Интересы работников при рассмотрении трудовых споров

Роль профсоюзов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров определен главой 60 ТК РФ. Рассмотрим, какова же роль профессионального союза на каждой стадии рассмотрения спора.

Профессиональный союз может выступать посредником на переговорах по урегулированию разногласий между работником и работодателем. Работник, полагающий, что его право нарушено, вправе обратиться за разъяснениями в профсоюзный орган, где ему может быть пояснено, правомерны ли его требования и какие шаги можно предпринять для урегулирования конфликта в том случае, если требования правомерны.

Профком от имени работника может обратиться к работодателю и урегулировать возникший спор до обращения в специальные органы. Если данная миссия осталась безуспешной, наступает стадия рассмотрения спора в КТС или непосредственно в суде.

Профсоюзы имеют право помочь работнику написать заявление в КТС, участвовать вместе с ним в рассмотрении заявления непосредственно в КТС, контролировать исполнение принятого решения, принимать меры к недопущению повторения аналогичных нарушений прав работников.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров представляет собой процедуру их разбирательства уполномоченными государством органами.

Такие органы называются юрисдикционными, поскольку они полномочны принимать решения, имеющие правовое значение и обязательные к исполнению.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров включает:

1. принятие к рассмотрению заявления стороны спора полномочным на то органом (КТС, судом);

2. подготовку дела о споре к рассмотрению;

3. определенные действия сторон, других участников разбирательства (свидетелей, специалистов, представителей сторон), органа, рассматривающего спор;

4. вынесения решения по спору.

Разрешение спора завершается обязательным исполнением принятого по нему решения. Его неисполнение влечет за собой действия специальных уполномоченных органов, направленные на принудительное исполнение решения.

В соответствии с действующим трудовым законодательством Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в Комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Практика показывает, что в большинстве случаев инициируют создание КТС, проводят необходимую подготовительную работу и осуществляют контроль за ее деятельностью профессиональные союзы.

Профсоюзным организациям необходимо знать, что комиссия по трудовым спорам имеет право рассматривать следующие вопросы:

— о переводах на другую работу;

— об изменении трудового договора;

— об отстранении от работы;

— о применении дисциплинарных взысканий;

— об оплате труда;

— о предоставлении отпусков;

— об установлении или отмене неполного рабочего времени;

-а также другие споры (кроме тех, которые рассматриваются непосредственно в судах).

Рассматривая вопросы представительства, необходимо учитывать, что КТС и суд — самостоятельные органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к КТС. Он не вправе отменить или изменить решение КТС. При рассмотрении в суде индивидуального трудового спора после того, как он был рассмотрен КТС (в случае обжалования в суде решения КТС), решение КТС анализируется наравне с другими доказательствами по делу.

Если спор первоначально рассматривался в КТС, а затем — в суде, то такой порядок считается общим порядком рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Возражая против вынесенного решения КТС, в суд могут обратиться: работник, работодатель, профессиональный союз, защищающий интересы работника.

Основанием для обращения в суд для работника, работодателя и профессионального союза служит несогласие с принятым комиссией решением.

Обеспечению охраны прав работников — членов профсоюза служит предоставление профессиональному союзу права выступить в защиту их интересов.

Часть 2 ст. 390 ТК устанавливает 10-дневный срок со дня вручения копии решения комиссии, в течение которого работник и работодатель могут обратиться в суд, если они не согласны с ее решением. Срок обращения в суд профессионального союза, защищающего интересы работника, Трудовым кодексом Российской Федерации не определен. Полагаем, что в данном случае также должен применяться срок, установленный ч. 2 ст. 390 ТК.

Суть защитной функции профсоюзов сегодня.

Конечно, реализация защитной функции профсоюзов немыслима без системы соответствующих гарантий как для профсоюзов, так и для профсоюзных функционеров. Кроме взгляда на представительство как на одну из основных функций профсоюзов, оно рассматривается как элемент защитной функции, как наиболее общее право профсоюзов, как организационно-правовая форма их деятельности. Кризис резко увеличил нагрузку на социальную сферу и обострил проблемы трудящихся. При этом, эксперты констатируют утрату Профсоюзами своей главной функции – защитной. Старые лидеры свели свою деятельность к распределению социальных благ. Коллективный договор рассматривается как механизм реализации защитной функции профсоюзов.

Порядок примирительных процедур при рассмотрении коллективного трудового спора.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров дляуведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия,посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Читайте так же:  Отчет по алиментам на ребенка через суд

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

Социальное партнерство.

Социальное партнерство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей — союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основесотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. ВАвстрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное — не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/11xc0b4.html

Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров

В ст. 1 ТК РФ отношения по разрешению трудовых споров включены в предмет трудового права. Данные отношения также бывают двух видов. Во-первых, возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров. Во-вторых, возникают отношения по урегулированию коллективных трудовых споров. Названные отношения возникают между различными субъектами, они имеют различные основания возникновения, изменения и прекращения. Поэтому в настоящем параграфе будут отдельно рассмотрены отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров.

Субъектами отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются работник, профсоюз, представляющий интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодатель, объединение работодателей, наделенное полномочием представлять конкретного работодателя, органы по разрешению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам (КТС), мировые судьи, федеральные районные (городские) судьи.

Основаниями возникновения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются обращения работника, профсоюза, представляющего интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодателя, объединения работодателей, имеющего полномочия по защите прав конкретных работодателей, в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье.

Праву работника, профсоюза, работодателя, объединения работодателей обратиться в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье корреспондирует обязанность КТС, мирового судьи, федерального районного (городского) судьи принять такое обращение и рассмотреть его по действующим процессуальным правилам с применением норм трудового законодательства. При исполнении данной обязанности органы по разрешению индивидуальных трудовых споров вправе использовать полномочия по устранению нарушений трудовых прав. Использование этих полномочий приводит к возникновению у субъектов рассматриваемых отношений обязанности по устранению нарушений трудового законодательства с корреспондирующим ей правом участника индивидуального трудового спора по восстановлению принадлежащего ему права.

Основаниями изменения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются изменение содержания обращения в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров, частичное признание заявленных в этих органах требований и заключение соответствующего соглашения об этом между участниками индивидуального трудового спора, соединение или разъединение судом, КТС заявленных перечисленными субъектами требований.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Источник: http://hr-portal.ru/article/otnosheniya-po-razresheniyu-individualnyh-trudovyh-sporov

Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Статья 29. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Читайте так же:  Справка о доходах в 1с 8 3 зуп

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Статья 31. Иные представители работников

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 33. Представители работодателей

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

Статья 34. Иные представители работодателей

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Источник: http://www.superjob.ru/trudovoj-kodeks/04-predstaviteli-rabotnikov-i-rabotodateley.html

Трудовые споры и порядок их рассмотрения

Конституция Российской Федерации признает право каждого на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения.

Трудовой кодекс Российской Федерации рассматривает индиви­дуальный трудовой споркак неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных ус­ловий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индиви­дуальных трудовых споров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Индивидуальным трудовым спором признается спор между ра­ботодателем и лицом, ранее состоящим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заклю­чить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодате­ля от заключения такого договора.

Прежде чем обратиться в орган по рассмотрению трудового спо­ра, стороны обычно принимают меры к урегулированию (согласова­нию) возникших разногласий. Стороны, между которыми возникли разногласия по применению норм Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, пытаются их урегулировать по взаимной договоренности.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами.

Распределение компетенции между КТС и судом таково, что за­щитой прав работника в трудовых отношениях в первую очередь за­нимается КТС. На суд возложена задача защиты самого права потрудовому договору и рассмотрение других трудовых споров после или вместо КТС или когда КТС отсутствует.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС установлен Трудовым кодексом Российской Федерации, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определя­ется как Трудовым кодексом Российской Федерации, так и положе­ниями гражданского процессуального законодательства.

Для отдельных категорий работников предусмотрены особенно­сти рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Так, государственные служащие вправе обратиться в соответст­вующие государственные органы или в суд для разрешения споров, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной ответственности государственного слу­жащего, увольнения с государственной службы и др.

Читайте так же:  Какая ответственность неявку в военкомат

Предварительное рассмотрение спора в КТС не является обяза­тельным условием, без соблюдения которого работник не может об­ратиться в судебные органы. Работник может обратиться в суд, ми­нуя комиссию.

Инициаторами образования КТС выступают сами стороны тру­дового спора — работник и работодатель. На рассмотрение комис­сии трудовой спор поступает, когда работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Течение сроков, с которыми закон связывает прекращение тру­довых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отно­шений.

КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в те­чение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявле­ние, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заяв­лению. Некоторые трудовые дела вообще не подлежат рассмотре­нию в КТС и рассматриваются в судах непосредственно.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

— работника — о восстановлении на работе независимо от осно­ваний прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о вы­плате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

— работодателя — о возмещении работником вреда, причинен­ного организации, если иное не предусмотрено федеральны­ми законами.

— об отказе в приеме на работу;

— лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;

— лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Истцом в суде считается работник, возбудивший трудовой спор в суде, а ответчиком — организация, оспаривающая требования ра­ботника, даже если дело поступило в суд по жалобе предприятия на решение КТС.

Организация выступает истцом в суде по трудовому спору лишь в случае предъявления ею к работнику иска о возмещении матери­ального ущерба, причиненного предприятию.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работник освобождается от уплаты пошлин и судебных расходов.

Коллективный трудовой спор —неурегулированные разногла­сия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и вы­полнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительно­го органа работников при принятии актов, содержащих нормы тру­дового права, в организациях.

Стороной коллективного спора признаются работники, а не их представительные органы. Органом, представляющим работников (при отсутствии в организации первичной профсоюзной организа­ции) в коллективном (трудовом) споре, может быть признан совет трудового коллектива, рабочий совет или другой орган, образован­ный работниками.

Важным этапом разрешения коллективного трудового спора яв­ляется максимальное использование примирительных процедур, призванных предотвратить назревающий конфликт. Примиритель­ные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием по­средника и (или) в трудовом арбитраже.

Процедура разрешения возможного трудового спора начинается с выдвижения требований работников и их представителей.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представитель­ным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников

Собрание работников считается правомочным, если на нем при­сутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей из­бранных делегатов.

Требования работников излагаются в письменной форме и на­правляются работодателю.

Требования профессиональных союзов и их объединений вы­двигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников. Работодатель сообщает о принятом ре­шении представительному органу работников организации.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе ук­лоняться от участия в примирительных процедурах.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от уча­стия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установлен­ного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглаше­ния в определенные сторонами сроки влечет наложение админист­ративного штрафа.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных проце­дур. Примирительная комиссия представляет собой временно дей­ствующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя и работников. Прими­рительная комиссия формируется из представителей сторон на рав­ноправной основе. В качестве представителей сторон могут высту­пать работники, как состоящие, так и не состоящие в штате органи­зации.

Решение примирительной комиссии принимается по соглаше­нию сторон, оформляется протоколом, подписывается представите­лями сторон и членами примирительной комиссии, имеет для сто­рон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.

Члены примирительной комиссии на время участия в разреше­нии коллективного трудового спора освобождаются от основной ра­боты с сохранением среднего заработка на срок не более трех меся­цев в течение года.

Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора привлекается по соглашению сторон при не достижении ими согла­сия в примирительной комиссии. Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулиро­ванию коллективных трудовых споров, так и по ее рекомендации

Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами и Службой по урегули­рованию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех ра­бочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного тру­дового спора примирительной комиссией или посредником.

Трудовые арбитры имеют право:

— запрашивать и получать от сторон необходимые документы по существу коллективного трудового спора;

Читайте так же:  Зарплатная карта втб военнослужащим

— приглашать на заседания специалистов, компетентных в во­просах данного коллективного трудового спора;

— требовать от представителей сторон доведения решений тру­дового арбитра до сведения трудового коллектива;

— предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисципли­нарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномо­чившего их на представительство органа.

Соглашение в ходе коллективного трудового спора может быть заключено сторонами на любом этапе переговоров. Это может быть соглашение по результатам работы примирительной комиссии, со­глашение с участием посредника или соглашение о выполнении ре­комендаций трудового арбитража.

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обяза­тельную силу. Контроль за его использованием осуществляется сто­ронами коллективного трудового спора.

Невыполнение работодателем или его представителем обяза­тельств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа. Админи­стративная ответственность в отношении другой стороны — работ­ников или их представителей — в данном случае не установлена.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9605 —

| 7389 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/1_102029_trudovie-spori-i-poryadok-ih-rassmotreniya.html

Трудовые споры и порядок их разрешения

Трудовые конфликты между сотрудниками и их работодателями возникают нередко. Хорошо, если достичь взаимопонимания удается путем переговоров конфликтующих сторон, иначе к отстаиванию своих прав им придется привлекать официальные органы. Разрешение трудовых споров должно проходить с соблюдением установленных законодательством правил. Рассмотрим, как классифицируются трудовые споры с точки зрения закона, куда приходится обращаться при неразрешенном конфликте пострадавшей стороне, каков порядок их разрешения в разных инстанциях.

Юридическое понятие трудового спора

По закону под трудовым спором подразумевается затянувшаяся конфликтная ситуация между сторонами трудового договора, которую приходится решать с помощью официальных государственных инстанций.

Трудовые разногласия возникают в части нарушения:

  • норм трудового законодательства;
  • условий коллективного договора;
  • условий трудового договора:
  • иных внутренних документов предприятия.

Наиболее частыми причинами разногласий, приводящими к спорам, являются:

  • безосновательное снижение зарплаты и иных, полагающихся работнику, выплат;
  • несвоевременная выплата сотрудникам заработанных средств;
  • завышение требований руководителя к выполнению сотрудником его должностных обязанностей;
  • несоблюдение рабочего графика и привлечение к сверхурочной работе без ее оплаты;
  • не предоставление работодателем условий для исполнения работником порученной работы и т. д.

Виды трудовых споров

В юридическом аспекте все возникающие неурегулированные трудовые конфликты перерастают, в зависимости от количества участников, в коллективные и индивидуальные споры.

Понятие индивидуального спора в области трудовых отношений определено статьей 381 ТК РФ. Им является спор, в котором разногласия не урегулированы между отдельным работником и работодателем. Также претензии к работодателю в связи с нарушением прав могут возникнуть у незаконно уволенного им сотрудника, трудившегося ранее на предприятии. К обращению в официальные органы приводит и безосновательный отказ работодателя в приеме на свободное место труда лицу, пытавшемуся трудоустроиться на предприятие.

Точное определение коллективного спора дано в статье 398 ТК РФ. Согласно этому определению им является неурегулированный конфликт интересов между коллективом работников или их законными представителями и работодателем либо его представителями. Такой конфликт может случиться:

  • в связи с принятием изменений в трудовые условия;
  • по поводу заключения или внесения изменений в коллективный договор;
  • при игнорировании работодателем мнения представителей выборного органа работников во время утверждения внутренних актов, касающихся трудовых норм и т. д.

Куда обращаться работнику для защиты своих прав?

В ТК РФ предусматривается решение индивидуальных конфликтных ситуаций в специальных органах: КТС (комиссии по трудовым спорам) или в судебной инстанции. КТС является органом, в который желательно обращаться работнику в первую очередь. Но некоторые виды конфликтных ситуаций подлежат рассмотрению сразу в суде, минуя КТС. К ним относятся:

  • спорные вопросы, касающиеся судей, прокуроров и следователей;
  • конфликты в связи с неправомерным увольнением сотрудников;
  • претензии работодателя к сотруднику по поводу нанесения материального вреда предприятию;
  • неправомерный отказ работодателя в трудоустройстве лица на предприятие;
  • иски от граждан, считающих себя подвергнутыми дискриминации, и т. д.

Этапы возникновения индивидуальных споров и порядок их разрешения

Индивидуальные споры между конкретным работником и руководителем предприятия возникают чаще всего из-за неправильных действий со стороны работодателя. Но не исключены споры, в которых пострадавшей стороной является сам работодатель.

Из сложившейся практики выделяют несколько этапов развития индивидуальных споров:

  • сначала одной стороной обнаруживается нарушение, установленных законом прав, совершенное противоположной стороной трудового процесса;
  • выявляются разногласия в оценке сторонами случившегося нарушения;
  • делается попытка разрешения возникшего противоречия путем договоренности со стороной, нарушившей закон;
  • при невозможности мирного решения спора пострадавшей стороной применяются меры для защиты нарушенных прав в соответствующих уполномоченных органах или сразу решать проблему в судебном порядке.

Поскольку пострадавшей стороной спора является обычно сотрудник, исходя из перечисленных выше этапов развития конфликтных ситуаций, чтобы защитить свои интересы, ему следует придерживаться в своих действиях следующего порядка:

  1. Попытаться решить возникшую проблему без участия третьей стороны (комиссии или судебного органа), путем урегулирования конфликта при личном разговоре с работодателем. На этом этапе рекомендуется привлекать на помощь профсоюзную организацию, если личной беседы с работодателем не получилось.
  2. Если к согласию прийти не удается, можно обратиться далее в КТС, либо непосредственно в суд. Обращаться за помощью в КТС или суд целесообразно только в случае, когда полностью исчерпаны все средства для его мирного урегулирования, и переговоры с работодателем ни к чему не привели.
Читайте так же:  Увольнение в связи с армией

Разберем подробно порядок рассмотрения споров в КТС и суде.

Как разрешаются споры трудовой комиссией?

Для решения конфликтного вопроса в КТС туда нужно подготовить обращение в письменном виде с указанием в документе наименование органа, сути возникшего конфликта, свое видение события и просьбу к комиссии разобраться в споре.

Рассматривается конфликт на заседании комиссии при обязательном присутствии самого пострадавшего сотрудника или его законного представителя. Если он на это заседание не явится, то оно будет перенесено на следующий день. В случае повторного отсутствия, у комиссии будет законное право снять вопрос с рассмотрения. В заседании комиссии могут присутствовать свидетели и заинтересованные специалисты, приглашенные для дачи показаний. Ход заседания обязательно должен протоколироваться. В протоколе указываются фамилии всех присутствующих членов комиссии, которые обязаны заверить его после оформления своими подписями. Составленный протокол должен скрепляться печатью КТС.


Общее решение должно приниматься тайным голосованием, и его результат должен фиксироваться документально. Документально оформленное решение комиссии в трехдневный срок вручается обеим сторонам конфликта. Обжаловать решение они могут в десятидневный срок с момента вручения. В случае отсутствия протеста в указанный срок, решение после окончания 10 дней подлежит исполнению. Для этого отводится 3 дня.

Кто может обратиться в суд?

Индивидуальные споры, происходящие между сотрудником и работодателем, могут рассматриваться в суде, если стороны решение КТС не устраивает. Также в суд можно обратиться, минуя этап рассмотрения конфликта в КТС, так как в законодательстве нет требования обязательного досудебного рассмотрения трудовых конфликтов в комиссии. С заявлением, касающимся трудовых отношений, в судебный орган обычно обращается работник.

Статья 393 ТК РФ — Освобождение работников от судебных расходов

Если незаконным было решение КТС, то в суд могут обратиться представители профсоюза предприятия, а также работники прокуратуры.

Во всех перечисленных случаях сотрудник для суда является истцом, а работодатель – ответчиком. У работодателя есть только один повод, по которому он может подать заявление в суд и являться истцом. Этой причиной является возмещение причиненного предприятию материального вреда работником.

Сроки подачи иска и его рассмотрения в суде

Согласно статьи 392 ТК РФ, для индивидуальных трудовых споров установлены следующие сроки исковой давности:

исковая давность для оспаривания работником увольнения (отсчитывается с момента ознакомления работника с приказом об увольнении) исковая давность по иным трудовым спорам, рассмотрение которых инициировано работником (отсчитывается со дня, когда заявитель узнал, что его право нарушено работодателем, или должен был узнать об этом)

срок обращения в суд по трудовым спорам, связанным с неполучением причитающихся работнику денежных выплат, например, заработной платы или отпускных (отсчитывается с даты, когда эти суммы должны были выплатить истцу)

Для обжалования решения КТС судом отводится срок в 10 дней , отсчитываемый с момента получения сторонами конфликта решения КТС.

Год дается работодателю, чтобы успеть подать иск о причиненном предприятию ущербе со стороны работника.

Сроки для рассмотрения иска судом

Для индивидуальных споров сроки определяются нормами Гражданского процессуального кодекса (ст. 154 ГПК РФ):

общий процессуальный срок, в течение которого суд должен решить трудовой спор

специальный процессуальный срок для решения спора, касающегося восстановления истца на работе

Судья может продлить срок в зависимости от сложности рассматриваемого вопроса и необходимости проведения повторного заседания.

Порядок рассмотрения споров в суде

При рассмотрении дел по трудовым спорам суд ориентируется на порядок гражданского судопроизводства, руководствуясь ГПК и ТК РФ.

Принят следующий порядок организации рассмотрения судебных дел:

  1. Истцом подается заявление в канцелярию суда, составленное по установленной форме и содержащее всю необходимую информацию для судебного разбирательства, включая: наименование судебной инстанции; сведения об истце и ответчике (их ФИО, место регистрации, контактная информация); описание обстоятельств конфликта и ссылка на доказательства, подтверждающие вину ответчика; обращение к суду о решении возникшего спора путем принятия постановления, касающегося выдвинутых истцом требований; перечень документов, приложенных к иску.
  2. Поступивший иск передается судье для изучения с целью определения его подсудности, а также территориальной подведомственности.
  3. Когда все вопросы по существу дела будут подготовлены к разбирательству, назначается дата судебного заседания. На нем должны присутствовать не только истец и ответчик, но другие лица. Необходимость их присутствия определяется судьей.
  4. По окончании судебного заседания судом выносится постановление на основании изложенных в деле фактов и аргументов, в их подтверждение или опровержение, приведенных каждой стороной, а также свидетельских показаний.
  5. Вынесенное судом постановление подлежит обязательному немедленному исполнению.

Заключение

ТК РФ предоставляет для сотрудников и работодателей разные законные способы решения споров. Официальные органы помогут им объективно рассмотреть возникший конфликт и принять справедливое решение сложившейся проблемы. Однако наиболее простой, и безобидный вариант ее устранения является все же личная договоренность сторон.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lawinfo24.ru/trudovoe-pravo/trudovye-otnosheniya/razreshenie-trudovyx-sporov

Интересы работников при рассмотрении трудовых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here