Концептуальные подходы к проблеме защиты коммерческой тайны

Актуальные проблемы защиты коммерческой тайны

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа | Возможен только новый заказ | Страниц: 83 | Формат: doc | Год: 2004 |

Содержание

1. Понятие, сущность, историческое развитие защиты коммерческой тайны 8

1.1. Исторические аспекты защиты коммерческой тайны 8

1.2. Сущность понятия коммерческая тайна 10

1.3. Объекты интеллектуальной собственности в современном законодательстве 14

1.4. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну 23

2. Законодательное регулирование области защиты коммерческой тайны 26

2.1. Современное законодательство о коммерческой тайне 26

2.2. Содержание проекта закона «О коммерческой тайне» 31

2.3. Сравнение проекта федерального закона “О защите коммерческой тайны” с действующим законодательством 33

Глава 3. Возможные пути совершенствования законодательства по защите коммерческой тайны 44

3.1. Обзор зарубежной практики защиты коммерческой тайны, определение возможностей для ее применения в Российском законодательстве 44

3.2. Проблемы и перспективы реформирования законодательства о защите коммерческой тайны 64

Список литературы 83

Введение

В условиях формирования общего экономического пространства перед предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знания и технологии) сотрудниками предприятий. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности.

Современный промышленный шпионаж предполагает использование новейших достижений электроники, непосредственное тайное наблюдение, кражи со взломом, подкуп и шантаж. Речь идет о настоящей «тайной войне».

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны играют сами предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях, и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников. Настоящее издание содержит справочный материал для специалистов, занятых разработкой защитных мероприятий, созданием систем безопасности, и для руководителей предприятий, поставивших перед собой задачу обеспечения безопасности производства и коммерческих секретов.

Именно этим и определяется актуальность данной темы.

В то же время принятие и применение на практике общих норм, регулирующих отношения по реализации права на информацию разных субъектов и государства, порядок ее защиты как объекта отношений, а также прав граждан и юридических лиц как авторов и собственников информационного продукта и услуг, невозможны без четких границ, определяющих сферу информации как объекта права. До принятия Гражданского Кодекса отсутствие таких границ было одной из главных причин, усложняющих регулирование правовых отношений в информационной сфере. С вступлением в силу первой части Гражданского кодекса РФ в правовой практике России информация впервые законодательно определяется как объект права (ст. 128), однако само понятие «информация» при этом не раскрывается.

Все это говорит о том, что законодательство в данной области несовершенно.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» был принят Государственной Думой. Советом Федерации Федеральный закон и направлен Президенту Российской Федерации без рассмотрения на пленарном заседании. Однако, президент Российской Федерации отклонил Федеральный закон «О коммерческой тайне». В качестве обоснования к наложению вето на введение в действие Федерального закона «О коммерческой тайне» Президент Российской Федерации высказал ряд замечаний и возражений по отношению к тексту и концепции закона.

По мнению Президента Российской Федерации, Федеральный закон имеет ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимости пересмотра его концептуальных положений и детальной доработки. В частности, закон не содержит достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, кроме того, отдельные его положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации.

Практические нужды заставляют вернуться к работе над законодательством о коммерческой тайне. Поэтому необходимо вновь рассмотреть различные подходы к правовому режиму коммерческой тайны с учетом приобретенного опыта государственного регулирования.

Предметом правового регулирования в режиме коммерческой тайны является некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовой охраны являются интересы собственника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цель законодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя данного набора сведений на индивидуализацию способа использования последних. Содержание режима коммерческой тайны можно представить как право обладателя информации на защиту от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны можно отнести к категории гражданских прав и уподобить праву на защиту личной свободы и праву на невмешательство в творческую деятельность и частную жизнь гражданина.

Режим коммерческой тайны допускает правовое регулирование порядка доступа к данному набору сведений и порядка использования данного набора сведений. Можно выделить несколько ведущих направлений разработки регулирования правового режима по отношению к предмету коммерческой тайны: защиту от несанкционированного доступа; защиту от неправомерного использования: ответственность за несанкционированный доступ и ответственность за неправомерное использование.

При создании правовых конструкций для текста федерального законодательства о коммерческой тайне следует учитывать, что как сам набор сведений, входящих в состав «коммерческой тайны», так и режим доступа к последнему устанавливает физическое лицо, организация или ведомство. Следовательно, федеральное законодательство, гарантируя защиту, не должно неправомерно ограничивать право владельцев информации на устанавливаемый ими способ обращения с последней.

Данная работа имеет целью анализ концептуальных положений правового регулирования и обращения со сведениями, отнесенными к коммерческой тайне.

Список литературы

1. Конституция РФ

5. Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны. Экономика и жизнь от 24.12.2002

6. Вихорев С. Конфиденциальная информация и законодательство Российской Федерации. Банковские технологии, №9, 1997

7. Кузьмин А.Э. Правовая защита коммерческой тайны. Издание СпбГУ, №5, 1992

8. Комментарий проекта закона о коммерческой тайне. Марушко Э. М.,1999

9. Круглый стол «Проект федерального закона «О коммерческой тайне»» Москва, 30.10.2003 г.

10. Фурсенко А. «На смену проекту IV части Гражданского кодекса придут законы прямого действия». Новости от 24.12.2002 г.

11. А.П.Сергеев. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.,2001 , С.674

12. Экспертное заключение на проект федерального закона «О коммерческой тайне» Фонд развития парламентаризма в России, май 2003 г.

13. Проект Федерального закона о коммерческой тайне от 20.08.2002

Читайте так же:  Суд взыскание морального вреда незаконным увольнением

14. Обзор зарубежной практики защиты коммерческой тайны Фонд развития парламентаризма в России в октябре 2003 г.

15. И.Л. Петрухин. Личные тайны (человек и власть) М, 1998

16. В. Розенберг. Промысловая тайна. СПб, 1910

17. Завалюнюк А. Защита информации глазами юриста. Журнал CSO, №1, 2003

18. Защита коммерческой информации. Теория и практика. М.,2003

19. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. М.:ООО «Инкомбук», 1997.

20. Долгополов Ю.Б. Предпринимательство и безопасность. М.: Универсум, 1991.

21. Кавеладзе И.Т. Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей информации). М.: ЭКО-консалтинг, 1992.

22. Казакевич О.Ю. и др. Предприниматель в опасности: способы защиты (практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов). М.: Объединение УППИКС, 1992.

23. Раевский Г.И. Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации // «Частный сыск». — 1999. — N4.

24. Северин В.А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность // Законность. — 2000. — N1. — С. 32-39

25. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. М.: Международные отношения. — «Летописец». — 2000.

26. Отнюкова Г. Коммерческая тайна: комментарии и толкования // Закон, 32, 1998, ст. 52-65 //

Источник: http://5rik.ru/proffi/grazhdanskoe_pravo_aktualnye_problemy_zashity_kommercheskoj_tajny_2004_83_606000.php

Актуальные проблемы защиты коммерческой тайны

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа | Возможен только новый заказ | Страниц: 83 | Формат: doc | Год: 2004 |

Содержание

1. Понятие, сущность, историческое развитие защиты коммерческой тайны 8

1.1. Исторические аспекты защиты коммерческой тайны 8

1.2. Сущность понятия коммерческая тайна 10

1.3. Объекты интеллектуальной собственности в современном законодательстве 14

1.4. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну 23

2. Законодательное регулирование области защиты коммерческой тайны 26

2.1. Современное законодательство о коммерческой тайне 26

2.2. Содержание проекта закона «О коммерческой тайне» 31

2.3. Сравнение проекта федерального закона “О защите коммерческой тайны” с действующим законодательством 33

Глава 3. Возможные пути совершенствования законодательства по защите коммерческой тайны 44

3.1. Обзор зарубежной практики защиты коммерческой тайны, определение возможностей для ее применения в Российском законодательстве 44

3.2. Проблемы и перспективы реформирования законодательства о защите коммерческой тайны 64

Список литературы 83

Введение

В условиях формирования общего экономического пространства перед предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знания и технологии) сотрудниками предприятий. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности.

Современный промышленный шпионаж предполагает использование новейших достижений электроники, непосредственное тайное наблюдение, кражи со взломом, подкуп и шантаж. Речь идет о настоящей «тайной войне».

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны играют сами предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях, и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников. Настоящее издание содержит справочный материал для специалистов, занятых разработкой защитных мероприятий, созданием систем безопасности, и для руководителей предприятий, поставивших перед собой задачу обеспечения безопасности производства и коммерческих секретов.

Именно этим и определяется актуальность данной темы.

В то же время принятие и применение на практике общих норм, регулирующих отношения по реализации права на информацию разных субъектов и государства, порядок ее защиты как объекта отношений, а также прав граждан и юридических лиц как авторов и собственников информационного продукта и услуг, невозможны без четких границ, определяющих сферу информации как объекта права. До принятия Гражданского Кодекса отсутствие таких границ было одной из главных причин, усложняющих регулирование правовых отношений в информационной сфере. С вступлением в силу первой части Гражданского кодекса РФ в правовой практике России информация впервые законодательно определяется как объект права (ст. 128), однако само понятие «информация» при этом не раскрывается.

Все это говорит о том, что законодательство в данной области несовершенно.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» был принят Государственной Думой. Советом Федерации Федеральный закон и направлен Президенту Российской Федерации без рассмотрения на пленарном заседании. Однако, президент Российской Федерации отклонил Федеральный закон «О коммерческой тайне». В качестве обоснования к наложению вето на введение в действие Федерального закона «О коммерческой тайне» Президент Российской Федерации высказал ряд замечаний и возражений по отношению к тексту и концепции закона.

По мнению Президента Российской Федерации, Федеральный закон имеет ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимости пересмотра его концептуальных положений и детальной доработки. В частности, закон не содержит достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, кроме того, отдельные его положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации.

Практические нужды заставляют вернуться к работе над законодательством о коммерческой тайне. Поэтому необходимо вновь рассмотреть различные подходы к правовому режиму коммерческой тайны с учетом приобретенного опыта государственного регулирования.

Предметом правового регулирования в режиме коммерческой тайны является некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовой охраны являются интересы собственника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цель законодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя данного набора сведений на индивидуализацию способа использования последних. Содержание режима коммерческой тайны можно представить как право обладателя информации на защиту от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны можно отнести к категории гражданских прав и уподобить праву на защиту личной свободы и праву на невмешательство в творческую деятельность и частную жизнь гражданина.

Режим коммерческой тайны допускает правовое регулирование порядка доступа к данному набору сведений и порядка использования данного набора сведений. Можно выделить несколько ведущих направлений разработки регулирования правового режима по отношению к предмету коммерческой тайны: защиту от несанкционированного доступа; защиту от неправомерного использования: ответственность за несанкционированный доступ и ответственность за неправомерное использование.

При создании правовых конструкций для текста федерального законодательства о коммерческой тайне следует учитывать, что как сам набор сведений, входящих в состав «коммерческой тайны», так и режим доступа к последнему устанавливает физическое лицо, организация или ведомство. Следовательно, федеральное законодательство, гарантируя защиту, не должно неправомерно ограничивать право владельцев информации на устанавливаемый ими способ обращения с последней.

Читайте так же:  Логика работы устройства

Данная работа имеет целью анализ концептуальных положений правового регулирования и обращения со сведениями, отнесенными к коммерческой тайне.

Список литературы

1. Конституция РФ

5. Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны. Экономика и жизнь от 24.12.2002

6. Вихорев С. Конфиденциальная информация и законодательство Российской Федерации. Банковские технологии, №9, 1997

7. Кузьмин А.Э. Правовая защита коммерческой тайны. Издание СпбГУ, №5, 1992

8. Комментарий проекта закона о коммерческой тайне. Марушко Э. М.,1999

9. Круглый стол «Проект федерального закона «О коммерческой тайне»» Москва, 30.10.2003 г.

10. Фурсенко А. «На смену проекту IV части Гражданского кодекса придут законы прямого действия». Новости от 24.12.2002 г.

11. А.П.Сергеев. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.,2001 , С.674

12. Экспертное заключение на проект федерального закона «О коммерческой тайне» Фонд развития парламентаризма в России, май 2003 г.

13. Проект Федерального закона о коммерческой тайне от 20.08.2002

14. Обзор зарубежной практики защиты коммерческой тайны Фонд развития парламентаризма в России в октябре 2003 г.

15. И.Л. Петрухин. Личные тайны (человек и власть) М, 1998

16. В. Розенберг. Промысловая тайна. СПб, 1910

17. Завалюнюк А. Защита информации глазами юриста. Журнал CSO, №1, 2003

18. Защита коммерческой информации. Теория и практика. М.,2003

19. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. М.:ООО «Инкомбук», 1997.

20. Долгополов Ю.Б. Предпринимательство и безопасность. М.: Универсум, 1991.

21. Кавеладзе И.Т. Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей информации). М.: ЭКО-консалтинг, 1992.

Видео (кликните для воспроизведения).

22. Казакевич О.Ю. и др. Предприниматель в опасности: способы защиты (практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов). М.: Объединение УППИКС, 1992.

23. Раевский Г.И. Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации // «Частный сыск». — 1999. — N4.

24. Северин В.А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность // Законность. — 2000. — N1. — С. 32-39

25. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. М.: Международные отношения. — «Летописец». — 2000.

26. Отнюкова Г. Коммерческая тайна: комментарии и толкования // Закон, 32, 1998, ст. 52-65 //

Источник: http://5rik.ru/proffi/index-2144.php

Научная статья на тему “Проблема защиты коммерческой тайны в закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц”

Аннотация. Рассматриваются отдельные положения института коммерческой тайны и его роли в обеспечении нормальной хозяйственной деятельности организации. Анализируются проблемы защиты коммерческой тайны в деятельности юридических лиц, процесс которой регламентируются Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц”. Определены некоторые законодательные несовершенства защиты конфиденциальных данных юридического лица и его контрагентов.

Ключевые слова: коммерческая тайна, юридические лица, закупки, торги, государственная тайна, договор.

В условиях активизации информационных процессов современная бизнес-среда все активнее предпринимает попытки по защите своих интересов в коммуникационной сфере. Д.А. Ситишко считает, что наиболее часто отмечаемыми проблемами являются незаконный сбор инсайдерской информации с целью ее дальнейшего использования в собственных интересах или ее передачи третьим лицам [1]. В целях обеспечения нормальной хозяйственной деятельности и минимизации рисков, субъекты рынка устанавливают режим коммерческой тайны в отношении информации ограниченного доступа.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В свою очередь, информация, составляющая коммерческую тайну, – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. При этом законодатель оставляет перечень такой информации открытым [2].

Несмотря на закрепление в ст. 10 выше указанного нормативного акта порядка охраны конфиденциальной информации, участники рынка зачастую прибегают к дополнительным способам защиты своих интересов путем заключения различных соглашений о неразглашении информации. Все это является эффективным инструментом регулирования отношений между контрагентами и дополнительным гарантом их добропорядочности, а также может служить доказательством по делу, в случае нарушения одним из участников свои обязательств.


Однако, принимая во внимание существование в современном российском правопорядке юридических лиц различной организационно-правовой формы, следует отметить специфических субъектов гражданских правоотношений, в рамках взаимодействия с которыми сохранение коммерческой тайны представляется затруднительным. Так Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закрепляет следующий перечень «особенных» контрагентов, в числе которых государственными корпорации, ГУП, МУП, автономные учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов и др.

«В целях обеспечение единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений» эти юридические лица должны производить закупочную деятельность путем проведения конкурентных и неконкурентных процедур. Это означает, что в случае осуществления закупки, такой заказчик должен разместить в Единой информационной системе всю информацию о закупке, в том числе извещение, проект договора, изменения, вносимые в извещение, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также сам договор и информация о его исполнении.

Напомним, что ст. 15 Закона о закупках, закрепляет: «не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации».

Кроме того, Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке, стоимость которой не превышает сто тысяч рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Как показывает практика, юридические лица, с особенностями правового статуса и форм собственности зачастую прибегают к различным уловкам по ограждению коммерческой тайны: закупка у единственного поставщика, дробление договоров в целях непревышения лимита, в рамках которого, опубликование договора остается на усмотрение заказчика, «закрашивание» неудобных участков тек-ста и т. д. Однако все эти приемы давно известны ФАС и недобросовестные заказчики все чаще привлекаются к ответственности.

Читайте так же:  Бабушкинский суд адвокат по алиментам

Положение дел прояснило письмо Минфина от 21 июля 2015 г. № 02-04-11/41911, согласно которому «одной из целей регулирования указанного закона является обеспечение гласности и прозрачности закупок». Также в письме отмечено, что закон «содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается неразмещение информации о закупке в информационной системе. При этом при-знание информации коммерческой тайной к таким случаям не относится». Свою позицию Минфин повторно обозначил и в 2016 году.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Между тем проблема охраны интересов юридических лиц, которые выступают в качестве полноценных участников рыночных отношений остается открытой. Особый статус лишает такие организации возможности работать на тех же правах, что и их партнеры, в создании которых не присутствует явный государственный след. Также не стоит забывать, что если такие юридические лица, зная о специфике своего статуса, находят пути и решения для защиты своих интересов, то их контрагенты часто не знают о реальном положении вещей и не имеют такой возможности.

Все это свидетельствует о необходимости некоторого пересмотра политики в отношении государственного регулирования деятельности таких субъектов рынка. Несомненно, будучи учредителем, Российская Федерация, субъект или муниципальное образование имеют право на контроль за хозяйственной деятельностью таких организаций, однако не стоит забывать, что в условиях рыночной экономики, чрезмерных контроль может лишь навредить.

Список использованных источников

Источник: http://nauchniestati.ru/bank/primery/nauchnaja-statja-na-temu-problema-zashhity-kommercheskoj-tajny-v-zakupochnoj-dejatelnosti-otdelnyh-vidov-juridicheskih-lic/

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Введение. В настоящее время довольно актуально использовать в трудовых отношениях режим секретности (конфиденциальности). Доступ к секретной информации имеют ограниченное число лиц. Считается, что типология конфиденциальной информации была установлена Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года [1].

Охрана коммерческой тайны в рамках трудового договора:

Ознакомить под расписку лицо, для которого доступ к этой информации является частью работы.

Ознакомить под расписку лицо с режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение.

Создать лицу необходимые условия для соблюдения режима секретности.

Соблюдать режим секретности.

Не использовать коммерческую информацию в личных целях без согласия предприятия.

Передать предприятию все носители информации при расторжении трудового договора.

Объектом исследования является коммерческая тайна предприятия.

Предмет исследования — изучение механизма защиты коммерческой тайны предприятия.

Цель: исследования изучить обязанности работников предприятия, определить меры по защите коммерческой тайны, выявить последствия по разглашению коммерческой тайны.

Коммерческая тайна – это секретная информация о деятельности предприятия, охраняемая законодательно. Информация, составляющая коммерческую тайну это сведения любого характера такие как: производственные, технические, организационные, экономические и д.р.; результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере которые имеют потенциально коммерческую ценность при попадании ее к третьим лицам, у которых нет законного доступа к ее обладанию. Обладатель коммерческой тайны – это лицо владеющее информацией, составляющая коммерческую тайну и на законном основании контролирующая доступ к этой информации и имеет право устанавливать в отношении ее режим коммерческой тайны. Также каждый обладатель это коммерческой тайны имеет определенный доступ. Доступ к коммерческой тайне – ознакомление определенных лиц с коммерческой информацией, согласие ее обладателя на законном основании сохранять конфиденциальность этой информации. Но если обладатель имеет доступ он должен понимать все нюансы по поводу ее разглашения. Разглашение коммерческой тайны – действие или бездействие в результате которых информация в любой важной форме попадает к третьим лицам без согласия предприятия [3].

Меры по охране коммерческой тайны:

Определение перечня документов составляющие коммерческую тайну

Установление ограниченного доступа к этой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за ее соблюдением

Учет лиц допущенных к коммерческой тайне

Нанесения на носители коммерческой тайны должны содержать гриф секретности с указанием обладателя этой информации.

К защите и охране подлежит не вся информация, а наиболее важная для собственника, ограничения которой приносит ему пользу или прибыль и при попадании к третьим лицам несёт угрозу предприятию. К такой информации относят: 1) информация, содержащая государственную тайну. К ней присваивается соответствующий гриф секретности (секретно, совершенно секретно, документы особой важности); 2) Конфиденциальная информация. К ней относят сведения содержащие коммерческую тайну и касающиеся личной жизни граждан. Также засекречивать информацию и ограничивать к ней доступ может только её владелец или заверенное им лицо. Чем важнее информация, тем сильнее защита. При допуске лиц к этой информации они должны знать, что одну информацию следует оберегать тщательнее чем другую в зависимости от грифа секретности, которую устанавливает владелец. Владельцами такой информации могут быть: государство и его структуры. Здесь защищается информация, относящаяся к государственной тайне или иная информация, принадлежащая государству; Предприятия, акционерные общества. Охраняется информация, находящаяся в собственности и составляющая коммерческую тайну [4]. Предприятия в России используют следующие основные способы защиты:

законодательная защита — основывается на использовании прав организации (предприятия) которые охраняются законодательством Российской Федерации. При нарушении данных прав лицо, пользующееся этой информацией должен обратиться в уполномоченные органы.

физическая защита – включает в себя охрану предприятия, использования специальных помещений, ужесточенный пропускной режим.

Не все сотрудники могут быть допущены к коммерческой информации. Сначала идёт ознакомление с документами, а также проводится собеседование кадровой службы с кандидатом. Кандидат заполняет анкету, проходит тесты в том числе профессиональные и психологические. Психологические качества кандидата очень важны, они позволяют выявить его слабости, устойчивость психики, преступные наклонности и умение хранить информацию. После этой проверки происходит заключение двух документов:

трудового договора. В нём должен содержаться пункт об ответственности работника за коммерческую тайну и соблюдение мер безопасности

договора о неразглашении коммерческой информации, в котором кандидат обязуется не разглашать секретные сведения которые ему будут известны по мере работы. Он будет нести ответственность за их разглашение или несоблюдение режима секретности.

Далее непосредственная деятельность работника начинается с испытательного срока. По его окончании принимается окончательное решение. Принятого работника на постоянную работу необходимо ознакомить с порядком доступа к секретной информации и режимным объектам. Работник может знакомиться с секретной информацией только в том объеме в котором необходимо для выполнения поставленных работ. Для контроля за объёмом используемой информации на каждую должность определён объём допустимой информации. Выход за этот объём считается нарушением безопасности. Эффективным способом защиты секретной информации является ограничение физического доступа т.е. ограничение перемещения персонала в зоны предприятия не связанная с их функциональными обязанностями. Перемещение таких работников на закрытые участки разрешается только после согласования с руководством [5].

Читайте так же:  Объяснительная о справке о доходах

Вывод: в данной статье рассмотрели механизмы, понятие, способы защиты, порядок допуска работников к коммерческой информации и пришли к выводу что для обеспечения надёжности коммерческой информации нужно тщательно анализировать все аспекты, касающиеся предоставления и защиты коммерческой тайны. Так же следует не забывать про действующее законодательство, которое предусматривает полную ответственность за разглашение коммерческой тайны предприятия. Рекомендуется ужесточить административную и уголовную ответственность в отношении коммерческой тайны.

Указ президента PФ «Об учреждении перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. Указа от 23 сентября 2005 года №1111). Статья №188

Уголовный кодекс РФ «О разглашении коммерческой тайны в которой предусмотрена ответственность за нарушение данного закона» статья №183.

Безгодов Е.В. Режим коммерческой тайны. Защита конфиденциальности информации // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. 2008. № 52. С. 232-236. — 200

Бондаренко Э.Н. Проблемы ответственности работника за разглашение конфиденциальной информации // Российский ежегодник трудового права. 2009. № 4. С. 239-242. — 200

Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право, 2005, № 3

Источник: http://scienceforum.ru/2019/article/2018013228

Проблемы в сфере регулирования коммерческой тайны в трудовых отношениях и пути их решения

Таким образом, неразглашение коммерческой или служебной тайны могло быть включено в трудовой договор в качестве дополнительного условия.

Трудовой кодекс Российской Федерации в отличие от ранее действовавшего КЗоТ РСФСР допускает возможность включения в трудовой договор не только коммерческой и служебной тайны, но и иной охраняемой законом тайны (например, государственной).

Причиненные убытки не возмещаются работником вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения информации.

Трудовой договор с руководителем (заместителем руководителя, главным бухгалтером) организации может предусматривать его обязательства и ответственность по обеспечению охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну организации и (или) ее контрагентов.

Однако некоторые положения закона требуют уточнения и доработки. Необходимо также конкретизировать в статье закона вид документа, в котором может быть закреплен срок сохранения обязательств работника по защите коммерческой тайны после окончания трудового договора работника: трудовой договор или дополнительное соглашение (гражданско-правовой договор). Представляется целесообразным дополнить Трудовой кодекс РФ положением о возможности, при согласии работника, включения в трудовой договор его обязательств по сохранению коммерческой тайны после окончания трудовых отношений, что не предусмотрено материалами закона.

В трудовой договор могут включаться обязательства работника по сохранению сведений, связанных с его профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Трудовой кодекс помимо включения в трудовой договор условия о неразглашении охраняемой законом тайны предусматривает возможность увольнения работника за разглашение государственной, коммерческой, служебной или иной тайны. В соответствии с подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.02.2008г.)//СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 3. трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в виде разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной или иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. В ФЗ «О коммерческой тайне» под разглашением коммерческой тайны понимается деяние (действие или бездействие), в результате которого информация, составляющая коммерческую тайну, становится известной (раскрытой) третьим лицам без согласия обладателя коммерческой тайны, а также вопреки трудовому или гражданско-правовому договору (ст. 3). Увольнение работника за разглашение коммерческой и служебной тайны возможно только в том случае, если обязанность по сохранению такой тайны была обусловлена заключенным с этим работником трудовым договором.

Таким образом, со вступлением в действие Трудового кодекса РФ у руководителей предприятий появились дополнительные возможности защиты информации — привлечение работников к дисциплинарной ответственности за разглашение охраняемой законом тайны.

Кроме того, ст. 243 ТК РФ устанавливает полную материальную ответственность работника за разглашение сведений, составляющих служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Ст. 238 ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.02.2008г.)//СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 3. определяет материальную ответственность работника как обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере. Однако ущерб от разглашения коммерческой или служебной тайны выражается не в виде реального ущерба, а в неполученных доходах. Поэтому в литературе высказывается мнение, согласно которому допустимо и иное толкование нормы: выражение «полная материальная ответственность» может быть понято и как отмена ограничения причиненного работником ущерба лишь прямым действительным ущербом. Иными словами, возможно следующее толкование: обязанность работника возместить ущерб в полном размере включает обязанность возмещения и неполученных доходов (упущенной выгоды).

Под убытками ст. 15 ГК РФ понимает реальный ущерб и упущенную выгоду.

Применение к работнику норм о материальной ответственности по трудовому праву означает исключение применения имущественной ответственности в рамках гражданского права за разглашение коммерческой или служебной тайны. Следует учесть, что на работников в рамках трудовых отношений в этой части распространяются положения статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации, где идет речь о возмещении материальной ответственности только в полном размере причиненного работодателю ущерба, т.е. неполученные доходы не возмещаются. С этих позиций указанные положения нуждаются в корректировке.

В законодательстве необходимо более четко разграничить регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых отношений.

Для работодателей, которые реально хотят сохранения конфиденциальности коммерческой или служебной тайны, можно рекомендовать заключение гражданско-правовых договоров о соблюдении работником определенного режима сохранения и неразглашения служебной и коммерческой тайны и о гражданско-правовой ответственности за ее разглашение, в том числе за передачу третьим лицам. Тем более что по такому пути идет зарубежная практика, заключая с работниками пакт о не конкуренции.

Результаты анализа действующего законодательства и правоприменительной практики, равно как и юридической литературы, позволяют утверждать, что в них отсутствуют единые подходы в определении содержания и характеристике:

Читайте так же:  Прошло 4 года не платила кредит

коммерческой тайны как объекта права;

признаков охраноспособности права на коммерческую тайну, таких, как определение ценности информации, наличие законных оснований доступа к ней, соотношение коммерческой тайны и правового режима коммерческой тайны;

соотношения коммерческой тайны с другими видами конфиденциальной информации и объектами интеллектуальной собственности;

перечня субъектов права на коммерческую тайну и особенностей их правового статуса.

Представляется, что в целях устранения отмеченных противоречий и неточностей в законодательстве, облегчения правоприменительной практики правильнее было бы говорить не об обладателях, а о владельцах коммерческой тайны.

Владельцами коммерческой тайны могут быть физические (независимо от гражданства) и юридические (коммерческие и некоммерческие организации) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые владеют на законном основании информацией, составляющей их коммерческую тайну, ограничили доступ к этой информации и установили в отношении ее режим коммерческой тайны.

В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О коммерческой тайне».

К основным субъектам права на коммерческую тайну предлагается отнести наряду с владельцами коммерческой тайны и конфидентов коммерческой тайны.

Конфиденты коммерческой тайны — лица, которым на основании трудового договора (работники), гражданско-правового договора (контрагенты) либо в силу служебного положения или исполнения профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, или на ином законном основании известна коммерческая тайна другого лица.

Общим признаком для них является то, что коммерческая тайна выступает для них вторичной (передается владельцем коммерческой тайны) и они не обладают фактической монополией на эту информацию, а лишь обязаны в силу закона или договора обеспечивать режим ее конфиденциальности.

По данному признаку, исходя из практики отношений, складывающихся при обороте коммерческой тайны, среди конфидентов коммерческой тайны можно выделить четыре категории лиц: работники, контрагенты, органы власти и их должностные лица, иные лица.

Работники — лица, состоящие в трудовых отношениях с владельцем коммерческой тайны и имеющие доступ к коммерческой тайне по трудовому договору (контракту). Работник приобретает статус конфидента коммерческой тайны либо с момента получения работодателем его информированного согласия, полученного в период срока действия трудового договора, либо с момента заключения трудового договора, содержащего такие обязанности работника в качестве условий трудовой деятельности в данной организации.

При этом норма Закона о том, что работник обязан без согласия работодателя и его контрагентов не использовать коммерческую тайну в личных целях, избыточна и отчасти противоречива, поскольку работник подписывает как трудовой договор, так и соглашение о конфиденциальности только с работодателем, который в свою очередь выступает единственным владельцем данной коммерческой тайны, устанавливающим и обеспечивающим свою фактическую монополию на эту информацию, в том числе и с контрагентами. Исходя из этого, предоставлять возможность работнику использовать коммерческую тайну в личных целях с согласия контрагентов работодателя представляется ошибочным, что требует исключения данной нормы из пп. 2 пункта 3 статьи 11 Федерального закона «О коммерческой тайне» ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 24.07.2007г.)//СЗ РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3283..

В целях упрощения понимания законодательных норм и улучшения правоприменительной практики представляется целесообразным также в названии статьи 8 Федерального закона «О коммерческой тайне» вместо слов «обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений» записать «владелец ноу-хау, полученного в рамках трудовых отношений», а часть 1 статьи 8 данного Закона изложить в редакции: «владельцем ноу-хау, полученного в рамках трудовых отношений, является работодатель».

Следует признать, что хотя разглашение коммерческой тайны наемными работниками является наиболее часто встречающимся случаем нарушения коммерческой тайны, но в то же время вопрос о возмещении убытков работниками, разгласившими коммерческую тайну, сегодня урегулирован недостаточно четко.

Контрагенты — лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которым владелец коммерческой тайны передал эту информацию на основании гражданско-правового договора. Контрагенты получают легальную возможность доступа к коммерческой тайне другого лица и приобретают статус конфидента коммерческой тайны с момента заключения с ее владельцем письменного гражданско-правового договора (договора подряда, лицензионного договора, договора коммерческой концессии и др.). В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору.

Органы власти и их должностные лица — органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, имеющие доступ к коммерческой тайне в силу исполнения своих служебных обязанностей на основании закона (налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, антимонопольные органы, Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, судебные приставы, органы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органы регулирования естественных монополий и др., органы местного самоуправления, а также суды, органы прокуратуры, органы предварительного следствия, органы дознания).

Иные лица — лица, которым владелец коммерческой тайны передал эту информацию в силу исполнения ими профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой (аудиторы, адвокаты (адвокатские кабинеты, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, адвокаты, их помощники и стажеры; защитники), нотариусы (нотариальные палаты, нотариусы и иные лица, работающие в нотариальной конторе; удостоверяющее завещание лицо (кроме нотариуса), переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя), страховщики (страховщики, страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры, страховые актуарии), организации электрической и почтовой связи, их должностные и иные лица и работники; частные детективы, редакции средств массовой информации, третейские суды и другие лица, кому чужая тайна становится известна в силу исполнения ими профессиональных обязанностей на законных основаниях).

К сожалению, в Федеральном законе «О коммерческой тайне» ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 24.07.2007г.)//СЗ РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3283. отсутствует последняя категория субъектов права, имеющих доступ к коммерческой тайне ее владельца в силу исполнения профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, что делает неполным перечень субъектов права в данной области правоотношений. Это также обусловливает необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений как в указанный Закон, так и в законы, регулирующие профессиональную деятельность указанных лиц, а также принятие специальных законов «О служебной тайне» и «О профессиональной тайне».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/1047898/pravo/problemy_sfere_regulirovaniya_kommercheskoy_tayny_trudovyh_otnosheniyah_puti_resheniya

Концептуальные подходы к проблеме защиты коммерческой тайны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here