Содержание
- 1 Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит
- 2 Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
- 3 ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГОВ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ
- 4 Право налогоплательщика получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных налоговым кодексом Российской Федерации
- 5 Отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит: особенности предоставления
- 6 Основания прекращения действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
- 7 Изменение сроков уплаты налогов
Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит
Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.
2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок.
Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит
Инвестиционный налоговый кредит — изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.
Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.
Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
- 1. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
- 2. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.
- 3. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Источник: http://studwood.ru/1298391/finansy/otsrochka_rassrochka_investitsionnyy_nalogovyy_kredit
Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 68 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
ГАРАНТ:
1. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 2 статьи 68 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
2. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты всей причитающейся суммы налога, сбора, страховых взносов и соответствующих процентов до истечения установленного срока.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 3 статьи 68 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
3. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в пункт 4 статьи 68 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
4. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в пункт 5 статьи 68 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
5. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в пункт 6 статьи 68 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
6. Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.
8. Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение одного месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.
9. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в пункт 10 статьи 68 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
10. Проценты, предусмотренные настоящей главой и подлежащие уплате заинтересованным лицом, в случае нарушения срока их уплаты и после истечения срока исполнения требования об их уплате взыскиваются в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ статья 68 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
11. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса, нарушила свои обязательства, в связи с исполнением которых получен данный инвестиционный налоговый кредит, не позднее чем через три месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога, а также проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем расторжения договора, до дня уплаты налога. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Источник: http://base.garant.ru/77687149/6cf34816dc52ae8870d524b8ed6399a5/
ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГОВ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ
Институт инвестиционного налогового кредита не является новым для российского налогового законодательства. Ранее вопросы, связанные с инвестиционным налоговым кредитом, регулировались Законом РФ от 10.12.1991г. № 2072-1 «Об инвестиционном налоговом кредите», который утратил свою силу с момента вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ.
В соответствии с Налоговым кодексом в рамках инвестиционного налогового кредита может осуществляться изменение срока уплаты налогов и сборов. При этом под изменением срока уплаты налогов и сборов понимается перенос на более позднее время установленного законом срока уплаты налогов и сборов. Также изменение срока уплаты налогов и сборов может осуществляться в форме рассрочки, отсрочки и налогового кредита.
Отношения, связанные с изменением срока уплаты налогов и сборов, регламентируются главой 9 Налогового кодекса РФ. Внутренняя структура данной главы построена таким образом, что сначала излагаются положения, содержащие нормы, общие для всех форм, в рамках которых может осуществляться изменение срока уплаты налогов и сборов (статьи 61, 62, 63), а только затем специальные правила, определяющие порядок предоставления рассрочки, отсрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Срок уплаты налогов может быть изменен как в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, так и ее части.
В то же время Кодекс определяет ряд общих обстоятельств, при наличии которых срок уплаты налогов и сборов не может быть изменен ни в какой форме. К числу таких обстоятельств относятся:
— возбуждение уголовного дела в отношении лица, претендующего на изменение срока уплаты налогов, по признакам состава преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
— проведение производства в отношении заинтересованного лица по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;
— наличие достаточных оснований полагать, что заинтересованное лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской федерации на постоянное жительство.
В том случае,если решение об изменении срока уплаты налога или сбора было вынесено при наличии обстоятельств, исключающих такую возможность, оно подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения в течение 3 дней сообщается заинтересованному лицу и налоговому органу по месту учета этого лица.
Рассрочка, отсрочка и налоговый кредит предоставляются в связи с неблагоприятной экономической ситуацией, сложившейся у налогоплательщика.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 3 месяцев до 1года.
Налоговый кодекс устанавливает 5 оснований, при наличии хотя бы одного из которых возможно предоставление предприятиям и организациям отсрочки, а первые 3 являются также и основаниями для предоставления налогового кредита:
1) причинение субъекту ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога;
4) если производство или реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер (Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;
5) наличие оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Причем при предоставлении рассрочки, отсрочки и налогового кредита по 1 и 2 основаниям, проценты на сумму задолженности не начисляются, а по 3 и 4 основанию – рассрочка и отсрочка предоставляются с начислением процентов исходя из половины ставки рефинансирования Центрального банка, в случае предоставления налогового кредита по 3 основанию на сумму задолженности проценты начисляются исходя из ставки ЦБР.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога, а также налоговый кредит могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.
В отличие от рассрочки, отсрочки и налогового кредита инвестиционный налоговый кредит предоставляется в связи с проведением налогоплательщиком определенных экономически приоритетных мероприятий.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организациям налогоплательщикам дается возможность в течение определенного срока и в определенных размерах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой уменьшенной суммы налога и начисленных на нее процентов. Он предоставляется только по налогу на прибыль юридических лиц, а также по региональным налогам (налогам субъектов Российской Федерации) и местным (муниципальным) налогам сроком от 1 года до 5 лет.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе за каждый отчетный период производить соответствующее уменьшение очередного платежа по налогу, в отношении которого предоставлен инвестиционный налоговый кредит, до тех пор пока сумма налога, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений, не станет равной сумме инвестиционного налогового кредита, предусмотренной соответствующим договором.
Неуплаченная в результате уменьшении сумма налога называется накопленной суммой кредита. Она не может превышать в каждом налоговом (отчетном) периоде (независимо от количества инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных по данному налогу) 50 % суммы платежей по соответствующему налогу, определенных по общим правилам без учета уменьшении, связанных с предоставлением инвестиционного налогового кредита.
В отличие от рассрочки и отсрочки инвестиционный налоговый кредит так же, как и налоговый кредит, не предоставляется по сборам.
Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита (при наличии соответствующего заявления от организации, являющейся налогоплательщиком) по налогам, поступающим в федеральный бюджет, принимается Министерством финансов Российской Федерации, по налогам, поступающим в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) бюджеты, — финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только при наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 67 Налогового кодекса РФ. К числу таких основании относятся:
- Проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо осуществление технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.
- Осуществление организацией внедренческой или иной инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.
- Выполнение организацией особо важного заказа по социально экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
В том случае, если инвестиционный налоговый кредит выделяется организации по первому из перечисленных оснований, он не может превышать 30% стоимости приобретенного этой организацией оборудования, которое должно быть использовано только для перечисленных целей.
Размер инвестиционного налогового кредита, предоставляемого по второму и третьему из перечисленных оснований, определяется по соглашению между соответствующим финансовым органом и организацией-налогоплательщиком.
Соответствующий финансовый орган вправе принять решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита при условии документально подтвержденных заинтересованной организацией оснований для его предоставления. Документальное подтверждение первых двух из названных оснований не вызывает особых затруднений, тогда как документально удостоверить факты выполнения особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления особо важных услуг населению, думается, не так просто, т.к. федеральное законодательство не определяет, какой именно заказ по социально-экономическому развитию региона и какие именно услуги населению следует считать особо важными, а также кто и каким образом будет определять значимость и важность для региона и населения тех или иных заказов и услуг.
Предоставление инвестиционного налогового кредита оформляется договором об инвестиционном налоговом кредите, который заключается между организацией-налогоплательщиком и соответствующим уполномоченным органом, принимающим решения об изменении срока уплаты налогов и сборов. Данный договор заключается по строго определенной форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.09.1999г. № 64н, и должен обязательно предусматривать:
— порядок уменьшения налоговых платежей;
— сумму инвестиционного налогового кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;
— срок действия договора;
— наличие документов об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;
— величину начисляемых на сумму инвестиционного налогового кредита процентов;
— порядок погашения инвестиционного налогового кредита и процентов;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
— ответственность сторон договора.
Также договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, которые либо запрещают реализацию или передачу во владение, распоряжение, пользование другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которых организацией явилось условием предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяют условия такой реализации (передачи).
Проценты, начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита, не могут быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Банка России.
После заключения договора об инвестиционном налоговом кредите в течение 5 дней копия данного договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета.
Кроме перечисленных условий и порядка получения инвестиционного налогового кредита законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления по региональным и местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления данного кредита. Эта норма значительно расширяет права местных органов власти в области налогообложения и позволяет стимулировать инвестиционную активность предприятий по экономически значимым для территории направлениям.
Договор об инвестиционном налоговом кредите прекращает свое действие в связи с истечением срока, на который он был заключен, а также досрочно, но только по соглашению сторон либо по решению суда. Отказ от исполнения договора об инвестиционном налоговом кредите по инициативе одной из сторон действующим Налоговым кодексом РФ запрещен. Досрочное прекращение действия договора об инвестиционном налоговом кредите по решению суда возможно при наличии следующих оснований, предусмотренных статьей 68 НК РФ:
— нарушение организацией, заключившей договор об инвестиционном налоговом кредите, условий реализациилибо передачи во владение, пользование, распоряжение другим лицам оборудования либо иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита (пункт 8 статьи 68 НК РФ);
— нарушение организацией, получившей инвестиционный налоговый кредит, своих обязательств по выполнению особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению (пункт 9 статьи 68 ПК РФ).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9201 —
Источник: http://studopedia.ru/11_213595_izmenenie-sroka-uplati-nalogov-investitsionniy-nalogoviy-kredit.html
Право налогоплательщика получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных налоговым кодексом Российской Федерации
«Финансовая газета», N 50, 2003
В соответствии со ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных этим Кодексом. В форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита изменяется срок уплаты налога и сбора (ст.61 НК РФ). При этом изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Прежнее законодательство рассматривало отсрочку, рассрочку, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит в качестве налоговых льгот. Согласно ст.10 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», действовавшего до введения в действие части первой НК РФ, по налогам могли устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, льготы, в частности целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов). В юридической литературе они относились к такой категории льгот, как «налоговые кредиты», которые заключались в изменении валового налога.
В настоящее время изменение срока уплаты налога не может рассматриваться в качестве льготы в силу определения, данного в ст.56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Напротив, решение вопроса об изменении срока платежа происходит в индивидуальном порядке, носит выраженный индивидуальный и, кроме того, условный характер. В то же время с изменением срока платежа у налогоплательщика связаны определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками, которые могут носить компенсационный характер (отсрочка, рассрочка и налоговый кредит) либо стимулирующий (инвестиционный налоговый кредит).
Согласно ст.66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока (от одного года до пяти лет) и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В зависимости от того, на какой срок переносится уплата налога, разделяют отсрочку, рассрочку (от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности) и налоговый кредит (от трех месяцев до одного месяца).
Индивидуально-правовому регулированию, осуществляемому в соответствии со ст.63 НК РФ финансовыми органами в форме изменения срока уплаты налога, близки действия налоговых органов, уполномоченных проводить реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам. В том и другом случаях имеет место проявление государственными органами властно-распорядительных полномочий. Однако по нормам ст.61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.
НК РФ не предусматривает возможности реструктуризации задолженности. Она осуществляется на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, как правило, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Реструктуризация проводится в отношении образовавшейся недоимки и задолженности по пеням и фактически ведет к отмене обязанности по уплате налога. Главное различие между изменением срока уплаты налога и реструктуризацией задолженности заключается в правовых последствиях, которые влечет несоблюдение налогоплательщиком условий предоставления ему отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита и условий реструктуризации.
В соответствии со ст.68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение об изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При этом при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им решения уплатить неуплаченную сумму задолженности (задолженность, определенная в решении о предоставлении отсрочки, рассрочки, и начисленные на нее проценты), а также пени за каждый день начиная с дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда. В зависимости от того, какое нарушение условий договора об инвестиционном налоговом кредите послужило основанием для расторжения такого договора, ст.68 НК РФ установлены сроки уплаты суммы налога, соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора:
30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите;
не позднее трех месяцев со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите.
Таким образом, если налогоплательщиком нарушены условия предоставления ему отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, НК РФ установлен срок, в течение которого налогоплательщиком должна быть исполнена обязанность по уплате налога.
Согласно ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В случае заключения уполномоченным органом соглашения о реструктуризации задолженности перед бюджетом срок уплаты налога, в связи с неуплатой которого возникла такая задолженность, не изменяется. Следовательно, при нарушении налогоплательщиком условий реструктуризации задолженности и исполнении налоговым органом обязанности по уплате налога он принудительно взыскивается с налогоплательщика в общем порядке.
В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Позиция арбитражного суда по вопросу соблюдения сроков направления налогоплательщику требования об уплате налога изложена в Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71).
Пример. Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по единому налогу на вмененный доход за март 1999 г. и пеней за просрочку уплаты налога. Решением суда в удовлетворении требования отказано со ссылкой на пропуск налоговым органом пресекательного срока, установленного п.3 ст.48 НК РФ для подачи соответствующего заявления. При этом суд указал следующее. Установленный ст.70 НК РФ трехмесячный срок направления требования об уплате налога истек 30 мая 1999 г. (налог должен был быть уплачен не позднее 28 февраля 1999 г.). Фактически требование было направлено налогоплательщику спустя почти год — 5 мая 2000 г., срок его добровольного исполнения был определен 15 мая 2000 г.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней. В связи с этим срок на обращение в суд должен исчисляться с 10 июня 1999 г., т.е. по истечении определенных в требовании 10 дней со дня окончания установленного ст.70 НК РФ срока на направление требования.
Заявление было предъявлено 27 сентября 2000 г., т.е. за пределами пресекательного срока, предусмотренного п.3 ст.48 НК РФ, поэтому оно не может быть удовлетворено.
Срок взыскания налога с налогоплательщиков-организаций согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» признается арбитражным судом пресекательным сроком.
Пример. Согласно п.3 ст.48 НК РФ исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В то же время п.3 ст.46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п.3 ст.48 в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п.3 ст.48, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п.3 ст.46 для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Данный срок является пресекательным, т.е. не подлежит восстановлению. Поэтому в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит: особенности предоставления
Одним из законных способов по оптимизации налогообложения является изменение срока уплаты налогов в бюджет.
В настоящее время, согласно действующему законодательству, налогоплательщики имеют право на получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита, напоминает нашим читателям Екатерина Анненкова аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру».
Подробней об основаниях изменения установленного срока уплаты налога или сбора, а так же о некоторых особенностях предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита читайте в статье «Реструктуризация задолженности по налогам».
Источник: http://www.klerk.ru/buh/news/325242/
Основания прекращения действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
По общему правилу действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора.
В то же время статьей 68 НК РФ предусмотрены основания досрочного прекращения действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.
Налогоплательщик вправе досрочно уплатить всю сумму налога или сбора, а также причитающиеся проценты и таким образом прекратить действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.
Прекращение действия отсрочки, рассрочки по решению уполномоченного органа
В случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.
Пунктом 5 статьи 68 НК РФ установлен порядок извещения налогоплательщика об отмене решения об отсрочке или рассрочке по налогу (сбору). В соответствии с указанным пунктом, налогоплательщик или плательщик сбора должен быть извещен по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Копия решения об отмене отсрочки или рассрочки в течение пяти дней направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, в отношении которого вынесено указанное решение.
Обжалование налогоплательщиком или плательщиком сбора решения о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки, осуществляется в только судебном прядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Досрочное прекращение договора об инвестиционном налоговом кредите
Законодательством предусматривается возможность досрочного прекращения договора об инвестиционном налоговом кредите по соглашению сторон или по решению суда.
В виду того, что договор об инвестиционном налоговом кредите в части является гражданско-правовым, НК РФ допускается его прекращение по взаимной договоренности сторон. Представляется, что данная норма действует прежде всего в отношении налогоплательщика. Для реализации указанного положения, организация должна подать заявление в уполномоченный орган с предложением о расторжении договора и указанием оснований для принятия такого решения.
В пунктах 8 и 9 статьи 68 НК РФ предусмотрены случаи наиболее серьезного нарушения договорных обязательств, которые могут, а также последствия за их нарушения. При наличии оснований уполномоченный орган вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.
Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение одного месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана:
— уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога;
— проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.
Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 67 НК РФ (выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению), нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана:
— уплатить всю сумму неуплаченного налога;
— проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (10,5 процентов).
Представляется, что договором об инвестиционном налоговом кредите могут быть предусмотрены и иные основания расторжения договора, которые одновременно не должны противоречить гражданскому законодательству и в строгости соответствовать налоговому.
Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита; условия их предоставления, а также порядок оформления, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит: порядок оформления, условия предоставления».
Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a54/44831.html
Изменение сроков уплаты налогов
Изменение срока уплаты налога и сбора является одним из важнейших институтов налогового права. При финансовых затруднениях фирме без рассрочки, отсрочки по уплате налогов и сборов подчас просто не обойтись. Также налоговым законодательством предусмотрена и такая форма изменения сроков уплаты налогов, как инвестиционный налоговый кредит. Он направлен на поддержание инновационного развития экономики, на выполнение организациями ряда существенных социально-экономических задач.
В соответствии с российским законодательством изменение сроков уплаты налогов может осуществляться по трем направлениям: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК). В сущности, они представляют собой перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Однако в отсрочке, рассрочке или инвестиционном налоговом кредите фирме может быть отказано по основаниям, предусмотренным статьей 62 Налогового кодекса.
Изменение сроков уплаты налогов исключено, если в отношении лица, претендующего на такое изменение, имеется производство по уголовным налоговым правонарушениям, административным налоговым правонарушениям и в других случаях, предусмотренных статьей 62 Налогового кодекса.
Различия отсрочки/рассрочки и инвестиционного кредита
Отсрочка/рассрочка по уплате налогов | Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) |
---|---|
Определение | |
Отсрочка — перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более позднюю дату в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Рассрочка — поэтапное погашение задолженности перед бюджетами по налогам. |
Изменение срока уплаты налога, при котором организации представляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. |
Срок предоставления | |
— до 1 года (п. 1 ст. 64 НК); — от 1 года до 3 лет по федеральным налогам по решению правительства (п. 1 ст. 64 НК). |
от 1 года до 5 лет (п. 1 ст. 66 НК). |
Уплата | |
Поэтапная или единовременная. | Поэтапная уплата суммы кредита и начисленных процентов. |
Цель | |
Предотвращение банкротства фирмы. | Поддержка инновационного развития экономики или выполнения компаниями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности. |
Форма предоставления | |
Решение налоговой службы о предоставлении отсрочки (рассрочки), в отдельных случаях — договор (например, о залоге имущества). | Форма предоставления Решение налоговой службы о предоставлении ИНК, инвестиционный договор. |
Основания предоставления | |
1. Ущерб фирме в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (подп. 1 п. 2 ст. 64 НК). 2. Задержка предприятию финансирования из бюджета или оплаты за выполненный государственный заказ (подп. 2 п. 2 ст. 64 НК). 3. Угроза банкротства фирмы (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК). 4. Сезонный характер осуществления деятельности компании (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК). 6. Иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом (подп. 6 п. 2 ст. 64 НК). |
1. Проведение фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (подп. 1 п. 1 ст. 67 НК). 2. Осуществление организацией внедренческой и инновационной деятельности (подп. 2 п. 1 ст. 67 НК). 3. Выполнение фирмой особо важных заказов по развитию региона и предоставление особо важных услуг населению (подп. 3 п. 1 ст. 67 НК). |
Ставка рефинансирования Центробанка устанавливается в размере 10,5% годовых с 29 апреля 2008 года (указание Центробанка от 28 апреля 2008 г. № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»).
При проведении фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 процентов от стоимости приобретенного фирмой оборудования. По основаниям, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса, ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между налоговой службой и фирмой (п. 2 ст. 67 НК).
Не допускается устанавливать начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита проценты по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центробанка.
Разрешите обратиться
Для получения отсрочки, рассрочки по уплате налогов или инвестиционного налогового кредита фирме необходимо подать заявление и предоставить документы в налоговую службу (Приказ ФНС от 4 октября 2006 г. № САЭ-3-19/654@ «Об утверждении порядка рассмотрения ФНС заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов»). Документы, необходимые для оформления рассрочки, отсрочки уплаты налогов или инвестиционного кредита, утверждены приказом ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798.
Органы, уполномоченные рассматривать заявления об изменении сроков уплаты налогов, перечислены в статье 63 Налогового кодекса. Так, например, для решения вопроса об отсрочке федеральных налогов нужно обратиться в Федеральную налоговую службу. Если речь идет о региональных или местных налогах — в инспекцию ФНС по месту нахождения фирмы. В некоторых случаях налоговая служба не может принять решение самостоятельно без согласования с финансовыми органами соответствующих субъектов Федерации, муниципальных образований (решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2005 г. № А40-22438/05-127-189).
В заявлении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов фирме необходимо указать одно из оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса. При этом основание изменения сроков уплаты налогов должно быть документально подтверждено (постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05.
Так, например, при получении фирмой отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в связи с выполнением сезонных видов работ (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК) необходимо документально подтвердить осуществление работ такого рода. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382.
Согласно приказу ФНС № САЭ-3-19/654@, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в любом случае должно содержать:
- сумму задолженности;
- налог, по уплате которого предостав ляется отсрочка или рассрочка;
- сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
- документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
К заявлению о получении ИНК также прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, бизнес-план инвестиционного проекта (приказ ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798).
Работники налоговой и финансовых служб должны рассмотреть документы в течение месяца и вынести решение (ст. 64, ст. 67 НК). При отказе в изменении срока уплаты налога налоговая служба выносит мотивированное решение. В этом случае, а также в случае промедления принятия решения об изменении срока уплаты налога компания вправе обратиться с жалобой в суд (см., например, постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/113517/
Юрист с рабочим стажем более 28 лет.