Понятие коммерческой и служебной тайны

Понятие и признаки служебной и коммерческой тайны

Вопрос о соотношении служебной и коммерческой тайны имеет достаточно большое практическое значение, поскольку ГК РФ в ст.139 оперирует этими двумя понятиями, не раскрывая, в чём их отличие.

В отличие от субъектов права на коммерческую тайну, которыми в литературе единодушно признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, по поводу субъектов права на служебную тайну такого единства мнений не наблюдается. Так, например, по мнению Г. Отнюковой, к субъектам права на служебную тайну следует также относить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом, по её мнению, к служебной тайне относятся сведения, которые обычно не являются предметом самостоятельных сделок, но разглашение которых может принести имущественный ущерб организации и вред её деловой репутации. К ним она относит сведения о структуре управления производством, методика обучения персоналом; об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги; об источниках финансирования; о заключённых сделках и т.д. Отнюкова Г. Коммерческая тайна // Закон. 1998. № 2. С. 56

Согласно другой точке зрения, субъектами права на служебную тайну обладают органы государственной власти и государственного управления, а также органы местного самоуправления.

Среди сторонников данной точке зрения не наблюдается также единства мнений по поводу того, какие сведения следует относить к служебной тайне. Так, одни считают, что служебной тайной являются сведения «о тайне усыновления, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т.д., полученные работниками соответствующих учреждений в результате выполнения ими своих трудовых функций» Научно-практический комментарий к части первой Граэжанского кодекса Российской Федерации ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина, В.П. Мозолина. М., 1996. С. 242. Другие утверждают, что служебная тайна относится к сфере публичного права и включает в себя информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций Куликов А. О коммерческой и служебной тайне. Хозяйство и право. 1996. № 11. С. 100..

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» СЗ РФ. 1997. № 10. Ст.1127, к служебной тайне относятся «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации и федеральными законами».

Таким образом, субъектами права на служебную тайну являются различные органы государственной власти.

Принятый закон содержит также указания на характер сведений, относимых к коммерческой тайне. Так, согласно п. 2 ст. 3 Закона к информации, составляющей коммерческую тайну, относится — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Важнейшим теоретическим вопросом, возникающим при исследовании понятия коммерческой тайны, является вопрос о том, может ли коммерческая тайна рассматриваться в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности. Коммерческая тайна представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация как таковая по своей сути нематериальна, хотя ее хранение и распространение осуществляется чаще всего с помощью материальных носителей. В этом смысле она ничем не отличается от объектов интеллектуальной собственности, которые сами могут рассматриваться в качестве разновидности информационных ресурсов.

Наиболее проблематичным является вопрос о том, может ли информация быть объектом, на который за кем-либо закрепляется исключительное право.

На первый взгляд, это невозможно в силу природы самой информации. В самом деле, знания, если только к ним имеется свободный доступ, не могут быть монополизированы каким-либо конкретным лицом и с момента своего обнародования становятся всеобщим достоянием. Именно поэтому юридической наукой пока и не предложено адекватных правовых средств для охраны научных идей, теорий, гипотез и иных научных результатов как таковых.

Сказанное, однако, не означает, что монопольное владение и пользование информацией вообще исключено. Напротив, это возможно, но при условии, что информация неизвестна третьим лицам. Если закон признает право лица, владеющего информацией, на сохранение ее в тайне, и одновременно требует от третьих лиц воздерживаться от несанкционированного завладения этой информацией, налицо исключительное субъективное право на эту информацию Колебошин Г.М. Обязанности работника в отношении коммерческой тайны работодателя // Трудовое право. 2007. № 5. С. 39. Именно такой правовой режим и создается институтом коммерческой тайны. Таким образом, коммерческая тайна обладает всеми свойствами объекта интеллектуальной собственности и является его особой разновидностью.

Вместе с тем возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к коммерческой тайне не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В РФ круг таких сведений установлен Постановлением о перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, а также ст. 5 Законом о коммерческой тайне. К ним относятся следующие сведения:

Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей ее среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны Соколов С. А. Стратегия и тактика ведения переговоров при торговле лицензиями и ноу-хау. М., 2000. С. 110.

Читайте так же:  Оплата военным билетом

Наконец, коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин.

Исходя из положений законодательства, к коммерческой тайне может быть отнесена только документированная информация, т.е. информация, которая зафиксирована на каких-либо материальных носителях (п. 8 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне»). Идеи, замыслы, сведения и прочие данные, какую бы ценность для их обладателя они не представляли, если они не зафиксированы в какой-либо материальной форме, по действующему законодательству остаются незащищёнными. Следует отметить, что законодательство других стран не связывает предоставление правовой охраны сведениям, составляющим коммерческую тайну, с их фиксацией на каких-либо материальных носителях.

Российское законодательство, как и законодательство большинства европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие три требования. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Под третьими лицами в данном случае понимаются те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес. Ими могут быть другие предприниматели, конкурирующие с обладателем коммерческой тайны, его контрагенты по хозяйственным обязательствам, потребители его продукции, работ и услуг и т.д.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании.

В-третьих, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Спектр этих мер весьма обширен. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц. При этом, конечно, не требуется, чтобы обладатель информации принимал все мыслимые средства для ее охраны. Важно, чтобы из его конкретных действий ясно следовало желание сохранить определенные сведения в тайне от окружающих Еременко В.И. Правовая охрана коммерческой тайны в Российской Федерации // Адвокат. 2004. № 10. С. 36.

Анализ понятия и признаков коммерческой тайны будет неполным, если не коснуться вопроса о соотношении коммерческой тайны и некоторых смежных с нею понятий. Помимо коммерческой тайны российское законодательство выделяет еще несколько видов сведений, которые должны сохраняться в тайне. Речь, в частности, идет о государственной, военной, медицинской, нотариальной, адвокатской, банковской тайнах, личной и семейной тайне, тайне усыновления, тайне следствия и т.д. Отношения, связанные с каждой из названных выше и некоторыми другими видами тайн, специально регламентируются соответствующим законодательством, устанавливающим как право на сохранение соответствующих сведений в тайне, так и ответственность лиц, разгласивших их без санкции правообладателя. Коммерческая тайна отличается от всех этих видов тайн тем, что сведения, ее составляющие, относятся к коммерческой деятельности предпринимателя и имеют коммерческую же ценность.

Источник: http://studwood.ru/1149103/pravo/ponyatie_priznaki_sluzhebnoy_kommercheskoy_tayny

Соотношение служебной и коммерческой тайн

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Однозначное определение понятия «служебная тайна» в действующем законодательстве РФ отсутствует.

Служебная тайна является одним из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ. Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны. В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность (например, за разглашение тайны усыновления, или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе)

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Таким образом, можно сделать вывод, что «служебная тайна» является более широким понятием, чем «коммерческая тайна» .

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.Такая обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, или контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sootnoshenie-sluzhebnoy-i-kommercheskoy-tayn

Понятие коммерческой и служебной тайны

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

служебная тайна — тайна, доступная по роду службы, а служба как известно, бывает государственная и муниципальная.

в нете полно всякой информации

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Читайте так же:  Погашение задолженности будет произведено

Некоторые специалисты выражают озабоченность по поводу того, что среди информации, на которую не могут распространяться ограничения по доступу, не указана информация о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Подобное «упущение» позволяет должностным лицам существенно ограничивать доступ к материалам служебных расследований негативной деятельности государственного аппарата и прочим недоработкам. Между тем максимально возможная открытость в данном вопросе является одним из основополагающих моментов оздоровления деятельности органов государственной власти.

В соответствии с Положением руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивают организацию ее защиты и т. д.

Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

*
информацию о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);
*
информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;
*
информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;
*
информацию об источниках финансирования; сведения о заключенных сделках, применяемых ценах; кредитоспособность данной организации; сведения о системе организации охраны на предприятии; состояние материально-технической базы данной организации и др.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Как видно из примеров, служебная тайна относится к негосударственной тайне (ввиду того, что служебная тайна не является государственной тайной), однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами — владельцами и обладателями информации.

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Следовательно, информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

1.
Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.
2.
Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).
3.
Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.
4.
Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права, закрепленных в ст. 139 ГК РФ, в Указе Президента РФ от 06.03.97 № 188, постановлениях Правительства РФ 1994 г. № 1233, 1998 г. № 936 и 1999 г. № 1016, позволяют сделать обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна — это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.

Возможны другие варианты: служебная тайна — несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.

С позиций документоведения служебная тайна — это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т. е. то, что не относится к государственной тайне) ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

Как видим, институт служебной тайны практически совпадает со многими видами тайны, например с профессиональной тайной, о которой пойдет речь в следующем номере.

Источник: http://forum.garant.ru/?read,7,1074993

Служебная и коммерческая тайны

Одним из самых распространенных и значимых видов конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную, коммерческую тайну.

Считается, что состав и объем сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются государственными органами управления в отношении служебной, и предпринимателем – в отношении коммерческой тайны.

В ведомственных нормативных актахслужебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Если сведения, которые принято относить к государственной тайне, носит обобщенный, межведомственный характер, то институт служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. Чаще всего к служебной тайне относят сведения, касающиеся: особенностей кадрового состава предприятия (организации); структуры организации управленческого и производственного процесса; финансовой деятельности; состояния материально-технической базы и т.п.

Коммерческая тайна является охраняемым законом правом на засекречивание производственных и иных операций для сокрытия их от конкурентов. Законодательством РФ предусмотрено, что право на коммерческую тайну не может быть использовано для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц.

Современное российское законодательство под коммерческой тайной понимает информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности. Кроме того, подобные сведения должны быть задокументированы, то есть зафиксированы на материальном носителе с соответствующими реквизитами, которые позволяют идентифицировать эти сведения.

Собственник информации имеет право устанавливать режим коммерческой тайны в пределах полномочий, отведенных ему законодательством, то есть самостоятельно определять: критерии отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну; срок действия такого режима; порядок накопления, обработки, хранения, доступа и передачи информации третьим лицам; систему мер, обеспечивающих соблюдение режима коммерческой тайны, и систему средств и методов защиты информации.

Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение с соответствующими лицами соглашений (обязательств) о неразглашении коммерческой тайны. Н-р, если руководитель предприятия не заключит с сотрудниками, допущенными к секретам производства, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, он не будет иметь никаких правовых рычагов воздействия на лицо, нарушившее режим коммерческой тайны.

Читайте так же:  Часы работы мвд россии

Своеобразно решается вопрос об обязательствах работника в связи с коммерческой тайной после прекращения им трудовых отношений с работодателем. В этой ситуации обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника.

Специальной оговоркой в соглашении, возможно, увеличить или уменьшить этот срок. При увольнении работник обязан вернуть работодателю все имеющиеся у него носители коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну, подлежит правовой защите, поскольку несанкционированный доступ к ней, ее разглашение и неправомерное использование могут нанести ущерб коммерческим интересам субъекта предпринимательской деятельности, а также дать незаконные преимущества перед ним третьим лицам, которые могут получить выгоду от подобных действий.

Видео (кликните для воспроизведения).

По своему содержанию меры и способы защиты информации могут носить различный характер (правовой, организационный, технический и др.). Их выбор осуществляется самим собственником с учетом возможностей и ценности информации. Но принимаемые меры должны находиться в рамках компетенции собственника и соответствовать законодательству РФ, то есть они не могут являться оперативно — розыскными или иными специальными мерами, которые относятся к компетенции отдельных государственных органов, либо быть по своей сути незаконными.

При всем многообразии форм и видов коммерческой тайны наибольшее практическое значение имеет правильное и полное решение вопросов, связанных с обеспечением банковской тайны. Обычно под этим понятием принято понимать обязанность банка обеспечивать конфиденциальность сведений, касающихся личности и деятельности клиентов, при условии, что эти сведения получены банком в процессе их банковского обслуживания.

Отношения между клиентом и обслуживающей его кредитной организацией изначально, в силу специфики банковской деятельности, носят доверительный характер. Клиент не только доверяет кредитной организации свои денежные средства, но и потенциально допускает ее к информации о своем финансовом состоянии. Разглашение сведений, охраняемых банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица, имеющего банковский вклад или счет.

В законе «О банках и банковской деятельности» определены органы, имеющие право на получение сведений по юридическим лицам и составляющих банковскую тайну. Это: суды и арбитражные суды; Счетная палата РФ, органы Министерства по налогам и сборам; Таможенные органы; органы предварительного следствия.

По сведениям в отношении физических лиц могут получать справки только: сами клиенты, суды, органы предварительного следствия.

Опыт показывает, что успехи коммерческой деятельности предприятий и организаций, экономическое благополучие их сотрудников во многом связаны с надлежащим обеспечением тайны нотариальных действий.

Сохранение нотариальной тайны – одна из важнейших обязанностей нотариуса.

Нотариусу запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Справки об этих действиях нотариусом выдаются лишь по требованию суда, прокуратуры, органы предварительного следствия, налоговых органов.

В ряде ситуаций, в основном связанных с проверкой деятельности нотариуса вышестоящими должностными лицами и организациями, нотариальная тайна может стать известной более широкому кругу лиц. Эти должностные лица, в частности должностные лица нотариальной палаты, обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны могут нести дисциплинарную или материальную ответственность.

Тема 11: Особенности правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере.

1. Сущность социальной деятельности.

2. Социальное право. Источники социального права.

3. Право социального обеспечения, его принципы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/1_100566_sluzhebnaya-i-kommercheskaya-tayni.html

Служебная и коммерческая тайна

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско — правовому договору.

Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право. — М.: СБИ . С. М. Джаарбеков . 2001 .

Смотреть что такое «Служебная и коммерческая тайна» в других словарях:

служебная и коммерческая тайна — по российскому праву информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране её… … Энциклопедический словарь

СЛУЖЕБНАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА — в соответствии со ст. 140 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на… … Юридический словарь современного гражданского права

Служебная или коммерческая тайна [в гражданском законодательстве] — Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель… … Словарь юридических понятий

коммерческая тайна — см. Служебная и коммерческая тайна. * * * КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА, сведения и документы, отражающие деятельность акционерной компании, предприятия, фирмы, банка и т. п., информацию о которых они вправе не раскрывать … Энциклопедический словарь

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА — в соответствии со ст. 140 ГК информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном… … Юридический словарь современного гражданского права

ТАЙНА, СЛУЖЕБНАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ — информация, составляющая служебную и коммерческую тайну и имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает… … Большой экономический словарь

Читайте так же:  Отсрочка от армии в школе

ТАЙНА СВЕДЕНИЙ О СТРАХОВАНИИ — в соответствии со ст. 836 ГК страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном… … Юридический словарь современного гражданского права

Тайна — см. Банковская тайна; Военная тайна; Врачебная тайна; Государственная тайна; Коммерческая тайна; … Энциклопедия права

Тайна — см. Банковская тайна; Военная тайна; Врачебная тайна; Государственная тайна; Коммерческая тайна; Налоговая тайна; Служебная тайна; Тайна связи; Тайна совещания судей; Тайна страхования; Тайна усыновления (удочерения) … Большой юридический словарь

Тайна коммерческая и служебная — – охраняемое законодательством право на засекречивание информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Лица, незаконными методами получившие конфиденциальную информацию,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Источник: http://accounting_tax_law.academic.ru/998/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0

10. Коммерческая и служебная тайна.

Служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограниченорганамигосударственнойвласти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

(ГК РФ)Ст. 139.Служебная и коммерческая тайна

1.Информация составляет служебную или коммерческуютайну в случае, когда информацияимеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимаетмерыкохране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2.Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязанывозместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско — правовому договору.

ФЗ РФ№ 98 «О коммерческой тайне»

Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ:

коммерческая тайна (КТ)– конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличитьдоходы, избежать неоправданных расходов, сохранитьположение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация, составляющая КТ,научно-техническая, технолог-я, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

Режим КТ– правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности;

Обладатель информации, составляющей КТ, — лицо, которое владеет информацией, составляющей КТ, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режимКТ.

Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовнуюответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей КТ, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несетдисциплинарнуюответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей КТ, несут перед обладателем информации, составляющей КТ, гражданскоправовуюответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую КТ, и не имело достаточных основанийсчитатьиспользование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

5. По требованию обладателя информации, составляющей КТ, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязанопринятьмерыпоохранеконфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Следующие ФЗ РФ также содержат статьи о коммерческой и служебной тайне: ФЗ РФ «Об ипотечных ценных бумагах», ФЗ РФ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле».

«Уголовный кодекс Российской Федерации»

Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Уголовную ответственность влекут:

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Источник: http://studfile.net/preview/4349833/page:6/

7. Правовой режим информации в предпринимательской деятельности. Понятие служебной и коммерческой тайны. Конфиденциальная информация.

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. 2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). 3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. 4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Читайте так же:  Военная ипотека кабинет

Понятие служебной тайны и её защита

В соответствии со ст. 139 ГК РФ «тайна» есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, «тайной» считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае «тайна» есть нечто непознанное. Но такая («абсолютная») тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая («относительная») тайна имеет своего владельца — для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию «служебная тайна». Проще говоря, служебная тайна — это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны.[1] Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство.[2] Тут существует несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения устанавливает Конституция (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность – нет.

Неопределённость понятия неизбежно порождает многообразие его толкования. Так, комментируя ст.139 ГК РФ, Л.А. Трахтенгерц[3] критически относится к распространению признаков коммерческой тайны на служебную, справедливо считая их разноплановыми понятиями. Поскольку информация, функционирующая в режиме служебной тайны, может не иметь действительной или потенциальной коммерческой ценности, и её обладатель принимает меры к охране конфиденциальности не столько в силу её ценности, сколько в силу служебной обязанности.

Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ[4]имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ — отказ гражданину предоставить информацию – охраняет положения ст.24 Конституции РФ – право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.

Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.

Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны – служебной информации ограниченного доступа – уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП[5] РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования – информация о деятельности исполнительной власти – Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.

Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации[6], функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть – служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности[7], которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.

Источник: http://studfile.net/preview/4514097/page:12/

Понятие коммерческой и служебной тайны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here