog.ru/kadrovye_dokumenty_i_obrazcy/polozhenie_o_kommercheskoj_tajne_-_obrazec/
Юрист с рабочим стажем более 28 лет.