Работа полиции гласная и открытая

Глава 2. Принципы деятельности полиции (ст.ст. 5 — 11)

Глава 2. Принципы деятельности полиции

>
Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
Содержание
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12182530/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

9) утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

10) утратил силу;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Источник: http://zakonopolitsii.ru/glava-1/statya-2

Статья 8. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам

Статья 8 . Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам

1. В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе:

1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов;

3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;

4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению.

2. Граждане вправе оказывать иное содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/77661070/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Источник: http://zakonopolitsii.ru/glava-2/statya-10

Публикации

Принцип открытости и публичности в деятельности российской полиции

Анализ результатов социологических исследований и публикаций средств массовой информации свидетельствует об особом интересе общественности к реформированию системы МВД России. Впервые в истории современной России граждане были вовлечены в процесс широкого общественного обсуждения законопроекта «О полиции», вызвавшего острый интерес россиян.

Диалоги велись не только на сайте www.zakonoproekt2010.ru, но и на других сетевых площадках, например, на сайтах различных общественных организаций.

Подводя итоги общественной дискуссии, Президент России Д.Медведев отметил, что «людям небезразлично, какой будет наша правоохранительная система, каким образом будут защищаться их права и свободы, каким образом будет вестись борьба с преступностью, обеспечиваться общественный порядок».Решение о реорганизации органов внутренних дел подразумевает глубокие преобразования, касающиеся сущности и деятельности полиции, обновления содержания ее работы, основанной на главной цели – обеспечении прав и свобод человека и гражданина, которые согласно Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Очевидно, что органы внутренних дел, деятельность которых непосредственно направлена на охрану и защиту прав и свобод человека, занимают особое место в механизме их обеспечения, а потому должны стать основной и реальной целью деятельности полиции. И от того, насколько граждане будут чувствовать себя в безопасности, зависит оценка ее деятельности в целом.

С учетом поставленных Президентом России Д. Медведевым задач по реформированию органов внутренних дел и в связи с вступлением в силу Федерального закона «О полиции», особую значимость приобретает вопрос дальнейшего совершенствования организации взаимодействия органов внутренних дел со СМИ и общественностью, поскольку «открытость и публичность» закон относит к числу основополагающих принципов деятельности полиции.

В частности, статья 8 Закона «О полиции» определяет эту деятельность открытой для всего общества. Несмотря на особую значимость и выделение принципа открытости и публичности в отдельную статью, в законе не дано определение понятий «открытости» и «публичности», что может повлечь непонимание и трудности в выработке мер по реализации рассматриваемого принципа деятельности полиции. Само появление этого принципа в законодательстве является новацией.

Так, например, ч. 1 ст. 8 Закона «О полиции» определяет деятельность полиции как открытую для общества, но не безгранично, а лишь в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

На первый взгляд, слова «небезграничная» и «открытость» не сочетаются по смыслу и даже противоречат друг другу. Установление границ в открытости деятельности полиции, как и любой другой деятельности, может трактоваться как ограничение основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права представителей средств массовой информации на получение и распространение информации об этой деятельности. Однако известно, что такие ограничения существуют, они не безосновательны и законодательно закреплены.

Таким образом, понятие открытость всё же имеет определенные рамки. Не всегда обстоятельства и факты могут быть обнародованы, публично изложены, раскрыты, опубликованы, преданы гласности, например, когда нужно защитить тайну частной жизни, семейную, государственную либо другую охраняемую законом тайну. (Данные нормы закреплены в статьях Конституции РФ).

Читайте так же:  Порядок восстановления трудовой книжки при утере работодателем

В отсутствие законодательного определения частной жизни, право на неприкосновенность которой гарантируется ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, в теории и практике она трактуется как сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей, производственной деятельностью. Иными словами, частная жизнь граждан, личная и семейная тайна, честь и доброе имя находятся под защитой и охраной закона. Законом также предусмотрены материально-правовые и процессуальные гарантии охраны тайны личной жизни граждан, соответствующие обязанности должностных лиц. Так, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан образует состав преступления, предусмотренного ст. 138 УК РФ.

Гражданско-правовая ответственность, в том числе и в виде обязанности компенсировать причиненный моральный вред, может наступить не только при распространении недостоверных (ст. 152 ГК РФ), но и достоверных сведений, если при этом причиняется вред другим нематериальным благам – неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне (ст. 150 ГК РФ).

В ч. 2 ст. 8 Закона «О полиции» закреплено право граждан, общественных объединений и организаций на получение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, достоверной информации о деятельности полиции, получение от полиции информации, непосредственно затрагивающей их права. Исключение составляет лишь информация, доступ к которой ограничен федеральным законом. Это право может быть реализовано в различных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Здесь важная роль отводится официальным сайтам территориальных подразделений системы МВД России. В этой связи руководство Министерства обязало руководителей подразделений всех уровней взять работу по обеспечению функционирования сайтов под личный контроль. Разделы и рубрики ведомственных интернет-ресурсов должны не только своевременно наполняться качественной и актуальной информацией, но и материалами, которые помогут гражданам в разрешении возникающих вопросов.

Отмечу, что анализ информационно-пропагандистской деятельности органов внутренних дел за последние три года показал, что количество материалов, размещенных в средствах массовой информации и сети Интернет, о работе территориальных подразделений возросло. Однако эта работа осуществлялась либо по инициативе руководства самого подразделения, либо после получения указаний из вышестоящих органов и не всегда носила систематический характер.

Теперь в обязанность полиции входит регулярное информирование государственных, муниципальных органов и граждан о своей деятельности через СМИ, сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (закреплено в ч. 3 ст. 8 Закона «О полиции»). Право определения периодичности, порядка отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, оставлено за федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Отчеты должностных лиц должны проводиться в следующих целях: создание условий для реализации установленного Конституцией и законами Российской Федерации права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел; обеспечение открытости и публичности деятельности полиции; повышение уровня доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел.

В своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев отметил: «Граждане должны знать, как организована работа полиции по защите их прав, и требовать отчета – такая обязанность руководителя территориального органа внутренних дел законодательно закреплена».

В целях реализации принципа открытости и публичности, создания условий для обеспечения права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности полиции разработана соответствующая Инструкция об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России. В ней четко определено, кто из должностных лиц, в каком порядке, с какой периодичностью будет отчитываться.

В ч. 4 ст. 8 Закона «О полиции» закреплена обязанность полиции – предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация данного положения не является новой в деятельности органов внутренних дел. Накоплен многолетний практический опыт конструктивного взаимодействия подразделений системы МВД России со средствами массовой информации.

Так, в период существования СССР пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими средствами массовой информации, а также творческими организациями осуществляло Пресс-бюро МВД России, созданное в июне 1983 года. С созданием МВД России пресс-службы и подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел функционируют во всех подразделениях системы Министерства.

Сегодня эти подразделения представляют собой мощные мобильные отряды профессионалов, играют существенную роль в реализации задач и функций, выполняемых МВД России, формируют положительный образ сотрудника органов внутренних дел и являются основным связующим звеном с гражданским населением. Без их тесного делового сотрудничества с представителями средств массовой информации было бы невозможно довести до широкой общественной аудитории ни одну информацию, в том числе и направленную на воспитание правового сознания граждан, пропаганду законопослушности, способствующую укреплению правового демократического государства.

Необходимо также отметить, что в последние годы в работе органов внутренних дел по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью всё чаще используется понятие «информационная открытость». Под информационной открытостью органов внутренних дел (в узком смысле) понимается степень доступности получения информации гражданами, организациями и объединениями относительно их деятельности.

Под информационной открытостью (в широком смысле) понимается, с одной стороны, способность органов внутренних дел информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, с другой – возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности органов государственной власти.

Речь идет о наличии внутри любого органа государственной власти механизмов обязательного и активного информирования граждан о своей деятельности. Открытость предполагает также относительно широкий доступ ко всем видам информации при минимальных запретах на ее обнародование (кроме информации ограниченного распространения).

Для формирования информационной открытости и информационного взаимодействия с гражданским обществом органы власти должны обеспечивать предоставление информационных услуг населению и юридическим лицам. Одним из путей повышения информационной открытости органов власти является развитие и широкое применение в их деятельности информационных и коммуникационных технологий с целью эффективного взаимодействия с гражданами и организациями. Необходимо помнить, что документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, – это конфиденциальная информация.

Следует отметить, что, по сравнению со ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 29 Конституции РФ более широко трактует свободу выражения своего мнения и свободу информации. В ней фактически идет речь о нескольких взаимосвязанных свободах – свободе выражения своих мнений, мыслей, идей, убеждений, свободе слова, свободе информации. Свобода слова выступает как одна из форм выражения свободы мыслей, мнений, идей, убеждений.

Читайте так же:  Как правильно написать работа в полиции

Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности средств массовой информации, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

Закрепленные в Конституции РФ положения, касающиеся деятельности средств массовой информации, нашли свое дальнейшее развитие и детализацию в целом ряде нормативных правовых актов. Среди них следует особо выделить Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Организацию и деятельность средств массовой информации регламентируют и иные правовые акты государственных органов. Они посвящены регулированию таких наиважнейших вопросов, как поиск, получение, распространение информации, ограничения информации, статус средств массовой информации, права и обязанности журналистов, гарантии их деятельности, ограничения, направленные против злоупотребления свободой информации, ответственность за нарушения свободы информации и др.

В заключение отмечу, что эффективное взаимодействие и партнерские взаимоотношения органов внутренних дел со средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества, создание с их помощью атмосферы доверия к полиции со стороны населения, формирование позитивного общественного мнения об открытости и публичности ее деятельности позволят своевременно и адекватно реагировать на изменения оперативной обстановки, станут существенным резервом повышения уровня оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и престижа службы в полиции.

Источник: http://www.ormvd.ru/pubs/102/15217/

ОТКРЫТОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Основным документом, регламентирующим деятельность полиции, является Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3 – ФЗ «О полиции». В соответствии с данным Федеральным законом полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

В соответствии с требованиями настоящего времени, деятельность любой государственной структуры должна быть «прозрачной» и открытой для общества.

Одним из ключевых принципов деятельности полиции является открытость и публичность. Данный принцип закреплен в статье 8 главы II Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года «О полиции». Так деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Реализация данного принципа способствует более эффективной борьбе с преступностью, противодействию коррупции в органах внутренних дел, а также предоставляет возможность гражданам объективно оценивать результаты деятельности полиции.

ЛО МВД России на ст. Кавказская

лейтенант внутренней службы В.В. Скоморощенко


Источник: http://www.xn--23-6kchalg3cxcf5m.xn--p1ai/news/2016-01-29/otkrytost-i-publichnost-deyatelnosti-politcii

Статья 8. Закона о Полиции РФ. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Комментарий к ст. 8 Закона о Полиции

1. Деятельность полиции может быть открытой и негласной. Несмотря на это, в комментируемой норме закреплено то обстоятельство, что деятельность полиции строится на принципе открытости в той мере, в какой это не противоречит требованиям УПК РФ, КоАП РФ, Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», Закона РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне», о защите иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Несомненно, в полной мере положения данного принципа могут касаться лишь гласной деятельности полиции.

2. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3. Указанный в настоящей статье принцип действует на всех этапах осуществляемой полицией деятельности при реализации ею всех предусмотренных законом форм и видов правоприменения.

4. Согласно ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации и, соответственно, под массовой информацией — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

5. Под редакцией средства массовой информации понимаются организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; а под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

Читайте так же:  Отстранение от работы основания и порядок отстранения

6. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. также комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

7. См. также комментарий к ст. ст. 1, 12, 13 настоящего Федерального закона.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Источник: http://consultant-mos.ru/zakony/zop/statya-8-zop-rf.html

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8 Закона о Полиции

1. Деятельность полиции может быть открытой и негласной. Несмотря на это, в комментируемой норме закреплено то обстоятельство, что деятельность полиции строится на принципе открытости в той мере, в какой это не противоречит требованиям УПК РФ, КоАП РФ, Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», Закона РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне», о защите иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Несомненно, в полной мере положения данного принципа могут касаться лишь гласной деятельности полиции.

2. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3. Указанный в настоящей статье принцип действует на всех этапах осуществляемой полицией деятельности при реализации ею всех предусмотренных законом форм и видов правоприменения.

4. Согласно ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации и, соответственно, под массовой информацией — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

5. Под редакцией средства массовой информации понимаются организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; а под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

6. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. также комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

7. См. также комментарий к ст. ст. 1, 12, 13 настоящего Федерального закона.

Источник: http://www.zakonrf.info/zakon-o-policii/8/

О видео-фиксации действий сотрудников полиции и разъяснении понятий: гражданин и гражданин Российской Федерации в соответствии с законом о полиции.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон «О полиции»), в данном законодательном акте под «гражданами» понимаются: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Одним из принципов деятельности полиции является беспристрастность (статья 7 Федерального закона «О полиции»). Согласно части 1 данной статьи, полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции», сотрудникам полиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данное право полиции может быть реализовано для выполнения возложенной на нее обязанности участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а так же за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации (пункт 33 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»).

Читайте так же:  До какого длится призыв в армию

На основании пункта 1 части 4 и части 5 статьи 5 Федерального закона «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения гражданина к сотруднику полиции, последний обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

На граждан федеральным законом, либо иным нормативным правовым актом обязанности по «собственной устной и письменной идентификации» не возложены.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Кроме того, в соответствии с пунктом 25 приказа МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Так, федеральными конституционными законами от 30 мая 2001 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторыми другими законодательными актами предусмотрены ограничения данного конституционного права гражданина.

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»).

В случае существующего запрета на фото-, видеосъемку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий фото-, видеосъемку.

Законодательством Российской Федерации не установлен запрет фото-, видеосъемку сотрудников полиции, в то же время названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении. Ответственность за такие нарушения наступает на основании нормативных правовых актов, охраняющих соответствующие отношения (например, статьи 13.11 и 20.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кроме того, любой гражданин, в том числе и сотрудник полиции при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения может обратиться в установленном порядке в суд.

Учитывая изложенное, использование видео- и звукозаписывающей аппаратуры при разговоре с сотрудниками полиции возможно в случае отсутствия запрета на ее использование и соблюдения гражданских прав.

Разъяснение подготовлено Договорно-правовым департаментом МВД России.

Источник: http://31.xn--b1aew.xn--p1ai/citizens/pravo/urcons/uk3

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Читайте так же:  Газпромбанк оформление кредита

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://21.xn--b1aew.xn--p1ai/document/991936

Работа полиции гласная и открытая
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here