Содержание
- 1 Как и за счет чего осуществляется финансирование охраны труда
- 2 Финансирование мероприятий по охране труда на предприятии
- 3 Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
- 4 Финансирование мероприятий по охране труда
- 5 Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
- 6 Предприятие проводит мероприятия по охране труда
Как и за счет чего осуществляется финансирование охраны труда
Охрана труда предполагает обеспечение всех оптимальных условий работы на предприятии. За ее организацию отвечает сам работодатель. Он не имеет права требовать денег от своих сотрудников. В обратном случае будет зафиксировано нарушение.
Особенности финансирования охраны труда (ОТ)
Средства, выделенные на охрану труда, нельзя тратить на другие цели. Компании, которые направили средства не по назначению, должны вернуть использованные средства в фонд ОТ в объеме 100%. Также компания должна выплатить штраф в Федеральный фонд ОТ. Расходование средств контролируется самим трудовым персоналом. Его представители должны реагировать при обнаружении нарушений. Организация некоторых мер может исполняться за счет взносов, выплачиваемых при несчастных случаях и профессиональных недугах.
Куда направляются средства? Финансирование нужно компании для того, чтобы обеспечить адекватные условия труда. Перечень их оговорен в статье 163 ТК РФ:
- Нормальное состояние помещений и оборудования.
- Своевременная поставка документации, нужной для работы.
- Нормальное состояние инструментов.
- Безопасность.
Обеспечение вышеуказанных условий финансируется за счет денег, которые относятся на производственные траты.
Определение объема финансирования
В письме Роструда №457-6-1 от 11 марта 2014 года указано, что размер финансирования должен быть определен за год. На протяжении всего этого периода компания осуществляет организацию соответствующих мер. В итоге на их финансирование должно быть направлено не меньше 0,2% от общих расходов на производство товара или услуг. В части 3 статьи 226 не прописана верхняя планка размера вложения средств в ОТ, а потому она может быть любой. Однако размер 0,2% является обязательным.
Источники финансирования охраны труда
Существуют различные целевые программы по финансированию мер по ОТ. То есть работодатель может прибегнуть к инструментам государственной поддержки. Рассмотрим все возможные источники финансирования:
- Бюджет страны, поддержка со стороны государства (для ее получения ЮЛ может участвовать в целевых программах).
- Добровольные взносы от ЮЛ и ФЛ.
- Средства работодателя.
ВАЖНО! Соответствующий перечень приведен в статье 226 ТК РФ. Работодатель должен отпускать на охрану труда не менее 0,2 своих расходов на производство товара. Этот размер может быть увеличен. Траты на охрану труда входят в себестоимость продукции при определении налогооблагаемой базы. Сотрудники не несут расходов на ОТ.

Налоговый учет охраны труда
Траты на ОТ предполагают налогообложение. Компания должна вести соответствующий учет.
Налог на прибыль
При определении налога на прибыль требуется принимать во внимание положения Письма Минфина №03-03-06/1/568 от 14 августа 2007 года. В акте указано, что при наличии всех этих условий дохода для налогообложения не образуется:
- Меры предпринимались для уменьшения травматизма и болезней.
- Меры финансируются за счет страхвзносов.
Траты при реализации этих мер не будут учитываться при вычислении налога на прибыль. Траты на охрану труда самого работодателя в рамках нормы будут учитываться при определении налога. Относятся они к конкретным направлениям расходов в зависимости от вида затрат.
В статье 254 указано, что к материальным относятся эти траты:
- Покупка одежды и обуви, инструментов для защиты (перчатки, маски и прочее).
- Покупка мыла и антибактериальных средств.
- Специальное питание для сотрудников, которые работают при вредных условиях.
- Покупка молока.
- В структуру прочих расходов входят траты осмотры. Актуальны они, как правило, в транспортных фирмах.
В статье 255 НК РФ указано, что траты работодателя на оплату труда включают в себя любые начисления сотрудникам. Поэтому выплата компенсаций за работу в сложных и вредных условиях будет облагаться налогами на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ.
Налоги на доходы физлиц
В пункте 3 статьи 217 НК РФ указано, что облагаться не будут все формы компенсационных выплат, выдаваемые ФЛ в связи с его выполнением своих трудовых функций. То есть траты на охрану труда не будут считаться базой для исчисления НДФЛ.
Бухгалтерский учет охраны труда
В Приказе №168н указано, что траты на ОТ относятся на эти статьи расходов:
- Траты на обеспечение средствами ИЗ, приобретение молока, санитарные инструменты – все это входит в подстатью 340 «Повышение стоимости материальных запасов».
- Траты на организацию медицинских осмотров, заказ профилактического питания у сторонних фирм – все это включается в подстатью 226 «Прочие услуги».
Все прочие затраты будут фиксироваться по подстатьям с соответствующим названием. При занесении их в ту или иную статью нужно ориентироваться на вид расходов.
В инструкции №25н (10) по бюджетному учету указано, что средства ИЗ, ингредиенты для специального питания заносятся на счет 105 00 000 «Материальные запасы». По дебету счета фиксируются сумма поступивших активов, по кредиту – объем их выбытия.
Используемые проводки
При фиксации расходов на оплату труда используются эти проводки:
- ДТ2 106 04 340 КТ2303 06 730. Начисление страховых взносов по производственным травмам.
- ДТ2106 04 340 КТ2302 09730. Траты на медосмотр.
- ДТ221001 560 КТ2302 09730. НДС по расходам на медосмотр.
- ДТ 210502 340 КТ2302 22730. Оприходование молока.
- ДТ221001 560 КТ2302 2730. Отражение НДС по купленному молоку.
- ДТ210505 340 КТ2302 22730. Оприходование средств ИЗ, купленных за счет работодателя.
- ДТ230209 830 КТ2201 01610. Оплата услуг по медосмотру.
- ДТ210505 340 КТ2302 22730. Приобретение спецодежды за счет взносов.
- ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата спецодежды.
- ДТ230306 830 КТ2105 05440. Одежда направлена в эксплуатацию.
- ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата молока и средств ИЗ.
Порядок отражения расходов по ОТ, если финансирование производилось за счет взносов на травматизм, не установлен. Поэтому компания может сама определить этот порядок.
ВАЖНО! Финансировать охрану труда за счет взносов можно только тогда, когда получено соответствующее разрешение от ФСС. Эта служба также утверждает норму расходования взносов.
Можно ли учитывать траты на воду?
В статьях 163 и 212 ТК РФ указано, что работодатель должен организовать условия сотрудникам для исполнения ими трудовых функций. Он также обязан обеспечить обязанность работы. Однако в НК РФнет перечня трат, которые можно отнести к ОТ. По этой причине у работодателя иногда возникают затруднения. В частности, встает вопрос о том, можно ли относить к ОТ приобретение воды. Ведь она нужна для обеспечения адекватных условий труда.
Что думает по этому поводу Минфин? В его письме №03-03-04/1/408 от 2 декабря 2005 года указано, что траты на покупку питьевой воды принимаются в снижение размера доходов при обложении прибыли только при исполнении ряда условий. В частности, это наличие заключения от эпидемиологической службы о том, что водопроводная вода не может применяться для питья.
В письме Минфина №03-11-04/2/19 указано, что приобретение воды и техники для обогрева не прописано в статье 346.16 НК РФ. Поэтому они не принимаются во внимание при определении базы по налогу, используемому при УСН.
Источник: http://assistentus.ru/buhuchet/finansirovanie-ohrany-truda/
Финансирование мероприятий по охране труда на предприятии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 мая 2012 г. № ТЗ/3159-3-5 О финансировании мероприятий по охране труда
Управлением надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, в пределах компетенции, рассмотрено обращение по вопросу финансирования мероприятий по охране труда, полученное по электронной почте.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) осуществляется, в частности, за счет работодателей (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со статьей 226 ТК РФ и подпунктом 5.2.65(6) Положения о Минздравсоцразвития России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321, издан Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181н, которым утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков включающий мероприятие по проведению в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценку уровней профессиональных рисков (далее — Типовой перечень).
Учитывая, что трудовое законодательство ранее не содержало перечня мероприятий по улучшению условий труда работников, работодатель был вправе использовать предусмотренные на эти цели денежные средства по своему усмотрению. Некоторые работодатели за счет средств, выделенных на финансирование мероприятий по охране труда, осуществляли финансирование мероприятий, не имеющих прямого отношения к улучшению условий труда на рабочих местах. Например, некоторые работодатели в первую очередь решали вопросы социального характера, обеспечивая рабочих горячим питанием и т. п., но не уделяли внимания техническому оснащению рабочих мест. Типовой перечень ориентирован на решение данной проблемы.
Таким образом, применение положений статьи 226 ТК РФ ограничено целевой направленностью проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Минфин России письмом от 9 августа 2011 г. № 03-03-06/4/95 разъяснил работодателям, что затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при условии соответствия их критериям, установленным статьей 252 НК РФ.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в частности, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
По другим вопросам обращения, по нашему мнению, следует руководствоваться положениями налогового законодательства Российской Федерации.
Заместитель начальника Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде — начальник организационно-методического отдела Минздравсоцразвития России |
Н.Н. Калинникова |
Обзор документа
Работодатели (кроме ГУПов и федеральных учреждений) финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
В 2011 г. в Трудовой кодекс (ТК) РФ включили норму, согласно которой типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается уполномоченным федеральным органом.
Данный перечень утвержден 1 марта 2012 г. В частности, он включает аттестацию рабочих мест по условиям труда, оценку уровней профессиональных рисков.
Ранее трудовое законодательство не содержало перечня мероприятий по улучшению условий труда. С учетом этого работодатели могли использовать деньги, предусмотренные на эти цели, по своему усмотрению. Некоторые работодатели за счет средств, выделенных на охрану труда, финансировали мероприятия, прямо не относящиеся к улучшению его условий. Напр., в первую очередь решали вопросы социального характера, обеспечивая сотрудников горячим питанием и т. п., но не уделяли внимания техническому оснащению рабочих мест. Типовой перечень ориентирован на решение данной проблемы.
Таким образом, применение статьи ТК РФ, посвященной финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ограничено целевой направленностью проводимых мероприятий.
В целях налогообложения прибыли затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
К этим прочим расходам, в частности, относятся затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на гражданскую оборону, на лечение профзаболеваний сотрудников, занятых на вредных или тяжелых работах. Это и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70093726/
Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ в статью 226 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 226 ТК РФ
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Источник: http://base.garant.ru/12125268/ab638dabf921ddbdf8ba27dfed32f89a/
Финансирование мероприятий по охране труда
До 1 августа Фонд социального страхования РФ продолжает компанию по приему документов от работодателей на финансирование мероприятий по охране труда.
В чем суть этой кампании?
Работодатели ежемесячно перечисляют в Фонд социального страхования Российской Федерации взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Каждый год организациям предоставляется право часть этих взносов, а именно до 20%, не платить в Фонд, а направить на мероприятия по охране труда.
Эти мероприятия носят профилактический характер и направлены на сокращение уровня производственного травматизма и профзаболеваний работников.
Какие мероприятия можно провести за счет финансирования предупредительных мер?
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
а) проведение специальной оценки условий труда;
б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
г) приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты;
д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено законодательством;
з) приобретение алкотестеров или алкометров;
и) приобретение тахографов;
к) приобретение аптечек для оказания первой помощи;
л) приобретение приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов;
м) приобретение приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ. (В число новых расходов входит покупка оборудования, чтобы обучать работников безопасному ведению работ. Но специалисты Фонда социального страхования предупреждают: за счет этой статьи расходов нельзя покупать компьютер для специалиста по охране труда и оплачивать монтаж системы видеонаблюдения (письмо от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685). В фонде считают, что такие траты не направлены на охрану труда).
На федеральном уровне обязательные мероприятия по охране труда предусмотрены статьёй 212 ТК и приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 г. № 181н которым утверждён Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
Новые требования к расходам на средства индивидуальной защиты
С 1 января 2017 года за счет Фонда социального страхования (ФСС) можно купить средства индивидуальной защиты (СИЗ) российского производства. Сведения о стране-производителе посмотрите в сертификате (декларации) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011.
С 1 августа 2017 года вступило в силу дополнительное условие для покупки спецодежды за счет средств ФСС. Спецодежда должна быть изготовлена из тканей и нетканых материалов, произведенных в России. Правила подтверждения страны-производителя после 1 августа ФСС обещает разъяснить (письмо от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685). Специалисты ФСС, поясняют, что до 1 августа отделения принимают документы без учета требования о стране — производителе ткани.
Что нужно работодателям для получения разрешения на финансирование – какие документы, куда и в какой срок должны представить работодатели?
В срок не позднее 31 июля работодателю необходимо обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в филиал отделения фонда по месту своей регистрации. Все условия данной кампании и перечень документов, которые необходимо представить вместе с заявлением, определен Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
Бланк заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер размещен на сайте отделения фонда r24.fss.ru в подразделе «Финансовое обеспечение предупредительных мер» раздела «Для страхователей».
Какую сумму можно использовать на финансовое обеспечение предупредительных мер?
Объем финансирования для каждой отдельной организации рассчитывается как 20% начисленных за прошлый год взносов за вычетом расходов на выплату обеспечения (это больничные листы и дополнительный отпуск по производственной травме или профзаболеванию), произведенных в прошлом году.
Для организации с численностью работающих до 100 человек, которая в двух предыдущих годах не обращалась за финансированием, сумма рассчитывается как 20 % начисленных страховых взносов за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования за три предыдущих года.
В каком случае Фонд социального страхования РФ может отказать организации в выделении средств на финансирование мероприятий по охране труда?
а) если на день подачи заявления у организации имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
г) при представлении неполного комплекта документов.
Можно ли подать заявление на финансовое обеспечение предупредительных мер в электронном виде через Единый портал государственных услуг?
В целях удобства, оперативности и экономии времени организациям предоставляется возможность подачи заявления в форме электронного документа через официальный интернет-портал государственных услуг www.gosuslugi.ru. В этом случае заявление подписывается простой или усиленной квалифицированной электронной подписью, а документы, обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мероприятий, представляются в филиал Фонда социального страхования РФ на бумажном носителе в течение 3-х рабочих дней с момента направления заявления.
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете обратиться за разъяснениями в филиалы отделения Фонда по месту регистрации организации по телефонам, указанным на сайте регионального отделения r24.fss.ru, а также к специалистам отдела страхования профессиональных рисков отделения Фонда по телефону: 8 (391) 268-71-89.
Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Источник: http://olgasofronova.ru/finansirovanie-meropriyatij-po-oxrane-truda.html
Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
На основе «Рекомендаций по организации мероприятий по охране труда», утверждённых постановлением Минтруда РФ N11 от 27 февраля 1995 года, разрабатываются планы мероприятий по охране труда.
Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре и соглашения по охране труда с учётом предложений Рострудинспекции и других федеральных органов надзора, работодателя и трудового коллектива.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному соглашению сторон.
Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.
Планирование мероприятий по охране труда классифицируется на перспективное, годовое и оперативное.
- · Перспективное планирование включает в себя разработку комплексного плана улучшения условий и охраны труда. Разработке этого плана предшествует анализ состояния условий и охраны труда и результатов аттестации рабочих мест.
- · Годовое планирование включает, как правило, часть комплексного плана и коллективный договор (соглашение) по охране труда.
- · Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач. В составлении плана мероприятий по охране труда участвуют все отделы и службы предприятия. Проект плана рассматривается на совместном заседании профкома и администрации и утверждается работодателем.
На предприятиях, в соответствии с существующим законодательством, периодически должны проводиться проверки состояния условий труда, обновляться данные санитарно-технической паспортизации.
Ряд мероприятий по улучшению условий труда, как правило, закладывается в коллективном договоре или отдельном соглашении по охране труда, который заключается между работодателем (администрацией) и коллективом. Конкретные условия могут быть оговорены и при заключении индивидуального трудового соглашения (контракта).
В настоящее время большинство предприятий должны включать в комплексные и годовые планы мероприятий по охране труда и работы по проведению сертификации на соответствие требованиям по охране труда.
Эти мероприятия должны быть выполнены в соответствии с постановлением Минтруда РФ N 64 от 3 ноября 1995 года «Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда».
В соответствии с «Временными правилами сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда», утверждёнными данным постановлением Минтруда РФ, по результатам сертификации органами по труду субъектов Российской Федерации выдаётся сертификат соответствия одной из трёх категорий:
- · сертификат соответствия категории I выдаётся, если аттестовано не менее 90% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 6 месяцев после выдачи сертификата соответствия;
- · сертификат соответствия категории П выдаётся, если аттестовано не менее 75% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 12 месяцев после выдачи сертификата соответствия;
- · сертификат соответствия категории Ш выдаётся, если аттестовано не менее 50% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 24 месяцев после выдачи сертификата соответствия.
Аттестация рабочих мест выполняется в соответствии с постановлением Минтруда РФ N12 от 14 марта 1997 года «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».
Для подготовки к аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях составляется перечень рабочих мест и выявляются опасные и вредные факторы производственной среды.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест работодатель приказом создаёт аттестационную комиссию.
Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений на рабочих местах (освещённости, шума, вибрации к др.).
Контроль за выполнением мероприятий по охране труда осуществляет администрация, выборный представительный орган коллектива (профком) и специально созданная на основе законодательства совместная комиссия (при числе работающих более 10 человек).
Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии со статьёй N19 федерального закона «Об основах охраны труда в РФ». В частности:
- · Финансирование осуществляется в рамках соответствующих целевых программ за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом могут быть использованы средства, полученные из сумм штрафов, налагаемых за нарушение законодательства по охране труда и добровольных взносов организаций и физических лиц.
- · Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.
В отраслях экономики, субъектах РФ и в организациях могут создаваться фонды охраны труда.
Источник: http://vuzlit.ru/787822/planirovanie_finansirovanie_meropriyatiy_ohrane_truda
Предприятие проводит мероприятия по охране труда
Шишкоедова Н. Н., налоговый консультант
Журнал «Учет в производстве» № 11, ноябрь 2011 г.
Предприятия обязаны проводить и финансировать мероприятия по улучшению условий и охране труда своих работников. Учитывая разъяснения чиновников, рассмотрим, что именно должны делать работодатели и как правильно учесть возникающие при этом расходы.
Какие мероприятия проводить
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатели обязаны создавать безопасные условия и обеспечивать охрану труда. В частности, предприятие должно обеспечить:
– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, при использовании инструментов, сырья и материалов, при осуществлении технологических процессов;
– условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствуют требованиям охраны труда;
– выдачу за счет собственных средств специальной одежды, обуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
– аттестацию рабочих мест;
– проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, внеочередных медосмотров.
Финансирование мероприятий по охране труда
Как прописано в статье 226 Трудового кодекса РФ, мероприятия по улучшению условий и охраны труда финансируются прежде всего за счет бюджетных средств. Также они могут оплачиваться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Но самое главное, что затрагивает все предприятия, – это закрепленная в статье 226 Трудового кодекса РФ обязанность работодателей (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) финансировать данные мероприятия в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Налоговый учет – расходы признаются
Естественно, возникает вопрос: а можно ли учесть расходы работодателя на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в целях налогообложения прибыли?
Да, можно. Основание для этого – подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
И это подтвердили специалисты Минфина России в письме от 9 августа 2011 г. № 03-03-06/4/95.
О возможности налогового учета некоторых расходов, связанных с улучшением условий труда работников, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ чиновники говорили и раньше. К примеру, они поясняли, что можно признавать расходы на проведение медосмотров, предусмотренных требованиями законодательства (письмо Минфина России от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/196).
А также расходы на содержание созданных на территории предприятия здравпунктов, в которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на вредных и тяжелых работах (письмо Минфина России от 4 марта 2010 г. № 03-03-06/1/109).
Бухучет расходов
Учет операций, связанных с финансированием расходов на обеспечение мероприятий по улучшению условий труда и по охране труда, ведут в общеустановленном порядке.
ООО «Производственник» в октябре 2011 года провело периодический медосмотр работников, которые трудятся во «вредном» цехе. Стоимость услуг медицинской организации по медосмотру составила 300 000 руб. Бухгалтер сделал такие записи:
ДЕБЕТ 20 (25) КРЕДИТ 60
– 300 000 руб. – отражены расходы на проведение медосмотра работников;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 300 000 руб. – оплачены услуги специализированной медицинской организации.
При приобретении спецодежды нужно учитывать требования Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).
Так, если срок эксплуатации спецодежды согласно нормам ее выдачи не превышает 12 месяцев, ее стоимость можно списывать единовременно в момент передачи (отпуска) сотрудникам организации.
В остальных случаях переданная в эксплуатацию спецодежда переводится на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы» («Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»).
После этого ее стоимость ежемесячно списывается на расходы в течение всего срока полезного использования спецодежды.
Финансирование расходов за счет соцстраха
Некоторые расходы, направленные на профилактику профзаболеваний и сокращение производственного травматизма работников, можно профинансировать за счет взносов в ФСС России на травматизм.
Правила финансового обеспечения таких мероприятий утверждаются ежегодно. Правила на 2011 год утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11 февраля 2011 г. № 101н.
Воспользоваться такой возможностью могут предприятия, которые подали пакет документов в территориальный орган соцстраха в срок до 1 августа 2011 года и получить соответствующее разрешение.
Общий объем средств, направляемых на финансирование предупредительных мер в 2011 году, не может превышать 20 процентов от суммы страховых взносов, которые были начислены организацией за 2010 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по «несчастному» страхованию (больничных, дополнительных отпусков), которые были произведены в том же 2010 году.
На сумму расходов, «разрешенных» фондом и фактически осуществленных в 2011 году, можно уменьшить сумму страховых взносов на травматизм за 2011 год.
Перечень разрешенных мероприятий
За счет ФСС России в текущем году можно финансировать расходы на:
1) проведение аттестации рабочих мест;
2) реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями;
3) обучение по охране труда определенных категорий работников, в частности:
– работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда, а также руководителей таких организаций;
– руководителей и специалистов служб охраны труда;
– членов комитетов (комиссий) по охране труда;
– уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
4) приобретение средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также смывающих и обезвреживающих средств;
5) санаторно-курортное лечение работников, занятых на вредных работах;
6) проведение обязательных периодических медосмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами;
7) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых такое питание предусмотрено Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н;
8) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры);
9) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
После завершения запланированных мероприятий, согласно пункту 10 Правил, нужно представить все документы, подтверждающие произведенные расходы, в территориальный орган ФСС России. Траты, которые не будут подтверждены, к зачету в счет уплаты страховых взносов не принимаются.
Безусловно, необходимо вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС России отчет об их использовании. Правда, форма такого отчета Правилами не установлена.
Поэтому лучше всего по вопросу о том, по какой форме нужно отчитываться, обратиться в свой территориальный орган соцстраха.
Отметим, что в прошлом году ФСС России рекомендовал использовать для этих целей форму, приведенную в письме от 30 апреля 2010 г. № 02-03-10/07-4138.
Бухгалтерский учет расходов
Финансирование мероприятий по профилактике травматизма и профзаболеваний фактически производится за счет средств, начисленных в ФСС России – в тот фонд, в который производится уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и заболеваний.
При этом сам ФСС России – это государственный внебюджетный фонд.
Значит, при отражении операций по финансированию подобных мероприятий нужно исполнять требования ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н). Таким образом, на дату получения решения из фонда о том, что те или иные предупредительные меры разрешается профинансировать за счет средств соцстраха, сумму причитающегося целевого финансирования нужно отразить проводкой:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– отражена сумма целевого финансирования.
Далее по мере осуществления расходов сумма использованного целевого финансирования переносится с дебета счета 86 в кредит счетов 91 «Прочие доходы и расходы» (при финансировании текущих расходов) или 98 «Доходы будущих периодов» (при финансировании капитальных расходов и расходов на приобретение материальных ценностей).
Если по материальным ценностям, работам и услугам, приобретаемым в ходе подобных мероприятий, организация предъявила к вычету «входной» НДС, восстанавливать его не нужно. То, что данные расходы полностью или частично финансируются за счет средств ФСС России, никак не влияет на вычеты.
Об этом сказано в письме Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/615.
ООО «Производственник» в июле 2011 года подало комплект документов в территориальный орган ФСС России для финансирования расходов на проведение медосмотров работников, занятых в основном производстве.
Стоимость услуг медицинской организации по проведению медосмотра составила 300 000 руб. При этом за счет средств фонда будет профинансировано 200 000 руб. А разница в размере 100 000 руб. финансируется за счет средств предприятия.
Медицинский осмотр был проведен в октябре.
Бухгалтер составил такие записи.
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– 200 000 руб. – отражено целевое финансирование в размере утвержденного объема финансирования.
ДЕБЕТ 20 (25) КРЕДИТ 60
– 300 000 руб. – отражены расходы на проведение медосмотра работников;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 300 000 руб. – оплачены услуги специализированной медицинской организации;
ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 200 000 руб. – признана в составе доходов сумма использованного целевого финансирования;
ДЕБЕТ 69 КРЕДИТ 76
– 200 000 руб. – зачтена сумма использованного финансирования в счет уменьшения начисленных страховых взносов на травматизм.
Если предприятие финансирует мероприятия за счет своих средств, то произведенные расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли. В случае если они засчитываются в счет уплаты взносов на травматизм, о проведенных мероприятиях придется отчитаться в фонд, представив не только отчет, но и документы, подтверждающие оплату.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a134855/365089.html
Юрист с рабочим стажем более 28 лет.