Содержание
- 1 СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда
- 2 Мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте слесаря авторемонтника
- 3 СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда
- 4 Перечень мероприятий по улучшению условий труда.
- 5 Перечень мероприятий по СОУТ
- 6 СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда
- 7 Результаты проведения специальной оценки условий труда
- 8 Определение предоставления льгот и компенсаций за вредные условия труда по результатам спецоценки
- 9 Мероприятия по улучшению условий труда
СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда
Тезисы
1. Комиссия компании и сторонние эксперты — только совместная работа
2. Как определить содержание мероприятия
3. Пример установления вредных условий труда по производственному фактору «шум»
Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников (далее — Перечень), на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (далее — СОУТ), в силу нормы пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), является одной из обязательных составляющих отчета о проведении СОУТ. Форма Перечня установлена приложением № 3 (приложение) к приказу Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н).
Приложение 1
Форма Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников
Наименование структурного подразделения, рабочего места
Наименование мероприятия
Цель мероприятия
Срок выполнения
Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия
Отметка о выполнении
Дата составления:
Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:
Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:
(N в реестре экспертов)
(N в реестре экспертов)
Перечень как один из документов отчета составляется экспертной организацией (в терминах Закона № 426-ФЗ — «организацией, проводящей специальную оценку условий труда»), согласно части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.
Сегодня действующее законодательство по СОУТ не содержит конкретных указаний по порядку составления Перечня. Тем не менее, учитывая, что форма Перечня содержит графы, которые могут быть заполнены только ответственными лицами работодателя, а не экспертной организацией (графы 4, 5, 6 таблицы, приложение 1), а также то, что Перечень подписывается в том числе и членами комиссии работодателя по проведению СОУТ, представляется совершенно очевидной необходимость совместной работы комиссии и сотрудников экспертной организации по составлению Перечня. Однако практика проведения СОУТ, накопленная с момента вступления в действие Закона № 426-ФЗ (с 01.01.2014), свидетельствует, что такая совместная работа фактически не производится.

Это обусловлено, во-первых, тем, что ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не определяют механизмов взаимодействия экспертной организации и комиссии в ходе проведения СОУТ.
Указание на необходимость регламентирования работы комиссии локальным актом работодателя содержится в части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ, однако данное положение носит, скорее, декларативный характер. По крайней мере, с 2014 года автору крайне редко попадались разработанные, утвержденные и, главное, «рабочие» локальные документы, содержащие соответствующие положения по организации работы комиссии.
Во-вторых, ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не устанавливают необходимости обучения членов и председателя комиссии по вопросам организации, проведения и оформления результатов СОУТ, как это было предусмотрено ранее, при аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь, данное обстоятельство практически полностью исключает возможность участия в непосредственной работе по СОУТ в целом (а не только в составлении Перечня), в том числе и совместно с экспертной организацией, членов и председателя комиссии. В итоге эта работа сводится к простому подписанию и утверждению документации, самостоятельно (или при некоторой помощи специалиста по охране труда, также входящего в состав комиссии) составляемой экспертной организацией в рамках исполнения заключённого с работодателем договора.
Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении отчета о проведении СОУТ, составляя таблицу Перечня, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. приложение 1) и передают ее для подписи членам и председателю комиссии. При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, подразумевается возможность их последующего заполнения вручную комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведенной СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась).
При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления отчета о проведении СОУТ в полном объеме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.
К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.
Впрочем, указанные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений.
Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчетных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.
Основной графой Перечня является графа «Наименование мероприятия», содержащая конкретные мероприятия, рекомендуемые по итогам проведения СОУТ на том или ином рабочем месте.
Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 карты СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.
Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырье, расположение рабочего места и др. Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (таблица 1).
Таблица 1
Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности
Ликвидация опасности
Модификация конструкции / Механизация и автоматизация процессов / Выключение (исключение) процесса, материала
Замена
Замена опасного процесса, материала на менее опасный / Снижение последствий
Технические средства контроля
Вентиляция / Ограждения / Блокировка / Защита
Организационные мероприятия
Знаки / Маркировка / Обучение / Процедуры
Средства индивидуальной защиты (СИЗ)
Применение СИЗ (в крайнем случае, как временная, аварийная мера)
В качестве примера рассмотрим, реальный случай установления вредных условий труда 3-й степени (класс условий труда 3.3) по производственному фактору «шум (эквивалентный уровень звука)» в отношении рабочего места кузнеца на молотах и прессах.
С полной версией статьи читатель может познакомиться в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» №3 (март), 2019
Автор: Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group
Источник: http://otpb.com.ru/news/sout-2019-perechen-meropriyatiy-po-uluchsheniyu-usloviy-truda?page=2
Мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте слесаря авторемонтника
Специальная оценка условий труда
Специальная оценка устанавливает четыре класса условий труда на рабочем месте:
— Оптимальные условия (не предполагают даже небольшой кратковременный дискомфорт);
-Допустимые условия (небольшой дискомфорт для работника ,но он не выходит за рамки приспособительных возможностей организма);
-Вредные условия (параметры производственной среды превышают допустимые уровни , могут вызывать болезни ) ;
-Опасные условия(состояние производственной среды угрожает ЖИЗНИ рабочих) .
Первый класс- условия ,при которых сохраняется состояние здоровья сотрудника и формируются предпосылки для поддержания значительной степени трудоспособности.
Второй класс -допустимые условия это такие уровни среды трудового процесса ,которые не превышают гигиенически установленные нормативы рабочих мест ,где возможные изменения состояния организма восстанавливаются во время отдыха или к началу следующей рабочей смены.
Третий класс — вредные условия труда. Условия ,которые характеризуются наличием вредных факторов, которые оказывают негативное влияние на организм.
Вредные условия делятся на четыре степени вредности:
Степень 3.1- условия труда при которых отклонение уровня вредных факторов от гигиенических нормативов вызывает обратимые изменения в организме и обуславливает риск развития заболевания.
Степень 3.2 — уровни вредных факторов ,которые вызывают функциональные изменения ,какие в свою очередь обуславливает возможность обрести профессиональное заболевание .
Степень 3.3- вызывает развитие профессиональной патологии в легкой форме, рост общей хронической заболеваемости.
Степень 3.4- условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности).
Степень 4- опасные или экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями факторов рабочей среды , при воздействии которых создаются угроза жизни для человека , либо риск развития острых профессиональных заболеваний.
Таблица по оценке условий труда автослесаря по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса
СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда

Тезисы
1. Комиссия компании и сторонние эксперты — только совместная работа
2. Как определить содержание мероприятия
3. Пример установления вредных условий труда по производственному фактору «шум»
Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников (далее — Перечень), на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (далее — СОУТ), в силу нормы пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), является одной из обязательных составляющих отчета о проведении СОУТ. Форма Перечня установлена приложением № 3 (приложение) к приказу Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н).
Приложение 1
Форма Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников
Наименование структурного подразделения, рабочего места
Наименование мероприятия
Цель мероприятия
Срок выполнения
Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия
Отметка о выполнении
Дата составления:
Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:
Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:
(N в реестре экспертов)
(N в реестре экспертов)
Перечень как один из документов отчета составляется экспертной организацией (в терминах Закона № 426-ФЗ — «организацией, проводящей специальную оценку условий труда»), согласно части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.
Сегодня действующее законодательство по СОУТ не содержит конкретных указаний по порядку составления Перечня. Тем не менее, учитывая, что форма Перечня содержит графы, которые могут быть заполнены только ответственными лицами работодателя, а не экспертной организацией (графы 4, 5, 6 таблицы, приложение 1), а также то, что Перечень подписывается в том числе и членами комиссии работодателя по проведению СОУТ, представляется совершенно очевидной необходимость совместной работы комиссии и сотрудников экспертной организации по составлению Перечня. Однако практика проведения СОУТ, накопленная с момента вступления в действие Закона № 426-ФЗ (с 01.01.2014), свидетельствует, что такая совместная работа фактически не производится.
Это обусловлено, во-первых, тем, что ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не определяют механизмов взаимодействия экспертной организации и комиссии в ходе проведения СОУТ.
Указание на необходимость регламентирования работы комиссии локальным актом работодателя содержится в части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ, однако данное положение носит, скорее, декларативный характер. По крайней мере, с 2014 года автору крайне редко попадались разработанные, утвержденные и, главное, «рабочие» локальные документы, содержащие соответствующие положения по организации работы комиссии.
Во-вторых, ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не устанавливают необходимости обучения членов и председателя комиссии по вопросам организации, проведения и оформления результатов СОУТ, как это было предусмотрено ранее, при аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь, данное обстоятельство практически полностью исключает возможность участия в непосредственной работе по СОУТ в целом (а не только в составлении Перечня), в том числе и совместно с экспертной организацией, членов и председателя комиссии. В итоге эта работа сводится к простому подписанию и утверждению документации, самостоятельно (или при некоторой помощи специалиста по охране труда, также входящего в состав комиссии) составляемой экспертной организацией в рамках исполнения заключённого с работодателем договора.
Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении отчета о проведении СОУТ, составляя таблицу Перечня, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. приложение 1) и передают ее для подписи членам и председателю комиссии. При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, подразумевается возможность их последующего заполнения вручную комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведенной СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась).
При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления отчета о проведении СОУТ в полном объеме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.
К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.
Впрочем, указанные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений.
Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчетных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.
Основной графой Перечня является графа «Наименование мероприятия», содержащая конкретные мероприятия, рекомендуемые по итогам проведения СОУТ на том или ином рабочем месте.
Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 карты СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.
Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырье, расположение рабочего места и др. Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (таблица 1).
Таблица 1
Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности
Ликвидация опасности
Модификация конструкции / Механизация и автоматизация процессов / Выключение (исключение) процесса, материала
Замена
Замена опасного процесса, материала на менее опасный / Снижение последствий
Технические средства контроля
Вентиляция / Ограждения / Блокировка / Защита
Организационные мероприятия
Знаки / Маркировка / Обучение / Процедуры
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Средства индивидуальной защиты (СИЗ)
Применение СИЗ (в крайнем случае, как временная, аварийная мера)
В качестве примера рассмотрим, реальный случай установления вредных условий труда 3-й степени (класс условий труда 3.3) по производственному фактору «шум (эквивалентный уровень звука)» в отношении рабочего места кузнеца на молотах и прессах.
С полной версией статьи читатель может познакомиться в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» №3 (март), 2019
Автор: Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group
Источник: http://otpb.com.ru/news/sout-2019-perechen-meropriyatiy-po-uluchsheniyu-usloviy-truda
Перечень мероприятий по улучшению условий труда.


Цитата |
---|
Перечень мероприятий по улучшению условий труда. колонки :срок выполнения, структурные подразделения привлекаемые для .. — заполняет комиссия после получения отчёта?
Все это переносится в общий план мероприятий. Можно в общем отдельно подписать — «мероприятия после СОУТ.» А там далее уже как могет так и дополняет. Хоть весь Приказ № 181н туда вписать можно. А можно оставить все как есть и написать чуши про обучение. Отметки о выполнении кто как делает или акты прикладывает в папке. Стока то купили, стока то потратили, стока то модернизировали, были такие то такие ответственные, были и т.д. и т.п.
Можно вообще папку забабахать — Выполнение мероприятий по ОТ и все туда пихать. Акты, докладные счета и т.д. и т.п. А можно отдельно по папкам разложить. Вот по обучению. А вот по статье 221 ТК РФ. А вот по статье 225 ТК РФ. А вот по статье 215 мы станки модернизировали и вентиляцию обновили. А вот еще по статье 214 инструкции обновили и расписали там все факторы по СОУТ какие есть фактически а не какие там были из инета.

Цитата |
---|
Все это переносится в общий план мероприятий. Можно в общем отдельно подписать — «мероприятия после СОУТ.»
Вы вопрос то читали?
Перечень мероприятий по улучшению условий труда. колонки :срок выполнения, структурные подразделения привлекаемые для .. — заполняет комиссия после получения отчёта?
Про общий план в соседней ветке меня высмеяли. Павел спросил, что за зверь такой?
У нас мероприятия типа контролировать применение средств защиты органов слуха или организовать рациональный режим труда и отдыха.

Цитата |
---|
Про общий план в соседней ветке меня высмеяли.
Иногда бывает в предписаниях. Связывают со статьей 212 и просят план выполнения мероприятий по ОТ.
Цитата |
---|
Перечень мероприятий по улучшению условий труда.
Вот к примеру тупо на сайт закинули ничего не расписали.
И дофига там примеров. Ни в одном комиссия или кто иной ничего не заполнили.
А да ВОТ заполнили все таки. Выполнено и выполнено.
Источник: http://ohranatruda.ru/ot_forum/forum22/topic14091/
Перечень мероприятий по СОУТ

Общий перечень мероприятий по СОУТ, которые должны быть проведены в ходе выполнения таких работ, зафиксирован в 426-ФЗ. Конкретные требования к методике проведения данной процедуры и оформлению ее результатов приведены в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Эти документы определяют список последовательных мероприятий, которые реализуются заказчиком работ и их исполнителем.
План специальной оценки условий труда
После того, как компания, выступающая в роли заказчика работ по проведению СОУТ, определила, кто будет их исполнителем, стороны заключают официальный договор. В нем прописываются все существенные условия сотрудничества, включая план проведения спецоценки. Он формируется на основании предложений экспертного учреждения, согласованных работодателем. Некоторые разделы плана проведения СОУТ, например, список рабочих мест для выполнения спецоценки, формируются заказчиком. В результате указанный план обычно включает:
- перечень мест работы, на которых будет проводиться спецоценка;
- список подготовительных мероприятий к проведению спецоценки;
- порядок выполнения работ;
- перечень мероприятий по результатам СОУТ, которые должны быть реализованы заказчиком и исполнителем.
Мероприятия в рамках СОУТ
Стандартный план мероприятий по СОУТ приведен в п.2 приложения № 1 к приказу Минтруда № 33. Порядок выполнения мероприятий по СОУТ согласно этому документу должен содержать:
- правила определения наличия вредных и опасных условий на конкретном месте работы;
- методику проведения замеров обнаруженных негативных факторов;
- правила классификации рабочих мест по классам условий работы;
- требования к оформлению результатов проведенной спецоценки с применением действующих образцов документов.
В ходе выполнения работ наличие негативных факторов и степень интенсивности их воздействия устанавливаются не только в ходе замеров на рабочих местах. Эксперты также изучают технологическую и эксплуатационную документацию на используемое оборудование, проектные документы, данные о применяемом сырье и проч. Также изучению подлежат локальные нормативные документы предприятия, включая должностные инструкции работников компании. Итоги выполненных работ оформляются в виде отчета по СОУТ, который утверждается заказчиком.
Мероприятия по результатам специальной оценки условий труда
После завершения работ по проведению спецоценки заказчик и исполнитель должны реализовать ряд операций, которые являются обязательными согласно 426-ФЗ. Так, для экспертной организации, проводившей СОУТ, перечень мероприятий по результатам специальной оценки условий труда включает:
- подготовку отчета по итогам работ;
- представление отчета на утверждение заказчику;
- после утверждения — представление информации из отчета в федеральную информационную систему учета итогов СОУТ.
Список действий, которые должен выполнить заказчик, содержит следующие операции:
- утверждение представленного отчета либо формирование обоснованных претензий, подлежащих устранению. Если спорная ситуация между сторонами не разрешилась в частном порядке, заказчику следует обратиться в органы государственной инспекции труда или суд;
- информирование сотрудников предприятия о результатах спецоценки;
- размещение информации об итогах выполненных работ на официальном сайте организации;
- формирование системы мероприятий по результатам СОУТ, направленных на снижение негативного влияния вредных факторов на работников.
Источник: http://www.centrattek.ru/info/meroprijatija-sout/
СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда

Тезисы
1. Комиссия компании и сторонние эксперты — только совместная работа
2. Как определить содержание мероприятия
3. Пример установления вредных условий труда по производственному фактору «шум»
Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников (далее — Перечень), на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (далее — СОУТ), в силу нормы пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), является одной из обязательных составляющих отчета о проведении СОУТ. Форма Перечня установлена приложением № 3 (приложение) к приказу Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н).
Приложение 1
Форма Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников
Наименование структурного подразделения, рабочего места
Наименование мероприятия
Цель мероприятия
Срок выполнения
Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия
Отметка о выполнении
Дата составления:
Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:
Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:
(N в реестре экспертов)
(N в реестре экспертов)
Перечень как один из документов отчета составляется экспертной организацией (в терминах Закона № 426-ФЗ — «организацией, проводящей специальную оценку условий труда»), согласно части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.
Сегодня действующее законодательство по СОУТ не содержит конкретных указаний по порядку составления Перечня. Тем не менее, учитывая, что форма Перечня содержит графы, которые могут быть заполнены только ответственными лицами работодателя, а не экспертной организацией (графы 4, 5, 6 таблицы, приложение 1), а также то, что Перечень подписывается в том числе и членами комиссии работодателя по проведению СОУТ, представляется совершенно очевидной необходимость совместной работы комиссии и сотрудников экспертной организации по составлению Перечня. Однако практика проведения СОУТ, накопленная с момента вступления в действие Закона № 426-ФЗ (с 01.01.2014), свидетельствует, что такая совместная работа фактически не производится.
Это обусловлено, во-первых, тем, что ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не определяют механизмов взаимодействия экспертной организации и комиссии в ходе проведения СОУТ.
Указание на необходимость регламентирования работы комиссии локальным актом работодателя содержится в части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ, однако данное положение носит, скорее, декларативный характер. По крайней мере, с 2014 года автору крайне редко попадались разработанные, утвержденные и, главное, «рабочие» локальные документы, содержащие соответствующие положения по организации работы комиссии.
Во-вторых, ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не устанавливают необходимости обучения членов и председателя комиссии по вопросам организации, проведения и оформления результатов СОУТ, как это было предусмотрено ранее, при аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь, данное обстоятельство практически полностью исключает возможность участия в непосредственной работе по СОУТ в целом (а не только в составлении Перечня), в том числе и совместно с экспертной организацией, членов и председателя комиссии. В итоге эта работа сводится к простому подписанию и утверждению документации, самостоятельно (или при некоторой помощи специалиста по охране труда, также входящего в состав комиссии) составляемой экспертной организацией в рамках исполнения заключённого с работодателем договора.
Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении отчета о проведении СОУТ, составляя таблицу Перечня, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. приложение 1) и передают ее для подписи членам и председателю комиссии. При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, подразумевается возможность их последующего заполнения вручную комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведенной СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась).
При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления отчета о проведении СОУТ в полном объеме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.
К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.
Впрочем, указанные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений.
Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчетных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.
Основной графой Перечня является графа «Наименование мероприятия», содержащая конкретные мероприятия, рекомендуемые по итогам проведения СОУТ на том или ином рабочем месте.
Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 карты СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.
Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырье, расположение рабочего места и др. Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (таблица 1).
Таблица 1
Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности
Ликвидация опасности
Модификация конструкции / Механизация и автоматизация процессов / Выключение (исключение) процесса, материала
Замена
Замена опасного процесса, материала на менее опасный / Снижение последствий
Технические средства контроля
Вентиляция / Ограждения / Блокировка / Защита
Организационные мероприятия
Знаки / Маркировка / Обучение / Процедуры
Средства индивидуальной защиты (СИЗ)
Применение СИЗ (в крайнем случае, как временная, аварийная мера)
В качестве примера рассмотрим, реальный случай установления вредных условий труда 3-й степени (класс условий труда 3.3) по производственному фактору «шум (эквивалентный уровень звука)» в отношении рабочего места кузнеца на молотах и прессах.
С полной версией статьи читатель может познакомиться в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» №3 (март), 2019
Автор: Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group
Источник: http://otpb.com.ru/news/sout-2019-perechen-meropriyatiy-po-uluchsheniyu-usloviy-truda?page=1
Результаты проведения специальной оценки условий труда
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
6) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда
Определение предоставления льгот и компенсаций за вредные условия труда по результатам спецоценки
В соответствии с ФЗ «О специальной оценке условий труда» если в случае проведения специальной оценки условий труда выявляются рабочие места, на которых условия труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, работник имеет право на следующие виды гарантий и компенсаций, предусмотренных законом:
? Оплата труда в повышенном размере;
? Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
? Сокращенная продолжительность рабочего времени;
? Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов;
? Проведение периодических медицинских осмотров.
? Обеспечение лечебно-профилактическим питанием;
? Право на досрочное назначение трудовой пенсии;
В результате специальной оценки условий труда в цехе на рабочем месте слесаря по ремонту агрегатов мы выявили ряд вредных и опасных факторов. Следовательно, рабочий имеет право на получение гарантий и компенсаций, которые указаны в таблице 3.
Таблица 3 — Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику
Виды гарантий и компенсаций
Необходимость в установлении
Повышенная оплата труда работника (работников)
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
Сокращенная продолжительность рабочего времени
Молоко или другие равноценные пищевые продукты
Право на досрочное назначение трудовой пенсии
Проведение медицинских осмотров
Мероприятия по улучшению условий труда
По результатам СОУТ организация, проводящая СОУТ, разрабатывает план мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. План мероприятий разрабатывается на основании превышения норм измеренными значениями ВОПФ для конкретных рабочих мест.
Так с учетом класса условий труда 3.2 по шуму и 2 по тяжести трудового процесса, на рабочем месте слесаря по ремонту агрегатов рекомендуется следующие мероприятия:
а) Для снижения воздействия на работника повышенного уровня шума соблюдать установленные регламентированные перерывы как мероприятие «защита временем»;
б) Выдать работникам наушники противошумные;
в) Усилить контроль за использованием средства индивидуальной защиты (органов слуха и дыхания) для снижения воздействия повышенного уровня шума на работников;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://studbooks.net/1484882/bzhd/rezultaty_provedeniya_spetsialnoy_otsenki_usloviy_truda

Юрист с рабочим стажем более 28 лет.