Ответственность за дисциплинарные коррупционные проступки

Раздел I. Применение мер дисциплинарной ответственности и дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений

Раздел I. Применение мер дисциплинарной ответственности и дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений

1.1. За совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, в том числе несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее также — «дисциплинарный проступок») — представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

1.2. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания (отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае оформляется муниципальным правовым актом).

1.3. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством в части, не противоречащей законодательству о муниципальной службе, с учетом порядка, изложенного в настоящем Положении.

1.4. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем органа местного самоуправления, являющимся представителем нанимателя (работодателем).

Не допускается наложение дисциплинарных взысканий лицами, исполняющими обязанности руководителя органа местного самоуправления, являющегося представителем нанимателя (работодателем).

Руководители структурных подразделений органов местного самоуправления вправе обращаться с ходатайством к руководителю органа местного самоуправления, являющемуся представителем нанимателя (работодателем), о привлечении к дисциплинарной ответственности своих подчиненных, замещающих должности муниципальной службы.

1.5. Применению дисциплинарного взыскания должна предшествовать служебная проверка, проводимая кадровым подразделением (кадровой службой) органа местного самоуправления либо лицом (лицами), уполномоченными на проведение такой проверки руководителем органа местного самоуправления, являющимся представителем нанимателя (работодателем).

1.5.1. Служебная проверка может проводиться кадровым подразделением (кадровой службой) иного органа местного самоуправления муниципального района в случае, если полномочия по ведению кадровой работы установлены на основании соглашения между этими органами местного самоуправления либо если такие полномочия возложены нормативным правовым актом представительного органа муниципального района на кадровое подразделение (кадровую службу) одного из органов местного самоуправления муниципального района, которое (которая) является единственным (единственной) в системе органов местного самоуправления муниципального района.

1.5.2. Соответствующими соглашениями могут быть установлены полномочия по проведению служебных проверок кадровым подразделением (кадровой службой) органа местного самоуправления муниципального района в отношении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований (поселений), входящих в состав муниципального района.

1.5.3. В случаях, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами, факт совершения дисциплинарного проступка может быть предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов органа местного самоуправления.

1.6. В материале служебной проверки должно находиться письменное объяснение муниципального служащего по существу совершенного им проступка либо акт, свидетельствующий об отказе муниципального служащего дать такое письменное объяснение.

В материале служебной проверки могут находиться иные документы, подтверждающие (опровергающие) факт совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка.

1.7. Срок служебной проверки не должен превышать двадцати рабочих дней для обеспечения рассмотрения материала о дисциплинарном проступке в сроки, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Положения.

1.8. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца с момента обнаружения проступка, не считая времени отсутствия муниципального служащего по болезни, пребывания его в отпуске, служебной командировке.

1.9 Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения (в указанные сроки не включаются время производства по уголовному делу).

1.10. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Наличие факта привлечения муниципального служащего к другим видам ответственности (например, к административной) по одному и тому же факту не освобождает правонарушителя от наложения на него также и дисциплинарного взыскания.

1.11. Вид дисциплинарного взыскания, налагаемого на муниципального служащего, должен соответствовать тяжести совершенного им проступка и обстоятельствам, при которых он его совершил.

1.12. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

1.13. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания муниципальный служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

По ходатайству непосредственного руководителя или по просьбе самого муниципального служащего, а также по собственной инициативе руководителя органа местного самоуправления — в порядке поощрения за исполнение муниципальным служащим обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также за иные действия в целях противодействия коррупции — дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно.

1.14. Наложение дисциплинарного взыскания оформляется правовым актом органа местного самоуправления. Отметка о наложении дисциплинарного взыскания делается в личном деле муниципального служащего.

Снятие дисциплинарного взыскания в срок, указанный в абзаце первом пункта 1.13 настоящего Положения, правовым актом не оформляется (в случае необходимости делается соответствующая отметка в личном деле муниципального служащего).

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется правовым актом, о чем делается отметка в личном деле муниципального служащего.

1.15. Перечень правонарушений, влекущих применение мер дисциплинарной ответственности в отношении муниципальных служащих и наложение на них дисциплинарных взысканий за совершение правонарушений, предусмотренных законодательством в сфере противодействия коррупции:

злоупотребление служебным положением или полномочиями;

дача или получение взятки;

иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав как для субъекта правонарушения, так и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному субъекту другими лицами;

невыполнение муниципальным служащим обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о случаях обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

Читайте так же:  Контекстная реклама займы под залог недвижимости

непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если представление таких сведений является обязательным, либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений;

непринятие муниципальным служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого это лицо является;

непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов лицом, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая может привести или приводит к конфликту интересов;

исполнение муниципальным служащим неправомерного поручения, противоречащего законодательству в сфере противодействия коррупции, данного муниципальному служащему его руководителем;

иные правонарушения, установленные федеральным законодательством в сфере противодействия коррупции, в качестве субъектов совершения которых указаны муниципальные служащие.

>
Особенности применения в отношении муниципальных служащих мер дисциплинарной ответственности и дисциплинарных взысканий, предусмотренных.
Содержание
Решение Совета Пестречинского муниципального района РТ от 21 ноября 2014 г. N 203 «Об ответственности муниципальных служащих.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/22524352/75e95103fdc963a40f1a0035da1e5ae7/

Пресс-центр

ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Для России, как и для большинства других государств, весьма острой является проблема коррупции в системе государственной службы. Искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, являющуюся препятствием устойчивому развитию государства и реализации стратегических национальных приоритетов, уделяется особое внимание со стороны высшего руководства страны. В каждом послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ обращается внимание на проблемы коррупции, при этом отмечается, что «борьба с коррупцией не должна быть шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности». Одним из основных средств противодействия коррупции в системе государственной службы является институт юридической ответственности. Федеральным

Как прокомментировала данное положение помощник Тульского транспортного прокурора Ирина Илюхина, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ) выделяется четыре вида ответственности граждан за совершение коррупционных правонарушений — это уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная. Дисциплинарная ответственность — это именно тот вид юридической ответственности, меры которой чаще всего на практике применяются к государственным служащим. Дисциплинарная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности и заключается в ответственности физического лица, связанной с выполнением им трудовых, служебных, должностных обязанностей. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих урегулирована Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

В ч. 1 ст. 57 установлено, что основанием дисциплинарной ответственности служащего является дисциплинарный проступок, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него служебных обязанностей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должно иметь место по вине служащего. Дисциплинарный проступок может повлечь применение представителем нанимателя одного из дисциплинарных взысканий: замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии, увольнения по основаниям, установленным п. 2 п.п. «а» ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Применение дисциплинарного взыскания является и правом представителя нанимателя, а не его обязанностью.

Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены ст. 59.3 Закона № 79-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст.59.3 Закона № 79-ФЗ взыскания применяются представителем нанимателя по результатам проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, то в соответствии с рекомендациями комиссии.

Проверочные мероприятия проводятся согласно Указам Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (в ред. от 19.09.2017) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» и от 01.07.2010 № 821 (в ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». Необходимо обратить внимание на установленные законодателем сроки привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 59.3 Закона № 79-ФЗ взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (не считая периодов, указанных в рассматриваемой норме, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов) и при этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения. По общему правилу дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

По общему правилу дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение считается снятым по истечении одного года со дня применения взыскания, если не имели место иные дисциплинарные взыскания как за коррупционные проступки, так и за иные дисциплинарные проступки, однако исключением является увольнение в связи с утратой доверия. В соответствии с ч. 3 ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ, ст. 15 Закона № 273-ФЗ сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее — реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

Источник: http://msu.tularegion.ru/press_center/novosti-prokuratury/osobennosti-distsiplinarnoy-otvetstvennosti-gosudarstvennykh-sluzhashchikh-za-korruptsionnye-pravonarusheniya/

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ НАРУШЕНИЯ

студент кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского Федерального Юридического университета г. Красноярска

канд. юрид. наук, проф. кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского Федерального Юридического университета г. Красноярска,

АННОТАЦИЯ

Читайте так же:  Права коллекторов банка

Цель статьи – обзор вопросов, затрагивающих привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные проступки.

Ключевые слова: государственная служба, противодействие коррупции, дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, коррупционное правонарушение.

Одним из ключевых направлений совершенствования государственного управления является развитие системы государственной службы страны, в связи с чем остро встает вопрос о недостаточной эффективности деятельности государственного аппарата, в том числе связанной коррупционными нарушениями. Опасность коррупционных нарушений в органах государственной власти связана с тем, что ущемляются конституционные права и интересы граждан, разрушаются демократические устои и правопорядок, дискредитируется деятельность государственного аппарата, и в конечном итоге подрывается доверие граждан к власти.

Как справедливо отмечается в литературе, «в действующем законодательстве в целом, как и непосредственно в ФЗ «О противодействии коррупции» [3], до сих пор не выработан единый стройный подход к определению понятия «коррупционное правонарушение» и его квалифицирующих признаков» [12, с. 40].

Согласно положениям Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятом на Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, «коррупционное правонарушение – это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность» [7]. Соответственно, можно условно выделить четыре вида коррупционных правонарушений: преступления, административные правонарушения, деликты гражданско-правового характера и дисциплинарные проступки.

О значении дисциплинарных средств в деле противодействия коррупции в системе государственной службы свидетельствует тот факт, что только за вторую половину 2018 года по инициативе органов прокуратуры к дисциплинарной ответственности были привлечены 42755 человек, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2017 года [14].

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2]. Взыскания за коррупционные правонарушения (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия) применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

За период применения антикоррупционных норм ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» накоплена обширная судебная практика оспаривания как самих норм, так и практики их применения. Положения п. 2 ч. 1 ст. 59.2 и ч. 3 ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» оспаривались в Конституционном Суде РФ. По мнению заявителя, нормы неконституционны, поскольку устанавливают единственный вид дисциплинарного взыскания — увольнение в связи с утратой доверия. Тем самым нормы не позволяют учитывать тяжесть проступка, причины и условия его совершения, предшествующее поведение госслужащего. Отклоняя такие доводы, Суд разъяснил, что такое основание предусмотрено в качестве профилактики коррупции в рамках контроля за имущественным положением госслужащих. Подобное правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы [8].

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения дел по спорам, связанным с привлечением государственных служащих к ответственности за совершение коррупционных проступков, указал, что эта ответственность является дисциплинарной, а коррупционное правонарушение представляет собой разновидность дисциплинарного проступка. По мнению Верховного Суда РФ, нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности увольнение по соответствующему основанию «в связи с утратой доверия» [9].

Взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения. Ранее эти сроки составляли один месяц и шесть месяцев соответственно. Другими словами, срок привлечения госслужащих к юридической ответственности увеличен в 6 раз, и это ещё раз подтверждает ужесточение антикоррупционных норм.

Как указал Конституционный Суд РФ в отношении применения ч.3 ст.59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части срока в случае наложения на гражданского служащего, совершившего коррупционное правонарушение, «такой меры взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, указанный срок, являющийся по своему характеру пресекательным, призван ограничить период неопределенности правового положения государственного гражданского служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия; установление указанного срока имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с государственной гражданской службы и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих государственную гражданскую службу» [9].

Брянский областной суд признал необоснованными доводы апелляционной жалобы о нарушении срока привлечения к ответственности за предоставление сведений о доходах, «поскольку срок привлечения к ответственности исчисляется не с момента представления справки гражданским служащим, а с момента поступления информации о совершении коррупционного правонарушения» [11].

Законодатель установил возможность применения конкретных видов дисциплинарных взысканий за совершение малозначительных коррупционных правонарушений: замечание — на государственной гражданской службе (ч. 3.1 ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; замечание и выговор — в Следственном комитете (ч. 3.1 ст. 30 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [4]), органах внутренних дел (ст. 51.1 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]), выговор — на военной службе (ст. 51.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [1]). Например, взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ законодательства, регулирующего прохождение различных видов государственной службы, позволил сделать вывод о том, что, несмотря на малозначительность правонарушения, дисциплинарная ответственность для государственного служащего наступает в любом случае. Как указывает профессор С.Е. Чаннов, «факт совершения коррупционного правонарушения, невзирая на его значимость, является «черным пятном» в его биографии» [13, с. 2197].

Читайте так же:  Список реестр коллекторских агентств

Необходимо также отметить, что ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрено право представителя нанимателя снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя [6]. Вместе с тем, ч. 6 ст. 59.3 установлено право гражданского служащего обжаловать наложенное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

К примеру, П. обратилась в суд с иском к управлению Федеральной службы судебных приставов по субъекту РФ о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п.1 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Исковые требования П. мотивировала тем, что она, исполняя обязанности судебного пристава-исполнителя в ходе исполнительного производства в отношении должника В., являющегося ее отцом, в устной форме информировала начальника отдела судебных приставов о своем родстве с должником. П. полагала, что тем самым ею был заявлен самоотвод и соблюдены требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. Кроме того, в отношении должника применены меры принудительного исполнения. Верховный Суд указал, что П. должна была проинформировать непосредственного начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий в отношении В. Решением суда в удовлетворении иска П. отказано [10].

Таким образом, обобщение судебной практики по делам, связанным с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, позволяет сделать следующие выводы. Как показал обзор практики применения судами в 2014-2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, государственные служащие наиболее часто оспаривают в судах применение к ним дисциплинарных взысканий (в том числе в виде увольнения), наложенных за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также за нарушения требований, связанных с предоставлением сведений о доходах, расходах, а также об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего и членов его семьи [10]. При этом в качестве сторон в суде зачастую выступают не только служащие и их работодатель в лице соответствующего ведомства, но также комиссии по урегулированию конфликта интересов и аттестационные комиссии. В отдельных случаях с заявлениями об изменении основания увольнения государственных служащих в суд обращаются прокуроры.

Подводя итог изложению ключевых моментов, затрагивающих привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные проступки, отметим, что в противодействии коррупции задействуются все имеющиеся у государства правовые средства, при этом центральное место в этом механизме отводится выработке административно-правовых средств, реализация которых должна стать действенным инструментом предупреждения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

Источник: http://sibac.info/studconf/science/lxviii/139569

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для государственных служащих и работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий или увольнения в связи с утратой доверия.

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

предупреждение о неполном должностном соответствии;

увольнение в связи с утратой доверия.

Так, статьей 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ, за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом№ 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Статьей 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Кроме того, представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрен следующий порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения:

1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1и59.2Федерального закона № 79-ФЗ, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1и59.2Федерального закона № 79-ФЗ, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Читайте так же:  Перевод долга между юридическими лицами налоговые последствия

3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1и59.2Федерального закона № 79-ФЗ, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1или59.2Федерального закона № 79-ФЗ.

5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1,2или3 части 1 статьи 57Федерального закона № 79-ФЗ, или взысканию, предусмотренномупунктом 1,2или3 статьи 59.1Федерального закона № 79-ФЗ, он считается не имеющим взыскания.

Источник: http://studfile.net/preview/6008896/page:6/

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Каковы особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений?

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов,- и на основании рекомендации указанной комиссии.

При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

— предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности — увольнение в связи с утратой доверия.

Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.

Так, в силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

С 2012 года в целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, также распространены определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

За нарушение установленных антикоррупционных стандартов работники названных организаций также привлекаются к ответственности.

Помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), за невыполнение антикоррупционных стандартов предусмотрено специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

В частности, в силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Источник: http://genproc.gov.ru/citizens/faq/1284594/

Меры дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения

Одна из важнейших задач развития правовой системы Российской Федерации на сегодняшний день — это актуализация и систематизация антикоррупционного законодательства.

Читайте так же:  Время производственной травмы

В рамках данной задачи одним из перспективных направлений деятельности является совершенствование порядка применения мер дисциплинарной ответственности в отношении государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения, поскольку в ходе правоприменения в указанной сфере были выявлены пробелы в законодательстве.

Возможность применения дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений физическими лицами наряду с уголовной, административной, гражданско-правовой ответственностью предусмотрена в статье 13 Федерального закона от 01.01.2001 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в статьях 59.1, 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Между тем само понятие коррупционного правонарушения не имеет законодательного определения. В юридической литературе понятие «коррупционное правонарушение» в широком смысле определяется как совершенное физическим или юридическим лицом действие или бездействие, непосредственно посягающее на интересы службы, совершаемое с целью извлечения преимуществ для себя или иных лиц, состоящее в нарушении антикоррупционных стандартов.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Минтруд России) подготовлены «Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», в которых содержатся три примерных перечня: «Перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия», «Перечень ситуаций, которые могут быть расценены как малозначительные проступки» и «Перечень ситуаций, которые могут быть расценены как несущественные проступки».

В целях внесения ясности в правоприменительную практику Минтрудом России был проведен обзор критериев привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений на основе предложений федеральных государственных органов и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судебной практики по рассмотрению дел о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений и подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Из итогов обзора следует, что при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии: а) характер и тяжесть совершенного нарушения; б) обстоятельства, при которых совершено нарушение; в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Практическая реализация положений законодательства, касающегося привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, свидетельствует, что в качестве

смягчающих рассматривались следующие обстоятельства: а) совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые; б) безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; в) добровольное сообщение служащим о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065; г) содействие проверяемого служащего осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки.

Проведенный анализ выявил, что к отягчающим обстоятельствам были отнесены только следующие: а) представление в ходе проверки служащим недостоверных и противоречивых объяснений, совершение иных действий, направленных на затруднение хода проверки; б) одновременное нарушение служащим двух и более требований законодательства о противодействии коррупции; в) наличие неснятого дисциплинарного взыскания; г) нарушение служащим требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний.

Следует отметить безусловную практическую значимость как указанных методических рекомендаций, так и обзора, однако они, во-первых, содержат примерный перечень ситуаций, во-вторых, носят рекомендательный характер и, в-третьих, вносят дополнительную неопределенность в толкование законодательства. Более того, в них не раскрываются ни алгоритм действий подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, ни рекомендуемая мера ответственности за такое правонарушение.

В сложившейся ситуации решением существующих проблем было внесение соответствующих изменений в законодательство.

В связи с изложенным данное направление предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции на 2018-2020 годы (далее — Национальный план), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378.

Так, в нем установлено, что до 1 февраля 2019 года необходимо представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением.

Кроме того, в Национальном плане до 1 марта 2019 г. предложено разработать критерии, согласно которым несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным правонарушениям, а также представить предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение указанных запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания.

Очевидно, данное предложение является рациональным, и закрепление данного вопроса на законодательном уровне сделает подход к применению мер дисциплинарной ответственности более дифференцированным и соответствующим правовым принципам ответственности только за виновные противоправные деяния, целесообразности, принципу справедливости при применении мер юридической ответственности, который заключается в соответствии мер юридической ответственности характеру и степени общественной опасности содеянного.

Из всего вышесказанного следует, что механизм применения дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения государственным гражданским служащим является далеко не однозначным, перечень проблем по данному вопросу значительно шире включенного в Национальный план противодействия коррупции

на 2018-2020 годы, в связи с чем на практике применяться данный механизм должен разумно, с ориентиром на общеправовые принципы и соблюдение интересов и прав как государства в лице нанимателя, так и государственного гражданского служащего.

Романова Е.В., ведущий консультант отдела по вопросам соблюдения запретов и ограничений Управления по вопросам противодействия коррупции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.nm45.ru/news/obshchestvo/mery-disciplinarnoy-otvetstvennosti-za-korrupcionnye-pravonarusheniya

Ответственность за дисциплинарные коррупционные проступки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here