Содержание
- 1 Подведомственность трудовых споров
- 2 4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров
- 3 Подведомственность трудовых дел
- 4 Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
- 5 Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
- 6 Подведомственность и подсудность трудовых споров
- 7 Подведомственность индивидуальных трудовых споров
- 8 Органы по рассмотрению трудовых споров
Подведомственность трудовых споров
Вопросы подведомственности и подсудности трудовых споров конкретизированы в Постановлении Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. №2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».
В силу ст. 22 ГПК РФ и ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции .
Учитывая это, при подаче искового заявления необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, т.е. из таких отношений, которые основаны на
- соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы),
- подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором.
ТК РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, поэтому лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, 390, 391 ТК РФ).
Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в 10-дневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ст. 387, 390 ТК РФ).
Трудовой кодекс РФ не распространяется на (ст. 11 ТК РФ):
- военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы,
- членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор),
- лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера,
- других лиц, если это установлено федеральным законом.
Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/podvedomstvennost-trudovich-sporov
4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров
Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры, – это тесно связанные понятия, но не идентичные и неравнозначные.
Компетенция органа – это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области трудовых споров (правомочие по принятию спора к рассмотрению, правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам и т.д.).
Подведомственность споров затрагивает лишь правомочие принять к рассмотрению именно подведомственный данному органу спор. Она определяется законом. Но закон не установил, к сожалению, научно обоснованные критерии подведомственности трудовых споров определенному органу. Подведомственность – это определение трудового спора по свойствам и содержанию, в каком первоначально органе должен решаться спор. Поэтому определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить, какого вида спор, индивидуальный или коллективный. Если спор индивидуальный, то надо установить его характер (о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда) и правоотношение, из которого он вытекает. Все споры из правоотношений, непосредственно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны. Если не выяснить указанные свойства конкретного трудового спора, то можно неправильно определить его подведомственность. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:
1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;
2) рассматриваемые непосредственно судом;
3) рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, установленных федеральным законом для отдельных категорий работников (ст. 383 ТК);
4) новая появившаяся по специальным законам альтернативная подведомственность по выбору истца в вышестоящий орган или в суд (например, все трудовые споры государственных служащих или споры с государственными инспекторами труда);
5) коллективные трудовые споры с единой подведомственностью, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.
В общем порядке КТС рассматривает только споры из трудовых правоотношений, и то не все. Иной порядок установлен законом для двух категорий споров: рассматриваемых или непосредственно судом (без рассмотрения в КТС), или только вышестоящим органом.
Непосредственно в суде без обращения в КТС (без досудебного разбирательства) рассматриваются следующие трудовые споры (ст. 391 ТК):
– по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда в связи с нарушением его права трудиться, либо о выплате разницы за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
– споры рабочих и служащих тех предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются (например, споры лиц, заключивших трудовые договоры с воинскими организациями или работающих там, где отсутствуют КТС, споры домашних работниц, работников, работающих у работодателя – физического лица, работников религиозных организаций), а также иски работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации.
Непосредственно в суде решаются также споры о необоснованном отказе в приеме на работу: лица, приглашенного на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодого специалиста, направленного по окончании учебы в установленном договором порядке; другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор (направленного по квоте подростка или инвалида и др.); беременной женщины или имеющей детей в возрасте до 3 лет, одинокой матери (отца), имеющей детей до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет) по мотивам, связанным с этими обстоятельствами, лица, считающего, что он подвергся дискриминации в труде.
Споры о возмещении ущерба, причиненного работником предприятию (учреждению), рассматриваются непосредственно в суде по иску администрации. Если же администрация удержала из заработной платы работника суммы в возмещение ущерба, а работник считает это незаконным, то спор будет уже о незаконном удержании, и подведомственен КТС. Непосредственно в суде решаются споры о коллективной материальной ответственности, о возмещении работодателем морального вреда, нанесенного работнику в связи с его трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда работник не согласен с решением об этом работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодателя на свое заявление. Исковая давность по этим спорам о моральном вреде не установлена.
Вышестоящие органы (вышестоящая администрация) вправе и обязаны рассматривать любые поступившие от работников жалобы на действия нижестоящих органов, в том числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако федеральными законами установлено, что вышестоящий орган рассматривает трудовые споры, если к нему обратился со спором государственный служащий, а также споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарного взыскания. Все трудовые споры государственных служащих рассматривает вышестоящая администрация или суд по их выбору.
Споры судей согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №30) рассматривают вышестоящие квалификационные коллегии судей, а о прекращении полномочий судьи – Верховный Суд РФ. Споры же прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по этим трем вопросам решает согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. “О прокуратуре РФ” Генеральный прокурор или прокурор, вышестоящий над тем, кто их увольнял, переводил или налагал взыскание. После рассмотрения их споров вышестоящими органами все эти категории работников не лишены права обратиться к судебной защите.
Поскольку Трудовой кодекс не выделил подведомственность исковых индивидуальных споров (как было по ст. 219 КЗоТ), то у них подведомственность общая, начиная с КТС, т.е. теперь установлена единая подведомственность и индивидуальных исковых, и неисковых споров.
Действия государственных инспекций (санитарной и др.) обжалуются в их вышестоящий орган или суд, а о наложении штрафа – в суд по месту жительства.
Подведомственность коллективных трудовых споров – единая по всем спорам (как о применении трудового законодательства, так и об установлении новых условий труда и быта работников) – определена Законом о коллективных трудовых спорах. Для урегулирования возникающих в ходе коллективных переговоров разногласий стороны используют примирительные процедуры, установленные Законом о коллективных трудовых спорах. Следовательно, для всех видов коллективных трудовых споров подведомственность единая, начиная с примирительной комиссии как обязательного первого этапа их рассмотрения.
Источник: http://studfile.net/preview/5185487/page:4/
Подведомственность трудовых дел
Подведомственность — это круг юридических дел, которые подлежат разрешению различными юрисдикционными органами. К специализированным юрисдикционным органам относятся мировые судьи, суды общей юрисдикции, комиссии по трудовым спорам, трудовой арбитраж, примирительная комиссия и посредник.
ТК РФ выделяет две группы трудовых споров: коллективные и индивидуальные.
Под индивидуальным трудовым спором понимаются:
«неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров»
(статья 381 ТК РФ).
Коллективным трудовым спором считаются:
«неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов»
(статья 398 ТК РФ).
В статье 382 ТК РФ (Приложение N 7) закреплено, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В судебном порядке трудовые споры рассматриваются:
Районными (городскими) судами;
Судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации;
Верховным Судом Российской Федерации.
Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входящие в единую судебную систему Российской Федерации, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — Закон N 188-ФЗ (Приложение N 16)).
«Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации»
(статья 1 Закона N 188-ФЗ).
ГПК РФ в статье 23 (Приложение N 6) закрепляет подсудность гражданских дел мировому судье. В круг гражданских дел, подсудных мировому судье, входят дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров. Это означает, что мировые судьи рассматривают в качестве судов первой инстанции все трудовые дела, за исключением двух вышеперечисленных категорий дел.
Районный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает, соответственно, дела о восстановлении на работе и дела о разрешении коллективных трудовых споров, а в апелляционном порядке — жалобы на решения мировых судей, принятых по первой инстанции.
Суды второй инстанции (областные суды, судебные коллегии) рассматривают жалобы на решения районных судов и выступают в качестве судов кассационной инстанции.
Областные суды, Верховный Суд Российской Федерации пересматривают судебные акты в порядке надзора.
Во внесудебном порядке трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС), которые образуются только после возникновения инициативы одной из сторон. КТС могут быть созданы не только в организациях, но и у работодателя — индивидуального предпринимателя (статья 384 ТК РФ (Приложение N 7)).
Российским законодательством сторонам индивидуального трудового спора предоставлено право на обращение за защитой своих прав непосредственно в суд, минуя комиссию по трудовым спорам (статья 391 ТК РФ (Приложение N 7)).
Для разрешения коллективных трудовых споров предусмотрено проведение примирительных процедур, поэтому в соответствии со статьей 398 ТК РФ (Приложение N 7) коллективный трудовой спор рассматривается примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
В соответствии со статьей 401 ТК РФ (Приложение N 7) порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией — это обязательный этап.
Примирительная комиссия — временный орган, который создается и будет существовать только на время рассмотрения спора, причем стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе (статья 402 ТК РФ (Приложение N 7)). При создании примирительной комиссии можно руководствоваться Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденными Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 года N 57 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией» (Приложение N 45). Статьей 402 ТК РФ особо оговаривается обязанность работодателя создать условия, необходимые для работы примирительной комиссии.
В соответствии со статьей 402 ТК РФ (Приложение N 7) при недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.
Посредник трудовой спор фактически не разрешает, а лишь в процессе своей деятельности выносит рекомендации по урегулированию разногласий, причем его рекомендации не имеют обязательного характера. Закрепление фигуры посредника в ТК РФ объясняется возможным совпадением воли работника и работодателя. В таких случаях рекомендации посредника оказывают помощь и той, и другой стороне коллективного трудового спора в разрешении трудового конфликта.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, на рассмотрение которого целесообразно передавать трудовой спор в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (статья 404 ТК РФ (Приложение N 7)).
В случае, когда в соответствии со статьей 413 ТК РФ (Приложение N 7) в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.
В связи с принятием Федерального закона N 90-ФЗ (Приложение N 15), которым были внесены изменения в ТК РФ, складывается следующая ситуация: теперь если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, а именно Федеральная служба по труду и занятости (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (Приложение N 28)).
Для рассмотрения трудового спора в трудовом арбитражном суде стороны, как правило, представляют следующие документы:
1) заявление о рассмотрении спора в трудовом арбитраже;
2) копия соглашения о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже и признании соглашения обязательным для исполнения;
3) документы, подтверждающие полномочия представителей сторон;
4) документы, подтверждающие выдвижение требований работниками;
5) документы, подтверждающие их отклонение работодателем;
6) документы по существу спора (коллективный договор, различные локальные нормативные акты);
7) решение о создании примирительной комиссии;
8) протокол разногласий заседания примирительной комиссии;
9) соглашение о приглашении посредника (если спор рассматривался с его участием);
10) протокол разногласий совместного заседания представителей сторон и посредника (если спор рассматривался с его участием).
Федеральным законом N 90-ФЗ (Приложение N 15) внесена поправка в статью 404 ТК РФ (Приложение N 7), согласно которой если раньше трудовой арбитраж по результатам своей работы разрабатывал лишь рекомендации, то теперь он принимает решение по существу коллективного трудового спора.
Судебный порядок рассмотрения трудовых дел.
правовое регулирование. практика. документы
А.А. Бондаренко
Источник: СПС Консультант+
Источник: http://hr-portal.ru/article/podvedomstvennost-trudovyh-del
Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
В соответствии с ч. 1 ст. 385 ТК РФ комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, в которой она создана. Следовательно, к подведомственности комиссии по трудовым спорам (КТС) отнесены споры между работодателем и работником, если возникшие между ними разногласия не были урегулированы путем проведения переговоров. Однако КТС является альтернативным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Работник вправе по спорам, отнесенным к подведомственности КТС, обратиться в суд, минуя КТС. Таким образом, индивидуальные трудовые споры, относящиеся к подведомственности КТС, могут быть рассмотрены как КТС, так и судом. Отсутствие обращения в КТС не является препятствием для подачи заявления в судебные органы.
Заявление о восстановлении нарушенного права может быть подано работником в вышестоящий по отношению к его работодателю орган или вышестоящему должностному лицу, имеющему полномочия по отмене решений представителя работодателя. Такое заявление может быть подано наряду с обращением в КТС и суд. Например, в новой структуре Правительства РФ в министерства входят федеральные службы и агентства. Следовательно, по вопросам нарушения трудовых прав руководителями федеральных служб и агентств работники могут апеллировать к руководителям министерства, в которое входит федеральная служба или агентство, руководители которого допустили нарушение трудовых прав работника. К компетенции указанных должностных лиц относится рассмотрение заявлений работников, по отношению к которым они имеют полномочия принимать решения в сфере трудовой деятельности.
К подведомственности судов общей юрисдикции отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации за исключением их уставов и конституций. Перечисленные нормативные правовые акты могут быть проверены судом общей юрисдикции на предмет их соответствия вышестоящему по юридической силе законодательству, в частности федеральным законам.
Обжалование локальных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления происходит в районном (городском) суде по месту нахождения работодателя или органа местного самоуправления, издавшего такой акт.
Мировые судьи не имеют полномочий по рассмотрению заявлений о признании нормативных правовых актов недействующими полностью или в части.
Рассмотрение заявлений о признании недействующим нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации относится к компетенции суда субъекта РФ, принявшего такой акт. В кассационном порядке вынесенное решение обжалуется в Верховный Суд РФ.
Заявление об оспаривании подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти относится к подсудности Верховного Суда РФ. При подаче таких заявлений следует учитывать положения Постановления Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 года N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ч. 1 ст. 27, ч. 1, ч. 2 и ч. 4 ст. 251, частей второй и третьей ст. 253 ГПК РФ в связи с запросом Правительства РФ. Из данного Постановления следует, что суды общей юрисдикции не могут рассматривать заявления об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства РФ федеральным законом, если в нем не имеется содержательной регламентации этого вопроса. Следовательно, в Верховном Суде РФ могут быть оспорены нормативные правовые акты Правительства РФ, если они изданы по вопросам, которые федеральным законом не отнесены к компетенции Правительства РФ, либо противоречат положениям федерального закона. В остальных случаях нормативные правовые акты Правительства РФ могут быть проверены Конституционным Судом РФ на предмет их соответствия Конституции РФ, в том числе и обозначенным в ней полномочиям Правительства РФ.
Аналогичное право имеют профсоюзные органы. В ст. 5.30 КоАП РФ установлена административная ответственность работодателя, его представителей за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения. Следовательно, соответствующий профсоюз вправе обратиться в суд с заявлением о признании отказа работодателя, его представителей от заключения колдоговора, соглашения на предлагаемых профсоюзом условиях необоснованным и обязании заключить указанный договор.
Для обращения работодателя к профсоюзному органу с заявлением о признании необоснованным отказа в даче согласия на увольнение руководителя (его заместителя) профсоюза, не освобожденного от основной работы, а также для обращения профсоюза к работодателю о признании отказа от заключения колдоговора, соглашения необоснованным и обязании заключить соответствующий договор должен быть применен исковой характер производства. Названные исковые требования относятся к подсудности районных (городских) судов, поскольку они связаны с оценкой законности и обоснованности проводимого работодателем увольнения, а также с проверкой содержания проектов нормативных правовых актов в сфере труда. Тогда как гражданское процессуальное законодательство не относит к компетенции мировых судей оценку документов об увольнении, а также проверку содержания нормативных правовых актов о труде. Следовательно, перечисленные требования должны рассматриваться в районных (городских) судах.
Заявления о проверке соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям действующих у них уставов или конституций могут быть рассмотрены уставными либо конституционными судами субъектов Российской Федерации, где такие судебные органы созданы.
Заявление в порядке особого производства подается в районный (городской) суд по месту жительства или нахождения заявителя. Как уже отмечалось, мировые судьи не имеют полномочий по рассмотрению заявлений в порядке особого производства. Поэтому данный вид заявлений рассматривается федеральными судьями районных, а в городах, где нет районного деления, — городских судов.
Таковы основные способы защиты нарушенного права и охраняемого законом интереса в сфере труда путем обращения в органы, полномочные выносить обязательные для исполнения решения.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.
Источник: http://hr-portal.ru/article/podvedomstvennost-i-podsudnost-individualnyh-trudovyh-sporov
Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
Подведомственность трудовых споров
Начало трудового спора
При индивидуальном – это момент обращения работника или работодателя в юрисдикционный орган для разрешения спора, следовательно, до этого момента имеют место неурегулированные разногласия (ч. 2 ст. 285 ТК РФ). Следовательно, индивидуальный трудовой спор носит исключительно процессуальную форму, а порядок разрешения неурегулированных разногласий в законодательстве не предусмотрен.
Началом коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя об отклонении требований работников либо несообщение работодателем в установленный ТК РФ срок своего решения, а также дата составления протокола разногласия.
Подведомственность определяет распределение компетенции по разрешению трудовых споров между органами, наделёнными правом их рассматривать и разрешать. Для индивидуальных трудовых споров такая подведомственность единая, причём как для споров о праве, так и для споров об интересе. Согласно ч. 1 ст. 391 ТК РФ, установлена альтернативная подведомственность, то есть, работник или профсоюз, защищающий интересы работника, вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС), а в случае несогласия с решением КТС – в суд. Можно, минуя КТС, сразу обратиться в суд.
Исключение составляют случаи, когда трудовые дела могут быть рассмотрены только в суде (так называемая, исключительная подведомственность) – ч. 2 ст. 391 ТК РФ:
· О восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за период незаконного перевода на ниже оплачиваемую работу, о неправомерных действиях работодателя с персональными данными работника.
· О возмещении работником вреда, причинённого работодателю.
· Об отказе в приёме на работу.
· Дела лиц, работающих по трудовому договору у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций.
· Лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Подсудность трудовых споров.
1. Мировым судьям такие споры не подсудны, кроме одной категории дел – это исполнительное производство при отсутствии спора о праве (например, заработная плата работнику начислена, но не выплачена).
2. Основная категория дел подсудна районным судам (!).
3. Судам субъектов федерации подсудны только 2 категории дел: о признании забастовки незаконной (ст. 412 ТКРФ) и о разглашении государственной тайны.
В отношении подсудности трудовых дел действует общее правило ГПК РФ:
· Суды рассматривают трудовые споры, как правило, по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ).
· Исключение касается исков о возмещении вреда, причинённого работнику трудовым увечьем, а также исков о восстановлении нарушенных трудовых прав. В отношении таких исков установлена альтернативная подсудность (по выбору истца) – либо по месту нахождения ответчика, либо по месту проживания истца. Соответственно, выбор подсудности принадлежит истцу (п. 5 и 6 ст. 29 ГПК РФ).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10054 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/3_86426_podvedomstvennost-i-podsudnost-individualnih-trudovih-sporov.html
Подведомственность и подсудность трудовых споров
Подведомственность
Для установления подведомственности трудовых споров обязательно определить начало трудового спора. Также следует знать, каким является трудовой спор (индивидуальный или коллективный).
Так, началом индивидуального спора является обращение одной из сторон трудовых отношений в установленные законом органы по разрешению спора (статья 285 Трудового кодекса РФ). Таким образом данный вид спора представлен исключительной процессуальной формой.
Коллективный спор считается начатым со дня сообщения работодателя об уклонении исполнения требований работников и момент составления протокола разногласий сторон трудовых отношений.
Подведомственность дел призвана определить и разграничить компетенцию органов по рассмотрению данных споров. Так, Законодатель установил, что для разрешения индивидуального трудового спора подведомственность является единой (как для спора об интересе, так и для спора о праве).
Трудовой кодекс РФ в статье 391 указал, что устанавливается альтернативная подведомственность. Например, работник либо профсоюз могут обращаться в комиссию по трудовым спорам (далее – КТС), либо в суд. Предусмотрена возможность обратиться сразу в суд.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Исключительная подведомственность подразумевает рассмотрение дела лишь в суде (пункт 2 статьи 391 ТК РФ).
К таким делам относятся следующие категории:
- восстановление на рабочем месте;
- изменение формулировки увольнения;
- восстановление нарушенных прав работника из-за неправомерных действий работодателя с персональными данными;
- оплата вынужденного прогула;
- выплата за неправомерный перевод на другую должность;
- по оспариванию отказа в приеме на работу;
- возмещению вреда, который причинил работник работодателю;
- по отношениям, вытекающим из трудовых договоров лиц, которые работают без статуса индивидуального предпринимателя;
- по заявлениям работников религиозной организации;
- по заявлению лица, которое считает, что имело место дискриминация.
Подсудность
Законодательно установлено, что мировые судья не рассматривают данную категорию дел. Однако есть исключение. Рассмотрению подлежат дела, в которых нет спора о праве. Примером служит ситуация, когда заработная плата и все сопутствующие выплаты были начислены, но не были выплачены работнику.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Таким образом, трудовые споры в основном подсудны районным судам.
Суд субъекта Российской Федерации рассматривает всего два вида дел, которые вытекают из трудовых споров:
- о разглашении тайны, являющейся государственной;
- о признании забастовка работников не правомерной.
При определении подсудности трудовых споров действуют общие правила Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основным правилом является рассмотрение данной категории дел по месту пребывания или нахождения ответчика (регламентировано статьей 28 ГПК РФ).
Исключением из данного правила являются иски, предъявляемые с целью возмещения вреда, который причинен работнику трудовыми увечьями и о восстановлении в правах работника. К данным категориям трудовых споров применяется альтернативная подсудность, которая регламентируется статьей 29 Гражданского процессуального кодекса (возможность истца самостоятельно выбрать в какой суд обратиться).
Таким образом, законодательно прописаны четкие правила по определению подведомственности и подсудности дел, которые вытекают из трудовых отношений. В правовой доктрине активно обсуждается вопрос о выделении самостоятельного вида судов – судов, по рассмотрению трудовых споров. Данная мера позволит усилить защиту трудовых прав, разгрузит загруженность судов и устранит пробелы, существующие в законодательстве.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источник: http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/podsudnost/podvedomstvennost_i_podsudnost_trudovyh_sporov/
Подведомственность индивидуальных трудовых споров
Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры, – это тесно связанные понятия, но не идентичные и неравнозначные.
Компетенция органа – это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области трудовых споров (правомочие по принятию спора к рассмотрению, правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам и т.д.).
Подведомственность споров затрагивает лишь правомочие принять к рассмотрению именно подведомственный данному органу спор. Она определяется законом. Но закон не установил, к сожалению, научно обоснованные критерии подведомственности трудовых споров определенному органу. Подведомственность – это определение трудового спора по свойствам и содержанию, в каком первоначально органе должен решаться спор. Поэтому определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить, какого вида спор, индивидуальный или коллективный. Если спор индивидуальный, то надо установить его характер (о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда) и правоотношение, из которого он вытекает. Все споры из правоотношений, непосредственно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны. Если не выяснить указанные свойства конкретного трудового спора, то можно неправильно определить его подведомственность. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:
1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;
2) рассматриваемые непосредственно судом;
3) рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, установленных федеральным законом для отдельных категорий работников (ст. 383 ТК);
4) новая появившаяся по специальным законам альтернативная подведомственность по выбору истца в вышестоящий орган или в суд (например, все трудовые споры государственных служащих или споры с государственными инспекторами труда);
5) коллективные трудовые споры с единой подведомственностью, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.
В общем порядке КТС рассматривает только споры из трудовых правоотношений, и то не все. Иной порядок установлен законом для двух категорий споров: рассматриваемых или непосредственно судом (без рассмотрения в КТС), или только вышестоящим органом.
Непосредственно в суде без обращения в КТС (без досудебного разбирательства) рассматриваются следующие трудовые споры (ст. 391 ТК):
– по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда в связи с нарушением его права трудиться, либо о выплате разницы за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
– споры рабочих и служащих тех предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются (например, споры лиц, заключивших трудовые договоры с воинскими организациями или работающих там, где отсутствуют КТС, споры домашних работниц, работников, работающих у работодателя – физического лица, работников религиозных организаций), а также иски работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации.
Непосредственно в суде решаются также споры о необоснованном отказе в приеме на работу: лица, приглашенного на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодого специалиста, направленного по окончании учебы в установленном договором порядке; другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор (направленного по квоте подростка или инвалида и др.); беременной женщины или имеющей детей в возрасте до 3 лет, одинокой матери (отца), имеющей детей до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет) по мотивам, связанным с этими обстоятельствами, лица, считающего, что он подвергся дискриминации в труде.
Споры о возмещении ущерба, причиненного работником предприятию (учреждению), рассматриваются непосредственно в суде по иску администрации. Если же администрация удержала из заработной платы работника суммы в возмещение ущерба, а работник считает это незаконным, то спор будет уже о незаконном удержании, и подведомственен КТС. Непосредственно в суде решаются споры о коллективной материальной ответственности, о возмещении работодателем морального вреда, нанесенного работнику в связи с его трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда работник не согласен с решением об этом работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодателя на свое заявление. Исковая давность по этим спорам о моральном вреде не установлена.
Вышестоящие органы (вышестоящая администрация) вправе и обязаны рассматривать любые поступившие от работников жалобы на действия нижестоящих органов, в том числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду.
Споры судей согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №30) рассматривают вышестоящие квалификационные коллегии судей, а о прекращении полномочий судьи – Верховный Суд РФ. Споры же прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по этим трем вопросам решает согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. “О прокуратуре РФ” Генеральный прокурор или прокурор, вышестоящий над тем, кто их увольнял, переводил или налагал взыскание. После рассмотрения их споров вышестоящими органами все эти категории работников не лишены права обратиться к судебной защите.
Поскольку Трудовой кодекс не выделил подведомственность исковых индивидуальных споров (как было по ст. 219 КЗоТ), то у них подведомственность общая, начиная с КТС, т.е. теперь установлена единая подведомственность и индивидуальных исковых, и неисковых споров.
Действия государственных инспекций обжалуются в их вышестоящий орган или суд, а о наложении штрафа – в суд по месту жительства.
Для урегулирования возникающих в ходе коллективных переговоров разногласий стороны используют примирительные процедуры, установленные Законом о коллективных трудовых спорах.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: http://studopedia.ru/7_161872_podvedomstvennost-individualnih-trudovih-sporov.html
Органы по рассмотрению трудовых споров
Органы по рассмотрению трудовых споров
В качестве юрисдикционных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства, согласно ст. 382 ТК РФ выступают: 1) Комиссия по трудовым спорам (КТС); 2) суды — районные, городские федеральные суды и мировые судьи. Согласно ТК РФ органами, рассматривающими коллективные трудовые споры, являются: 1) примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора; 2) посредник; 3) трудовой арбитраж. Все эти органы образуются по соглашению спорящих сторон.
Подведомственность трудовых споров
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Комиссия по трудовым спорам — в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации — первичный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях). Компетенция комиссии[править | править вики-текст]
Комиссия является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
Срок обращения в комиссию[править | править вики-текст]
Работник может обратиться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.
Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии[править | править вики-текст]
Порядок принятия решения комиссией и его содержание[править | править вики-текст]
Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В решении комиссии указываются:
наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения;
фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
Копии решения комиссии, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.
Обжалование решения комиссии и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд[править | править вики-текст]
В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд. Решение комиссии может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу. В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://studfile.net/preview/4603608/
Юрист с рабочим стажем более 28 лет.