Содержание
- 1 Разрешение на начало строительных работ
- 2 Если строительство начато без разрешения, то получить его после старта работ уже затруднительно
- 3 Кто выдает разрешение на строительство, и как его получить?
- 4 Статья 73. Разрешение на производство строительно-монтажных работ
- 5 Подготовку строительства можно будет начинать до получения разрешения на него
- 6 Если подрядчик приступил к строительству без разрешительных документов, он должен сам нести ответственность за это
Разрешение на начало строительных работ
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 октября 2017 г. № 36323-НС/07 О выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов капитального строительства на одном земельном участке, в том числе, если эти объекты возводились поэтапно
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 23179-ВА/Д23и по вопросу разъяснения норм законодательства Российской Федерации и сообщает.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) разрешение на строительство является документом, дающим застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и подтверждающим соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентам, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
При этом согласно части 12.1. статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства. Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» определено, что этапом строительства является строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).

Согласно части 12 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы исполнительной власти по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Статьей 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
В части надлежащего оформления прав собственников помещений в таких многоквартирных домах на принадлежащее им в силу закона общее имущество в части прав на земельный участок, Минстрой России считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ (далее — Закон № 189-ФЗ), со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 6 статьи 16 Закона № 189-ФЗ, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие ЖК РФ, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Важно отметить, что границы и размер земельного участка, необходимого для обслуживания, эксплуатации, и благоустройства многоквартирного дома определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом следует обратить внимание на то, что градостроительное законодательство, устанавливающее правила выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не содержит требования о формировании земельного участка для целей обслуживания и эксплуатации объекта капитального строительства. Специальное законодательство содержит лишь требование о размещении объекту капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство Российской Федерации не регулирует отношения, возникающие при строительстве объектов капитального строительства.
Таким образом, выдача разрешений на ввод в эксплуатацию нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов капитального строительства на одном земельном участке, в том числе, если эти объекты возводились поэтапно, не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Н.Е. Стасишин |
Обзор документа
По мнению Минстроя России, закон допускает выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов капстроительства на одном земельном участке, в том числе в случае, когда эти объекты возводились поэтапно.
Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71712068/
Если строительство начато без разрешения, то получить его после старта работ уже затруднительно
Верховный суд РФ пришел к выводу, что разрешение на строительство должно быть получено до начала проведения каких-либо строительных работ. В противном случае уже возведенный объект будет считаться самовольной постройкой, а попытка получить разрешение пост-фактум — легализацией такой постройки административным путем (Определение ВС РФ от 16.06.2015 по делу № А07-7616/2014, 309-КГ15-209).
Суть дела
В 2014 г. общество с ограниченной ответственностью (далее — общество, заявитель) приобрело в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями. Свидетельство о праве собственности было выдано 21 февраля 2014 г.
В марте 2014 г. общество обратилось за выдачей разрешения на строительство на приобретенном земельном участке, подав соответствующее заявление через многофункциональный центр госуслуг. К заявлению общество приложило положительное заключение государственной экспертизы, доверенность, копию паспорта заявителя, схему планировочной организации земельного участка, проект организации строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, архитектурные решения, а также пояснительную записку.
Однако по итогам рассмотрения представленных документов и заявления администрация городского округа (далее — Администрация, ответчик) в выдаче разрешения отказала, обосновав это тем, что на указанном земельном участке уже осуществлено строительство объекта. Данное обстоятельство исключает возможность выдачи разрешения, которая должна предшествовать началу строительных работ. При этом к представленному обществом пакету документов никаких претензий у Администрации не возникло.
Посчитав, что в выдаче разрешения на строительство отказано необоснованно, общество обратилось в суд к Администрации с требованием признать незаконным отказ и обязать Администрацию выдать разрешение на строительство.
Судебное разбирательство
Суд первой инстанции в удовлетворении требований общества отказал.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Суд пришел к выводу, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости. В подтверждение этого первая инстанция сослалась на постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 № 5698/12, в котором разъяснено, что по создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства. Следовательно, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы по созданию которых уже начались.
В процессе рассмотрения дела выяснилось, что строительные работы на земельном участке велись еще с 2013 г., то есть до даты регистрации права собственности на землю за обществом. К моменту обращения общества за разрешением на строительство на земельном участке уже было возведено несколько объектов капитального строительства. Суд посчитал, что факт обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже фактически построенного объекта следует расценивать как действия, направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки в административном порядке. Указанные действия запрещены гражданским законодательством как злоупотребление правом.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, согласившись с изложенными в нем выводами. Однако кассационная инстанция решение и постановление отменила и приняла новый судебный акт, удовлетворив требования общества.
Судьи подошли к рассмотрению спора более формально. Они указали, что единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явился вывод заинтересованного лица — Администрации о том, что по указанному заявителем адресу без разрешения осуществляется строительство объекта капстроительства. По мнению суда, данное основание при наличии пакета документов, предоставленного обществом, не может быть расценено как соответствующее закону, поскольку не содержится в закрепленном в ГрК РФ исчерпывающем перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. При этом никаких претензий к количественному составу либо к содержанию пакета документов, предоставленных обществом, Администрация не предъявляла. Доводы ответчика о том, что строительство осуществлялось обществом самовольно и его действия по оспариванию отказа в выдаче разрешения направлены на узаконивание самовольной постройки, суд признал не имеющими правового значения для рассматриваемого спора.
Позиция Верховного Суда РФ
Не согласившись с позицией окружного арбитражного суда, Администрация обратилась в Верховный суд РФ с кассационной жалобой. Среди аргументов податель жалобы указал, что по его заявлению в арбитражном суде параллельно рассматривается дело о признании объектов, возведенных обществом без разрешения на строительство, самовольными постройками и об их сносе. Администрация настаивала на том, что попытка получить разрешение на строительство уже возведенных объектов является не чем иным, как обходом закона. Общество, по мнению ответчика, пытается таким образом избежать предусмотренной законом процедуры легализации самовольной постройки.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ посчитала жалобу обоснованной и постановление окружного кассационного суда отменила.
Получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ст. 48 ГрК РФ). Исходя из толкования приведенных норм, суд пришел к выводу, что застройщик вправе был приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Кроме того, поскольку при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (ст. 55 ГрК РФ), из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.
Источник: http://www.eg-online.ru/article/285383/
Кто выдает разрешение на строительство, и как его получить?
Чтобы возводить капитальные здания и сооружения требуется разрешение на строительство, получить которое следует еще до начала стройки.
Это важный момент, потому что отсутствие разрешения может вылиться в серьезные сложности с возведением, вводом в эксплуатацию и регистрацией права на недвижимость.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :
Что такое разрешение на строительство?
Разрешение на строительство – бумага, выдаваемая органом исполнительной власти, представляющая собой подтверждение, что:
- проект строительства/реконструкции соответствует требованиям по безопасности и прочим параметрам, устанавливаемым Градостроительным кодексом;
- планировка участка (территории) и межевание выполнены правильно;
- нет нарушений по типу строительства и назначению участка и т.п.
Как правильно составить претензию к застройщику, узнайте отсюда.
Такое разрешение нужно оформлять ввиду важности возводимых объектов, которые обязательно должны отвечать критериям безопасности для людей и окружающей среды.
Помимо прочего, разрешительный порядок позволяет органам власти выявлять нарушения в проектах еще до ввода в эксплуатацию и максимально оперативно реагировать на них.
Разрешения на строительство различаются в зависимости от видов строительных работ (строительство, капитальный ремонт, реконструкция).
Также различия зависят и от типов сооружений (жилой дом, промышленный объект, газопровод и проч.).
Для чего это нужно?
Получение разрешения на строительство выполняет ряд функций:
- удостоверяет надежность проекта;
- исключает риск для людей и экологии;
- дополнительно закрепляет характеристики возводимого объекта;
- позволяет в дальнейшем ввести в эксплуатацию и зарегистрировать новый объект.
Читайте здесь, какие помещения относятся к местам общего пользования в многоквартирном доме.
В целом, получая разрешение компания или частное лицо приобретает право приступить к возведению сооружения в том виде, в каком это указано в проектной документации.
Можно ли начинать постройку дома без этого документа?
Строительство многоквартирного дома обязательно осуществляется после выдачи разрешения на строительные работы.
Если оно не получено, по ст.9.5 Кодекса об Административных правонарушениях, юридическому лицу грозит штраф и «заморозка» всех строительно-ремонтных работ.
А вот объекты ИЖС с августа 2018 можно возводить и без разрешения исполнительной власти.
Можно просто уведомить последние о том, что планируется начало строительных работ на земельном участке (ФЗ №340 от 03.08.2018 г.).
Какими законами регламентируется?
Нормативной базой для данного вида отношений является:
- Градостроительный кодекс;
- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»ФЗ-210;
- Постановления правительства РФ №840 от 16.08.2012 г., №92 от 06.02.2012 г.
Читайте в нашей статье, что делать, если не приходит квитанция на оплату имущественного налога.
В Градостроительном кодексе оформлению бумаги на строительные работы посвящена глава 51:
- ст.6 наделяет полномочиями по выдаче определенные госорганы;
- ст.7 устанавливает необходимые документы;
к содержанию ↑
В каких случаях не требуется?
Августовским нововведением (поправки в ч.3 ст.48 Градостроительного Кодекса) освобождены от необходимости разрешительного порядка объекты строительства, такие как частные дома и садовые домики.
При этом должно соблюдаться несколько правил:
- здание стоит отдельно (не является частью иного сооружения);
- имеет 3 этажа или меньше, высотой до двадцати метров;
- строится для личных целей;
- неделимо (не предназначено для разделения на несколько объектов).
Также, без выдачи разрешения, можно производить капитальные ремонтные работы объектов ИЖС или их реконструкцию.
Кроме частных и садовых домов, от разрешения освобождены:
- гаражи на личном участке.
- бани и теплицы (а также иные хозяйственные постройки, не имеющие капитального фундамента).
- отдельные виды газопровода.
Есть ли штраф за курение в подъезде, узнайте в этой статье.
Что включает реестр действующих разрешений?
Выдача разрешения фиксируется в специальном реестре. При этом обязательно указываются:
- данные об объекте стройки (название, тип, адрес);
- сведения о юр- или физлице, осуществляющем строительство;
- параметры разрешения (его №, срок);
- выдавший его орган и когда выдано.
Читайте тут, устанавливают ли на цемент сроки годности.
Кто выдает?
Получить документ можно в исполнительном органе, осуществляющем управление на участке, где планируется возведение объекта.
При условии отнесения типа объекта к определенным категориям этот порядок может быть изменен (по ч.5 ст.51 Кодекса):
- если объект возводится для использования атомной энергетики;
- связан с космическим сектором экономики;
- эксплуатируется для использования недр.
В эти случаях обращаться нужно в ведомства, курирующие эти вопросы – Росатом, Роскосмос и т.д.
На основании каких документов можно получить?
Чтобы строительная компания могла легально начать свою работу по возведению дома или коммерческой недвижимости, ей необходимо подготовить следующие виды документов:
- заявка по установленной форме;
- градостроительный план;
- проект планировки и межевания, либо его реквизиты;
- уставные документы фирмы и свидетельство вступления в СРО;
Что делать, если УК не выполняет свои обязанности должным образом, читайте в данной статье.
Полный список бумаг с указанием конкретных ситуаций, когда нужна та или иная справка, можно найти в статье 51 ГрК.
Следует обращать внимание на срок действия документов, так как предоставление устаревших справок повлечет за собой отказ и повторный сбор всех бумаг.
Если проектная документация имеется только в электронном виде, то и заявка оформляется через электронные каналы связи.
Как составить и подать заявление?
В заявлении указываются следующие сведения:
- данные о предпринимателе, включая информацию из паспорта;
- кадастровый номер участка, где планируется проведение строительства;
На стройке без защитной каски никак. А есть ли у нее срок годности, читайте в следующей статье.
Образец заявление на получение разрешения на строительство можно скачать отсюда.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Заявление подается в архитектурный отдел администрации населенного пункта или в Многофункциональный центр обслуживания населения.
В какие сроки выдается?
Уполномоченный орган рассматривает заявление в течение 7 дней, после чего принимает решение либо об одобрении заявки, либо об отклонении.
Если принято решение о недопустимости строительства по причине несоответствия планируемых и возможных действий с участком, то начать стройку не получится, равно и как и подать повторное заявление на тех же условиях.
Читайте статью об отключении электроэнергии за неуплату.
Отклонение заявки с возможностью последующей ее подачи производится в следующих случаях:
- недостаточное количество предоставленных документов;
- истек срок действия некоторых бумаг;
- сведения в документах и в заявлении не соответствуют друг другу;
- заявку подал не собственник и не арендатор участка.
Также отклонение будет произведено, если в проектной документации допущены ошибки.
Если в течение 7 дней не будет дан отрицательный ответ, то считается, что разрешение одобрено, и можно приступать к строительству.
Через месяц после завершения работы следует обратиться в кадастровую палату за получением техпаспорта.
Затем его копию нужно будет приложить к уведомлению и направить в администрацию, показывая, что строительство закончено.
Последний этап – регистрация права собственности на недвижимость в Росреестре.
Чьими силами должен меняться счетчик света вам расскажет эта статья.
Какой срок действия у разрешения, и что делать, если он закончился?
Обычно срок действия разрешения указан в самом документе. Стандартный срок для индивидуального строительства – 10 лет.
Если же заявитель ИП, то срок варьируется в зависимости от заявленной продолжительности проекта.
Если объект был передан другому строителю, ему не нужно оформлять документацию: право на застройку сохранится, пока разрешение действует.
Как продлить срок действия?
Срок планируемой стройки формируется строителем заранее. Но в некоторых случаях работы могут затянуться, и окажется, что разрешение закончилось.
Если закончить стройку позже, чем истечет разрешение, она будет признана незаконной, и компетентные органы могут потребовать ее снести.
Чтобы этого избежать, необходимо подлить срок действия документа. Это производится путем подачи соответствующего заявления минимум за 2 месяца в орган власти, который выдал разрешение.
Если успеть в этот срок, то бумага будет продлена автоматически. В противном случае последует отказ.
В Московской области за продлением следует обратиться в Министерство строительства. В регионах – в МФЦ или в отдел архитектуры местной администрации.
Смотрите также в этом видео, как получить разрешение на строительство:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно !
Источник: http://zakonpotr.ru/bez-rubriki/kto-vydaet-razreshenie-na-stroitelstvo.html
Статья 73. Разрешение на производство строительно-монтажных работ
Статья 73. Разрешение на производство строительно-монтажных работ
Разрешение на производство строительно-монтажных работ — документ, удостоверяющий право субъекта градостроительной деятельности осуществить застройку земельного участка, строительство или реконструкцию здания, строения и /или/ сооружения, благоустройство территории.
По объектам жилищно-гражданского и производственного назначения разрешение на выполнение строительно-монтажных работ подразделяется на два вида:
— разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту;
— разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ — подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладке коммуникаций, устройству фундаментов.
Разрешение на производство строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского и производственного назначения от имени администрации города выдается начальником Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора по г.Ростову-на-Дону, а по объектам, относящимся к компетенции органов архитектуры административных районов города (индивидуальное жилищное строительство) — районным архитектором, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Ростовской области и настоящими Правилами. При производстве строительно-монтажных работ подрядчик обязан иметь лицензию на право производства работ данного вида.
Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на срок не более, чем три года и может быть продлено на основании заявления заказчика (инвестора) в установленном порядке.
Разрешение на производство строительно-монтажных работ не требуется, если работы, связанные с изменением объекта недвижимости, не затрагивают характеристик прочности, надежности и устойчивости зданий, строений и сооружений.
Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора или архитектор района вправе отказать заявителю в выдаче или повторной регистрации разрешения на строительство в случаях:
— несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
— несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на их строительство сохраняется, но подлежит повторной регистрации в Инспекции Госархстройнадзора или у районного архитектора.
Контроль за соответствием осуществляемых строительно-монтажных работ строительным нормам и правилам на строительстве объектов недвижимости осуществляет Инспекция Госархстройнадзора по г.Ростову-на-Дону и соответствующие органы архитектуры.
> Порядок выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции зданий-памятников истории и культуры |
Содержание Градостроительный регламент города Ростова-на-Дону (часть II) (приложение к решению городской Думы от 22 декабря 1998 г. N. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник: http://base.garant.ru/9905463/aee01b02276c86a5c5388d0a02d23ffb/
Подготовку строительства можно будет начинать до получения разрешения на него
Минстрой России подготовил поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые предусматривают возможность проведения подготовительных работ на начальном этапе строительства или реконструкции еще до получения разрешения на строительство.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект) подготовлен Минстроем России и направлен на снижение административных барьеров и упрощение осуществления строительства (реконструкции). В настоящий момент проект находится на этапе публичного обсуждения на портале ОРВ, которое продлится до 16 февраля 2016 г.
Подал документы на экспертизу — готовь стройплощадку!
Основным нововведением, предлагаемым поправками, стала возможность осуществлять предварительные работы до того, как получено разрешение на строительство или реконструкцию (далее — разрешение). Указанный механизм успешно опробован при возведении олимпийских объектов и застройке территорий опережающего экономического развития, теперь министерство предлагает использовать его повсеместно.
Согласно действующему законодательству любые работы по строительству и реконструкции осуществляются только при наличии разрешения, для получения которого необходимо подготовить большой пакет документов (в том числе материалы проектной документации, прошедшей экспертизу). Таким образом, считают в министерстве, даже незначительные и не оказывающие влияние на безопасность работы возможны только после получения разрешения. Например, геодезические разбивочные работы, устройство ограждения строительной площадки, обеспечение ее противопожарным водоснабжением и инвентарем, организация контрольно-пропускного режима. Как правило, на них уходит от шести месяцев до года (для крупных инфраструктурных объектов). Если же данные работы можно будет производить до получения разрешения, то продолжительность строительства сократится.
В связи с этим Минстрой России предлагает разрешить проведение подготовительных работ с момента представления проектной документации на экспертизу. А если эти работы были проведены, но строительство в течение года так и не началось, то застройщик будет обязан за свой счет привести земельный участок в пригодное для использования состояние и восстановить окружающую среду.
Порядок осуществления подготовительных работ
Министерство предлагает закрепить в Градостроительном кодексе условия, при которых допускается выполнение работ подготовительного периода строительства. Они должны соответствовать требованиям охраны труда. При этом данный вид работ рассматривается как отдельный этап строительства.
Выполнение подготовительных работ будет осуществляться по решению застройщика при наличии градостроительного плана земельного участка и проекта межевания территории со дня представления проектной документации на экспертизу. Если же подготовительные работы оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то они должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Для того чтобы начать подготовительные работы, застройщику нужно будет обратиться за разрешением в органы местного самоуправления либо к иным лицам, указанным в ч. 12 ст. 51 ГрК РФ. Для этого ему следует подать заявление о выдаче указанного разрешения непосредственно в уполномоченные органы или через многофункциональный центр, приложив комплект необходимых документов, в том числе материалы проектной документации комплекса подготовительных работ, получившей положительное заключение экспертизы.
Получив разрешение, застройщик за семь рабочих дней должен будет уведомить органы местного самоуправления (иные органы, указанные в ч. 5 ст. 52 ГрК РФ) о том, что собирается приступить к осуществлению работ.
Необходимо отметить, что подготовительные работы должны осуществляться на основании отдельной проектной документации, подлежащей государственной экспертизе, без положительного заключения которой осуществлять соответствующие работы будет запрещено. На экспертизе документации по работам подготовительного этапа строительства застройщик потеряет максимум 30 дней. Таков максимальный срок, который предлагается предусмотреть в Кодексе.
Готовиться к стройке разрешат не везде
Осуществлять подготовительные работы без разрешения можно будет не везде. Минстрой России предлагает ввести ограничения:
для исключительных экономических зон РФ;
континентального шельфа РФ;
особо охраняемых природных территорий;
Байкальской природной территории.
Кроме того, изъятием из общего правила, согласно проекту, станет строительство объектов, предназначенных для размещения и обезвреживания отходов I—V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах. Во всех вышеуказанных случаях для начала работ необходимо будет получить разрешение на строительство.
Перечень подготовительных работ
Конкретные виды работ, выполнять которые будет допустимо без разрешения на строительство, а также условия и порядок их осуществления определит Правительство РФ.
Каким они будут, пока сказать трудно. Но если обратиться, например, к действующему приказу Минвостокразвития России от 03.03.2015 № 25, в котором есть список предварительных работ, осуществляемых при строительстве объектов на территориях опережающего социально-экономического развития, то можно увидеть, что к подготовке строительства отнесено в том числе создание подъездных путей, системы водоснабжения, проведение линий электропередач, размещение и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения.
За нарушение порядка проведения подготовительных работ будут штрафовать отдельно
Проект предусматривает внесение изменений не только в Градостроительный кодекс, но и в КоАП РФ. В нем появится новая статья, устанавливающая административную ответственность за нарушение порядка выполнения подготовительных работ. Министерство предлагает наказывать:
за выполнение подготовительных работ до выдачи разрешения на строительство комплекса работ подготовительного периода строительства, реконструкции с нарушением установленного порядка уведомления соответствующих органов;
отсутствие документов, необходимых для выполнения указанных работ.
Размер штрафа для граждан составит от 2000 до 5000 руб., для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 000 до 50 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.
Проект в случае его принятия должен будет вступить в силу через полгода после официального опубликования. Столь длительный срок связан в том числе с необходимостью принятия постановления Правительства РФ об утверждении перечня подготовительных работ.
Источник: http://www.eg-online.ru/article/303445/
Если подрядчик приступил к строительству без разрешительных документов, он должен сам нести ответственность за это
Закон вменяет в обязанность получать необходимую разрешительную документацию на строительство заказчику, однако к административной ответственности за проведение без разрешения строительных работ могут быть привлечены лица, непосредственно осуществляющее строительство (постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 16235/10). Тем самым высший судебный орган разрешил разногласия по поводу определения субъекта правонарушения, установленного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
В настоящий момент КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без разрешения на строительство в предусмотренных случаях.
Тем не менее к вопросу определения субъекта данного правонарушения суды подходят по-разному. Вывод, что к ответственности может быть привлечен не только застройщик или заказчик, но и лицо, осуществляющее строительство, сделан Арбитражным судом г. Москвы (решение от 18.03.2010 № А40-19954/10-94-110).
Иная точка зрения сложилась у судов апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении этого дела. Они сочли, что системное толкование норм Градостроительного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что правом на обращение в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство обладает только застройщик. Значит, именно он является субъектом административного правонарушения, закрепленного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 и ФАС Московского округа от 08.10.2010 по делу № А40-19954/10-94-110).
Фабула
Муниципальное предприятие (заказчик) и ООО (подрядчик) заключили договор генерального подряда. Общество должно было своими и привлеченными силами осуществить строительство жилых домов. За заказчиком договором был закреплена обязанность оформить разрешение на производство строительно-монтажных работ в течение 20 дней до начала выполнения работ. Подрядчик соответствующие документы не получил, но все равно приступил к работе.
Впоследствии при проведении проверки Главгосстройнадзор усмотрел в действиях подрядчика состав правонарушения и обратился в суд.
Исковые требования
Управление Главгосстройнадзора Московской области обратилось в суд с требованием привлечь ООО к административной ответственности за нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Основание обращения — ст. 202 и 203 АПК РФ.
Судебное разбирательство
Суд первой инстанции удовлетворил требования управления исходя из того, что субъектом административного правонарушения является подрядчик.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства, при осуществлении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, проводятся на основании разрешения на строительство. В соответствии с ч. 3 ст. 52 Кодекса лицом, осуществляющим строительство, может быть застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Таким образом, подрядная организация, выполняющая строительство без соответствующего разрешения, подпадает под действия ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с таким выводом. Они руководствовались следующим.
Застройщик на основании договора с лицом, осуществляющим строительство, должен подготовить земельный участок для строительства, а также передать этому лицу материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Законодательством не определено, что в случае привлечения другого лица к строительным работам обязанность по получению разрешения возлагается на это лицо.
Наличие заключенного договора с подрядчиком не изменяет правового статуса застройщика, обязанного получить разрешение на проведение строительных работ. Подрядчик выполняет работы по указанию заказчика. И в рамках исполнения гражданско-правового договора он не может нести административную ответственность за ненадлежащее исполнение требований законодательства заказчиком.
Если правом на обращение в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство обладает только застройщик, значит, он и является субъектом данного административного правонарушения.
Позиция Президиума ВАС РФ
Президиум оставил в силе решение суда первой инстанции, подтвердив, что субъектом правонарушения может быть не только застройщик или заказчик, но и лицо, непосредственно осуществляющая строительство.
Таким образом, подрядчик в силу ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса мог приступить к строительству жилых домов только после получения от заказчика всей необходимой документации, в том числе разрешительной.
Поскольку общество вело строительство с нарушением норм Градостроительного кодекса (без разрешения), его правомерно привлекли к административной ответственности.
К сведению
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без соответствующего разрешения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 000 до 50 000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 20 000 до 50 000 руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц — от 500 000 руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.eg-online.ru/article/134373/
Юрист с рабочим стажем более 28 лет.