Особенности дисциплинарной ответственности сотрудника уис

Статья 52. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

Статья 52. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

1. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения, предусмотренных пунктами 1 — 7 и 10 части 1, частями 2 и 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. К сотрудникам, замещающим должности в уголовно-исполнительной системе, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, меры поощрения, предусмотренные пунктами 1 — 7 и 10 части 1 и частью 2 статьи 48 настоящего Федерального закона, могут применяться руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем.

3. Дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы, за исключением увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы обязан проинформировать Президента Российской Федерации.

4. Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).

5. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.

6. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.

7. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу.

8. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

9. О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

10. В приказе о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.

11. Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника.

12. Об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

13. Применяемые к сотруднику меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в личное дело сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.

14. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.

Читайте так же:  Исковая давность по взысканию задолженности по кредитам

15. Исполнение наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона.

Источник: http://base.garant.ru/71992738/5f8ae450aa10a78f0b0005a38b5989df/

Рецензия на кандидатскую диссертацию а.м. Колоскова «правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» *

Дугенец Александр Сергеевич, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Диссертация Александра Михайловича Колоскова является самостоятельным творческим научным исследованием актуальной юридической проблемы, результатом большой исследовательской работы автора.

Актуальность темы рецензируемого диссертационного исследования не вызывает сомнений, так как институт дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы является важным средством, обеспечивающим законность и эффективность в сфере исполнения уголовных наказаний. Наведение порядка в дисциплинарной практике, защита служащих (сотрудников) правоохранительной службы от произвольного применения мер дисциплинарного воздействия вызывает необходимость совершенствования этого института, тем более что законодательство о дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы в ряде случаев устарело и не охватывает многих развивающихся общественных отношений в данной сфере.

Принимая во внимание, во-первых, что правовые проблемы привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников УИС не нашли должного отражения в специальной литературе, во-вторых, что на сегодняшний день остается дискуссионным вопрос о сущности дисциплинарной ответственности и видах дисциплинарных проступков сотрудников правоохранительных органов, становится очевидной необходимость дальнейшей разработки теоретических положений и практических рекомендаций в сфере правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Определив в качестве целей диссертации анализ нормативных правовых актов, регулирующих дисциплинарную ответственность сотрудников УИС, выработку рекомендаций по их совершенствованию, в том числе по созданию надежного механизма процессуально-правовой защиты лиц, привлекаемых к дисциплинарной ответственности, выявление пробелов современного правового регулирования процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников УИС, соискатель сделал серьезную попытку проанализировать нормативные правовые акты в сфере дисциплинарной ответственности сотрудников УИС и выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования в указанной области.

Умело опираясь на общенаучные и специальные методы познания, автор раскрыл понятие и признаки служебной дисциплины, дал административно-правовую характеристику дисциплинарных проступков, выявил особенности и отличительные признаки дисциплинарной ответственности от других видов юридической ответственности; сформулировал понятия «служебная дисциплина в УИС», «дисциплинарный проступок сотрудника УИС», «дисциплинарно-правовой режим в УИС».

В рецензируемой работе А.М. Колоскова определены характерные черты служебной дисциплины в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы; специфика привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников УИС за нарушение ими служебной дисциплины; проанализированы права, обязанности, процессуально-правовые гарантии защиты субъектов дисциплинарного производства и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере общественных отношений. Существенным результатом рецензируемой работы является разработка проекта Методических рекомендаций по проведению служебных проверок по фактам совершения дисциплинарных проступков сотрудниками УИС.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов состоит, прежде всего, в том, что А.М. Колосковым предпринята попытка основательного анализа проблемы дисциплины и правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС в условиях административной реформы.

В диссертации обоснован вывод о том, что при разработке и нормативном закреплении обязанностей сотрудника УИС необходимо исходить из должностных функций. В основе закрепления обязанностей сотрудников УИС должна быть следующая логическая цепочка: «отраслевые функции — общие функции управления — виды дисциплины — обязанности».

Самостоятельное значение имеет предложение А.М. Колоскова о необходимости закрепления применения мер пресечения в отношении сотрудников УИС в Дисциплинарном кодексе правоохранительной службы в силу того, что они существенно затрагивают права и интересы сотрудника.

Несомненный интерес вызывает обоснованный вывод о том, что дисциплинарное дестимулирование не относится к дисциплинарной ответственности, так как премии по своей сути относятся к такому методу обеспечения дисциплины, как поощрение. Основанием применения поощрения является образцовое выполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе. Неприменение поощрительных мер нельзя рассматривать как ответственность.

В диссертации использован обширный нормативно-правовой материал, а также монографическая литература, диссертации, научные статьи, судебная практика, статистические данные, учтен зарубежный опыт. Автор неоднократно обращается к практическим примерам, которые наглядно иллюстрируют рассматриваемые теоретические вопросы. Выводы соискателя о необходимости совершенствования законодательства подтверждаются данными эмпирических исследований.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Первая глава посвящена исследованию вопросов дисциплины сотрудников УИС, административно-правовой характеристике их дисциплинарных проступков, а также определению места дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы в структуре дисциплинарно-правового принуждения и ее отличию от других видов юридической ответственности.

Практический интерес вызывает вывод А.М. Колоскова о целесообразности четкого разграничения мер дисциплинарно-правового принуждения. Каждая из них имеет свои цели, основания, содержание и правовые последствия. Закрепление в действующих нормативных правовых актах внутренне согласованной системы мер дисциплинарно-правового принуждения будет способствовать развитию правовых начал в дисциплинарном принуждении и, следовательно, оказывать положительное влияние на укрепление служебной дисциплины лиц, проходящих службу в органах и учреждениях УИС.

Во второй главе диссертации рассматриваются стадии, процедуры и субъекты дисциплинарного производства в органах и учреждениях УИС, анализируются соответствующие особенности данного вида производства.

Диссертант справедливо отмечает, что дисциплинарное производство в УИС относится к разновидности административно-юрисдикционного производства.

Детальный анализ дисциплинарного производства в УИС позволил диссертанту выделить его специфику, которая состоит в разрешении определенных административно-правовых споров. Особенностью указанных споров является, во-первых, то, что они возникают между руководством органа или учреждения УИС и сотрудником данного органа, которые между собой находятся в отношениях субординации; во-вторых, предметом спора выступает право руководителя применять дисциплинарное взыскание.

Читайте так же:  Производственные травмы по тяжести

Материалы диссертационного исследования в виде научных положений, выводов и предложений апробированы в ряде научных публикаций автора. Применение научных результатов в учебном процессе, а также возможность их применения в законотворческой деятельности подчеркивает достоверность выводов диссертации и ее практическую значимость.

В целом диссертация написана ясным, четким языком, отличающимся достаточно высоким научным уровнем. Работа читается с несомненным интересом. В ходе проведения исследования диссертант показал умение мыслить самостоятельно, ставить и решать актуальные научные вопросы, имеющие важное теоретическое и практическое значение.

Диссертация А.М. Колоскова оформлена правильно; автором соблюдены требования по оформлению текста, библиографии и списка нормативных актов; в работе отсутствуют неясности при изложении научно-теоретического материала.

Изучение диссертации и автореферата соискателя показывают высокую степень обоснованности сформулированных в рецензируемой работе научных положений, выводов и рекомендаций.

Диссертация А.М. Колоскова на тему «Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» соответствует профилю научной специальности. Автореферат диссертации отражает ее содержание, включает в себя все необходимые для такого рода работ признаки, концентрированно объясняет сущность проведенного автором исследования. Публикации автора отражают основное содержание работы и отвечают предъявляемым к подобного рода работам требованиям.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что автором самостоятельно выполнена актуальная, результативная, ценная в научном плане работа, характеризующаяся высоким, значимым для современной науки потенциалом. Она является научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задач, имеющих существенное значение для дальнейшего развития административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы в современной России. Автор рецензируемой диссертации — Александр Михайлович Колосков заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата юридических наук.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/59865-recenziya-kandidatskuyu-dissertaciyu-koloskova-pravovoe-regulirovanie-disciplinarnoj

Основные термины. Служебная дисциплина – это соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации

Служебная дисциплина – это соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий (ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел)

Служебная дисциплина в УИС – это совокупность правовых норм, устанавливающих порядок осуществления служебных обязанностей и прав сотрудников УИС, а также фактическое соблюдение этих норм сотрудниками при выполнении служебных полномочий

Государственные награды Российской Федерации – это высшая форма поощрения за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством

Дисциплинарная ответственность сотрудников УИС – это вид дисциплинарного принуждения, применяемый субъектами линейной власти в рамках предоставленных им полномочий к подчиненным сотрудникам за совершение дисциплинарного проступка, а в установленный законом случаях и административного правонарушения (ст. 2.5 КоАП РФ)

1. Понятие и особенности служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системе

Служебная дисциплина в органах и учреждениях УИС является разновидностью более широкого социально-правового явления – дисциплины.

В этимологическом плане понятие дисциплины восходит к французскому слову discipline, которое означает уставы, порядок, правила поведения, общеобязательные для лиц, составляющих какое-либо объединение, корпорацию, союз.

В различного рода словарях и энциклопедиях дисциплина толкуется как повиновение, послушание, порядок подчиненности[232]; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам[233]; подчинение управляющей воле[234]; обязательное для всех членов данного коллектива (общественной или военной организации, для работников предприятий, учреждений, учебных заведений) подчинение определенному порядку, предусмотренному уставом, правилами и пр.[235]; точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного порядка[236].

Социальное назначение дисциплины реализуется в различных сферах общественной жизни. В юридической литературе широко применяется термин «государственная дисциплина». При этом содержание данного понятия вызывает различные мнения среди ученых. Можно выделить две основные точки зрения.

Сторонники одной из них определяют государственную дисциплину как дисциплину тех кадров, которые по своему служебному положению призваны осуществлять государственное управление, то есть работникам государственного аппарата.

Так, Б.И. Жерлицын отмечает, что «государственная дисциплина может быть объектом нарушений только со стороны должностных лиц, чьи служебные обязанности корреспондируют определенным требованиям государственной дисциплины»[237].

Ученые, придерживающиеся другой точки зрения, под государственной дисциплиной понимают соблюдение порядка со стороны всех государственных и негосударственных организаций, их работников, а также граждан.

С.С. Студеникин определял государственную дисциплину как «определенный порядок, согласно которому все государственные и иные организации и их должностные лица обязаны неукоснительно и точно, проявляя творческую инициативу выполнять возложенные на них государством и его политическими органами задачи и обязанности»[238].

По мнению П.Т. Васькова, «специфика государственной дисциплины состоит не в том, к кому обращено требование соблюдения установленного порядка, а в том, что эти требования установлены государством. Это придает дисциплине государственный характер»[239].

По нашему мнению, такой взгляд на содержание государственной дисциплины является наиболее точным. В нем акцентируется внимание не только на определенном порядке, который устанавливается государством, но и подчеркивается фактическое выполнение и соблюдение этого порядка всеми организациями и гражданами, что, несомненно, имеет большое значение в государственном управлении.

Дисциплина в органах и учреждениях УИС является видом государственной дисциплины. Ее требования устанавливаются государством и обязательны для выполнения всеми участниками общественных отношений, возникающих в связи с исполнением уголовных наказаний.

Читайте так же:  Как в 1с отразить алименты
Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве составляющих элементов дисциплины в органах и учреждениях УИС выступают дисциплина осужденных (подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей), трудовая дисциплина работников, служебная дисциплина сотрудников УИС.

Отличительные особенности названных видов дисциплины заключаются в специфике правового регулирования, круге участников дисциплинарных отношений, содержании требований дисциплины, а также средств обеспечения дисциплины.

В частности, основные требования дисциплины, предъявляемые к осужденным, закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации[240], Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений[241]. Дисциплина работников регламентирована Трудовым кодексом Российской Федерации[242].

В свою очередь, общие вопросы служебной дисциплины сотрудников УИС закреплены в Положении о службе в органах внутренних дел[243] и Инструкции о применении данного положения в уголовно-исполнительной системе[244]. В соответствии со статьей 34 Положения о службе служебная дисциплина означает «соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

Служебную дисциплину в УИС следует определять как совокупность правовых норм, устанавливающих порядок осуществления служебных обязанностей и прав сотрудников УИС, а также фактическое соблюдение этих норм сотрудниками при выполнении служебных полномочий.

Существование служебной дисциплины вызвано объективной потребностью в упорядочении и согласовании совместной служебной деятельности сотрудников УИС. Низкий уровень служебной дисциплины является дезорганизующим фактором. Нарушение дисциплины со стороны сотрудников того или иного исправительного учреждения снижает уровень дисциплины в данном учреждении в целом.

Также служебная дисциплина в УИС тесно связана с понятием государственной службы в органах и учреждениях УИС, поскольку служебная дисциплина – это необходимый элемент организации государственной службы.

Служебная дисциплина в УИС имеет правовую природу. Ее требования закреплены в нормативных правовых актах, которые были указаны выше. Посредством правовых норм требования служебной дисциплины приобретают обязательный характер.

Право объективирует дисциплину, придавая ей характер государственного волеизъявления. Материальные условия жизнедеятельности обусловливают объективность дисциплины, а объективность права − правовой характер дисциплины[245].

В практике правового регулирования государственной службы также нашли применение формы закрепления требований морали. Так, общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г.[246]. Специальным нормативным правовым актом в отношении сотрудников УИС является Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы[247].

Служебная дисциплина в УИС обеспечена средствами государственно-правового воздействия. Так, за высокие достижения в служебной профессиональной деятельности, за добросовестное выполнение служебных обязанностей и т.п. предусмотрены меры поощрения. В свою очередь, за совершение дисциплинарного проступка к виновному применяются меры дисциплинарного принуждения.

Следует подчеркнуть, что особенность служебной дисциплины сотрудников УИС состоит в том, что она находится в непосредственной взаимосвязи с дисциплиной осужденных и оказывает влияние на эффективность исполнения уголовных наказаний в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/10_273634_osnovnie-termini.html

Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы

Колосков А.М., начальник кафедры административно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, майор внутренней службы.

Одна из ключевых ролей в обеспечении правопорядка и безопасности в стране принадлежит дисциплине в государственной правоохранительной службе. Это обусловлено прежде всего тем, что для успешного решения поставленных перед правоохранительными органами задач необходимо четкое и неукоснительное выполнение всех требований закона со стороны их сотрудников. Особую актуальность приобретает в связи с этим институт дисциплинарной ответственности как одна из неотъемлемых составляющих дисциплинарных отношений.

Несмотря на всю значимость данного института для эффективности государственного управления в сфере правопорядка и безопасности, институт дисциплинарной ответственности признается одним из наименее урегулированных в законодательстве. Это в полной мере относится к дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС).

Служба в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, имеет некоторые особенности. Многие сотрудники УИС вынуждены постоянно работать с лицами, совершившими преступления. В последнее время характеристики этого контингента меняются в худшую сторону. В частности, в местах лишения свободы возрастает удельный вес лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления . В то же время проводимая сегодня реформа УИС направлена на гуманизацию исполнения уголовных наказаний, повышение законности в деятельности органов и учреждений УИС. Это, безусловно, приводит к ужесточению требований к дисциплине среди ее сотрудников. Довольно сложно не заметить повышенное внимание к деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, как со стороны контрольно-надзирающих органов (прокуратура и другие), так и со стороны общественности.

См.: Уголовно-исполнительная система России: Статистический сборник. 1993 — 2003. М., 2003. С. 30.

В связи с этим сегодня как никогда острой является проблема правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС.

На наш взгляд, заслуживают внимания два момента, связанных с совершенствованием правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС.

Во-первых, проблема правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС лежит в плоскости правового регулирования государственной правоохранительной службы. Поэтому формирование правовых норм, регулирующих дисциплинарную ответственность сотрудников УИС, должно осуществляться в русле основных тенденций формирования института правоохранительной службы. Специальный закон о данном виде государственной службы до сих пор не принят. И если принятие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» создало предпосылки для дальнейшего развития правового регулирования дисциплинарных отношений в государственной гражданской службе, то о наличии таких предпосылок в сфере правоохранительной деятельности говорить не приходится. Поэтому для совершенствования правового регулирования дисциплинарных отношений сотрудников УИС необходимо скорейшее принятие Федерального закона о правоохранительной службе. Кроме того, исследователями отмечается целесообразность принятия Дисциплинарного кодекса сотрудников государственной правоохранительной службы .

Читайте так же:  Промсвязьбанк военная ипотека

См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 1 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 31. Ст. 3215; 2007. N 49. Ст. 6070.
См.: Касюлин В.В. Проблемы дисциплинарной практики органов внутренних дел: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 177.

Во-вторых, до сих пор основным документом, регулирующим основные вопросы прохождения службы в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, остается Положение о службе в органах внутренних дел . Указом Президента Российской Федерации уголовно-исполнительная система была передана в ведение Минюста России восемь лет назад и сегодня имеет статус федеральной службы . Для сравнения приведем пример. Система органов по контролю за оборотом наркотиков получила самостоятельный статус в 2003 г., Положение о службе в данных органах было принято в этот же год . В связи с этим актуальной остается проблема разработки и принятия Закона о службе в УИС. В рамках данного Закона было бы целесообразно закрепить нормы, касающиеся дисциплинарной ответственности сотрудников УИС.

Совершенствование правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС должно осуществляться с учетом вышеназванных моментов. В конечном счете необходимо создать стройную систему нормативных правовых актов, регулирующих вопросы дисциплинарной ответственности в УИС.

На наш взгляд, основными элементами в данной системе должны стать Федеральный закон «О правоохранительной службе Российской Федерации», Дисциплинарный кодекс сотрудников государственной правоохранительной службы, Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе». Нормы, закрепленные в данных Законах и регулирующие дисциплинарные отношения, должны быть согласованы между собой. При этом нельзя допускать их дублирования.

Представляется целесообразным в рамках Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» урегулировать наиболее общие, основные вопросы дисциплинарной ответственности. В частности, закрепить понятие дисциплинарной ответственности государственного правоохранительного служащего, принципы дисциплинарной ответственности, виды дисциплинарных взысканий. Данные положения в органичном переплетении с другими положениями, связанными с прохождением государственной правоохранительной службы, создадут прочный правовой фундамент дисциплинарных отношений в государственной правоохранительной службе в целом и отношений, возникающих в связи с привлечением сотрудников к дисциплинарной ответственности, в частности.

Дисциплинарный кодекс сотрудника государственной правоохранительной службы должен стать специальным законом, регулирующим вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности. Представляется, что данный Кодекс должен состоять из трех частей. Первая часть должна включать общие положения: основания дисциплинарной ответственности, понятие дисциплинарного проступка, его состав и другие. Во вторую часть необходимо включить основные составы дисциплинарных проступков, которые могут иметь место во всех правоохранительных органах. Целесообразно классифицировать данные составы по единому признаку. Третья часть должна содержать процессуальные нормы, регулирующие порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности. В рамках этой части рационально закрепить основы дисциплинарного производства в правоохранительных органах.

Особенное в правовом регулировании дисциплинарной ответственности сотрудников УИС должно найти свое выражение в нормах Закона о службе в УИС. Следует отметить необходимость закрепления в рамках данного закона правового статуса субъектов дисциплинарного производства, поскольку, на наш взгляд, конкретный состав участников дисциплинарного производства в различных правоохранительных органах может иметь особенности.

Таким образом, на сегодняшний день с определенной долей вероятности можно прогнозировать дальнейшее развитие правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС. Определение основных направлений совершенствования правовой основы дисциплинарной ответственности сотрудников органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, создает предпосылки для дальнейших исследований в данной области.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/31962-nekotorye-voprosy-sovershenstvovaniya-pravovogo-regulirovaniya-disciplinarnoj-otvetstvennosti

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ (УИС)

Гражданско-правовая (дисциплинарная и материальная) ответственность осужденных

Как известно, исправительные учреждения выполняют задачу укрепления законности и правопорядка в местах лишения свободы. Во многом ее решение связано с правомерным применением ответственности в отношении осужденных за трудовые правонарушения. Ответственность за невыполнение законных требований должна, на наш взгляд, иметь предупредительно-воспитательный характер, т.е. направляться в большей части на разъяснение существующих порядков поведения осужденных, возможных правовых последствий. При этом применение мер принуждения и наложения других дисциплинарных взысканий должно придерживаться достижению целей уголовного наказания. Правоприменительная практика в местах лишения свободы, связанная с наложением дисциплинарных взысканий, в конечном счете, определяет действенность работы всей системы исполнения наказаний.

Дисциплинарная ответственность осужденных никогда не имела единообразного толкования и всегда относилась к категории дискуссионных. Правильное определение имеет огромное теоретическое и еще более важное практическое значение в области применения мер дисциплинарной ответственности (мер взысканий) к осужденным к лишению свободы.

Дисциплинарная ответственность осужденных (в ретроспективном аспекте) представляет собой обязанность лица, совершившего проступок, понести неблагоприятные для него последствия по поводу виновного противоправного пенитенциарного нарушения в форме уголовно-исполнительного принуждения.

П.Е. Конегер определяет дисциплинарную ответственность осужденных к лишению свободы как правоотношения, возникающие с факта совершения дисциплинарного проступка, в рамках которых и на основании закона уполномоченный на это представитель государственного органа порицает, посредством применения и исполнения меры взыскания, дисциплинарный проступок осужденного, его совершившего, ограничивает его правовой статус и возлагает нам него обязанность вынужденно претерпеть лишения личного или имущественного характера, с целью ресоциализации правонарушителя, предупреждения новых правонарушений и обеспечения нормального функционирования учреждений, исполняющих наказания.

Читайте так же:  Университет замещение должностей

Г.В. Курбатова рассматривает дисциплинарную ответственность осужденных за нарушения установленного порядка отбывания наказания в объективном и субъективном аспектах. Дисциплинарная ответственность в объективном смысле — это требования, которые предъявляются к осужденным государством, дисциплинарные меры, с помощью которых государство в лице администрации исправительного учреждения обеспечивает выполнение осужденными возложенных на них обязанностей. В субъективном — отношение нарушителей к мерам дисциплинарной ответственности, в том числе к мерам взысканий, их восприятие и осознание. Осознание дисциплинарной ответственности является средством управления поведением осужденных.

По мнению Г.В. Курбатовой, важным условием соблюдения законности и правопорядка в условиях лишения свободы является соблюдение принципов дисциплинарной ответственности, применяемой к осужденным к лишению свободы. Представляется, что принципы дисциплинарной ответственности осужденных необходимо подразделить на две группы. К первой относятся принципы, в целом характерные для дисциплинарной ответственности. То есть это основные принципы ответственности, получившие разработку в теории права (законность, обоснованность, справедливость, целесообразность, неотвратимость). Вторую группу составляют принципы дисциплинарной ответственности, характерные только для ответственности осужденных к лишению свободы в силу их особого правового положения. К ним следует отнести следующие: индивидуализация и дифференциация применяемых мер взыскания; рациональное сочетание мер дисциплинарной ответственности и иных средств исправления осужденных; применение мер дисциплинарной ответственности с позиций стимулирования последующего правопослушного поведения; оперативность и своевременность наложения мер дисциплинарной ответственности.

Итак, ответственность осужденных за нарушение установленного режима отбывания наказания в виде лишения свободы рассматривается как дисциплинарная или пенитенциарная ответственность. Основанием дисциплинарной ответственности осужденных к лишению свободы является их неправомерное поведение (дисциплинарный проступок), под которым понимается виновное, противоправное действие (бездействие), посягающее на установленный уголовно-исполнительным законодательством порядок и условия отбывания наказания.

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации установлены две разновидности материальной ответственности осужденных за вред, причиненный государству, физическим и юридическим лицам:

  • 1) при исполнении ими трудовых обязанностей;
  • 2) иными действиями осужденных.

В первом случае объем возмещаемого ущерба определяется в соответствии с законодательством о труде, во втором — в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с трудовым законодательством различаются, в свою очередь, два вида материальной ответственности: полная и ограниченная.

Полная материальная ответственность наступает за вред:

  • 1) причиненный преступными действиями работника, установленными приговором суда;
  • 2) причиненный недостачей, умышленным уничтожением или порчей материалов, полуфабрикатов, изделий, инструмента, измерительных приборов, спецодежды;
  • 3) причиненный работником, находящимся в нетрезвом состоянии, и др.

При ограниченной материальной ответственности учитывается только прямой действительный ущерб.

По общему правилу, материальная ответственность работника ограничивается средним месячным заработком. В этом случае удержания производятся по постановлению начальника исправительного учреждения, вынесенного не позднее 2 недель со дня обнаружения ущерба и обращенного к исполнению не ранее 7 дней со дня сообщения об этом осужденному.

Согласно гражданскому законодательству материальная ответственность за вред, причиненный действиями осужденных, не связанных с их трудовой деятельностью, наступает в полном объеме. Причем взыскание этого ущерба не ограничено средним месячным заработком осужденного.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения осужденного к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Часть 2 ст. 102 УИК РФ предусматривает материальную ответственность осужденного за нарушение уголовно-исполнительных норм — совершение побега или умышленное причинение вреда своему здоровью. Осужденный должен возмещать затраты исправительного учреждения, понесенные в связи с пресечением совершенного им побега (расходы на оперативно-розыскные мероприятия, нанесенный материальный ущерб). В этот ущерб могут входить фактическая стоимость поврежденных и разрушенных преград, заборов, технических средств, транспорта и т.п., а также те расходы, которые пришлось нести в связи с розыскными мероприятиями, задержанием и доставкой в исправительное учреждение.

Осужденные обязаны также возмещать расходы, связанные с их лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью. Лечение таких лиц производится за их счет, и взыскание стоимости лечения производится согласно гражданскому законодательству.

В случае если по окончании срока наказания материальный ущерб не был взыскан, администрация предъявляет иск в порядке гражданского судопроизводства.

Неправильно удержанные суммы за причиненный материальный ущерб подлежат возврату осужденному с зачислением на его лицевой счет.

Таким образом, дисциплинарная ответственность осужденных представляет собой особый вид юридической ответственности, отличающейся от дисциплинарной ответственности рабочих и служащих и административной ответственности граждан.

Особая юридическая природа дисциплинарной ответственности осужденных определяется специальным их правовым статусом, характером правоотношений, возникающих в процессе отбывания наказания и условиями порядка его исполнения и отбывания. Особый характер этого вида юридической ответственности зависит также от правонарушений, рассматриваемых в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве правонарушений.

Основанием дисциплинарной ответственности осужденных является дисциплинарный проступок, под которым необходимо понимать виновное, противоправное действие (бездействие), посягающее на установленный уголовно-исполнительным законодательством порядок отбывания наказания.

В свою очередь, материальная ответственность осужденных (как и иных лиц) зависит от того, причинен ли ими ущерб в процессе исполнения трудовых обязанностей. Если ущерб причинен при исполнении трудовых обязанностей, ответственность наступает в пределах, установленных законодательством о труде, в иных случаях — в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.

Основанием для взыскания ущерба, причиненного в процессе исполнения трудовых обязанностей, является наличие действительного ущерба, причинение его противоправными действиями осужденного, наличие причинной связи между этими действиями и причиненным ущербом и наличие умышленной или неосторожной вины осужденного. Не подлежит взысканию упущенная выгода.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/931854/pravo/institutsionalnye_osobennosti_grazhdansko_pravovoy_otvetstvennosti_ugolovno_ispolnitelnoy_sisteme

Особенности дисциплинарной ответственности сотрудника уис
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here