Дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения могут нести

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Окружающая среда в настоящий момент подвергается множеству влияний, которые в основном оказывают негативный эффект. Можно много говорить о том, что и как влияет на природу мира, но очевидным остается тот факт, что человек здесь играет решающую роль. И если никак не контролировать деятельность субъектов, в частности, должностных лиц производственных предприятий, то это может иметь необратимее последствия.

Именно поэтому с целью контроля и регулирования ситуации в России есть такое понятие как дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения. Кроме того, есть и другие виды ответственности, о которых и расскажем далее.

Какие виды ответственности может понести субъект за нарушение

От экологической ситуации в стране, регионе, городе и т.д. зависит многое. Но самое главное – от этого зависит здоровье человека, продолжительность его жизни, а также состояние флоры и фауны во всем мире. Уже давно доказано взаимосвязь всего живого на планете. Именно поэтому правильно разработанный и реализуемый контроль над экологической ситуацией нацелен, если не полностью решить проблемы окружающей среды, то хотя бы минимизировать риски чрезвычайных событий.

Экологический контроль – это:

  • совокупность определенных мер и действий, которые направлены на выявление или предотвращение нарушений законодательства в сфере охраны и защиты окружающей среды;
  • действия, направленные на обеспечение выполнения и соблюдения субъектами деятельности и обычными гражданами установленных нормативов, требований, законов в сфере охраны окружающей природы.

В рамках экологического контроля предусмотрена ответственность, которую могут нести нарушители. При этом, почему-то люди считают, что ответственность ограничена только дисциплинарной ответственностью. Хотя на деле в действующих нормативно-правовых документах предусмотрен ряд других видов ответственностей.

И все виды ответственности сравним в таблице.

Таблица – Характеристика видов ответственности за экологические нарушения

В настоящий момент законодательство предусматривает два вида ответственности;

· За нарушения общего характера, которые имеют влияние на окружающую среду в целом;

· За преступления особого характера, которые совершены конкретно против определенного объекта, природной зоны и т.д.

Таким образом, существует несколько видов ответственности, которую может понести правонарушитель. Но материальная и дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наиболее популярные, именно о них и пойдет речь далее.

Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства

Дисциплинарная ответственность в сфере любого законодательства характеризуется следующими признаками:

  • Возникает только тогда, когда есть факт зафиксированного дисциплинарного поступка;
  • Дисциплинарный поступок связан с нарушением нормативно-правовых актов РФ;
  • К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены только работники, с которыми у руководства предприятия возникли трудовые отношения. Привлекаться к такой ответственности работники, работающие по гражданско-правовым договорам, не могут.

При этом реализация дисциплинарной ответственности выражается в том, что ее могут применять только руководители компаний и лица, обладающие такой властью. А сама ответственность может выражаться исключительно в дисциплинарных мерах, одной из которых может стать прекращение трудовой деятельности – увольнение с должности.

Общие виды дисциплинарной ответственности могут выражаться в следующем:

  • Замечание со стороны руководителя;
  • Выговор с занесением или без в трудовую книжку;
  • Увольнение.

Все. На этом виды такой ответственности исчерпываются. Но это в соответствии с законодательством. Руководители и собственники компании имеют право своими внутренними документами закрепить другие виды дисциплинарной ответственности. Это должно найти свое отражение в Уставе.

Что же такое дисциплинарная ответственность за экологическое правонарушение? Это определенный вид ответственности юридического характера, которая возникает у работника за:

  • противоправное действие или бездействие;
  • невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанностей, связанных с защитой и охраной окружающей среды;
  • нарушение экологического законодательства, затрагивающего трудовые функции и обязанности штатного работника.

Это более обтекаемые примеры. Но пример из практики: начальник склада должен был утилизировать отходы путем заключения договора с утилизирующей компанией. Договор заключен не был, вредные отходы не были утилизированы, а хранились просто на складе, захламляя территорию.

Нужно понимать следующее: нести дисциплинарную ответственность работник может только в том случае, если такое нарушение было осуществлено исключительно в процессе осуществления должностных обязанностей сотрудника. Или невыполнение каких-то норм экологического законодательство нарушало нормы действующего трудового договора и должностной инструкции.

Если же сотрудник нарушает экологическое законодательство не в рамках своих должностных обязанностей, следовательно, он не может нести именно дисциплинарный вид ответственности.

Если же возник прецедент, когда к работнику были применимы меры дисциплинарной ответственности не в рамках его должностных обязанностей, то он может оспорить такое решение руководства в судебном порядке, требуя не только возобновления на должности, но и выплату материального ущерба.

Примеры дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения:

  • Работником нанесен ущерб окружающей среде. Например, было осуществлено загрязнение водных ресурсов, реализована несанкционированная вырубка леса;
  • Производилось использование некоторых природных ресурсов в собственных целях. Например, сбор редких растений;
  • Нарушены правила пользования конкретными природными объектами.

Процедура применения дисциплинарной ответственности должна быть строго соблюдена:

  • После обнаружения факта нарушения руководитель обязан потребовать письменное объяснение от сотрудника о причинах такого нарушения;
  • В случае отказа со стороны работники предоставлять письменное объяснение правонарушения руководитель должен составить акт отказа. Для этого необходимо привлечь двух свидетелей;
  • Взыскание должно применяться в строго установленные временные рамки – не позже, чем в течение месяца после факта обнаружения дисциплинарного нарушения;
  • По факту применения дисциплинарной ответственности к правонарушителю должен быть подписан соответствующий приказ;
  • Работник-нарушитель должен быть ознакомлен с приказом не позже, чем через три дня после его подписания.
Читайте так же:  Выставление требования об уплате задолженности по кредиту

Если дисциплинарная ответственность за экологическое нарушение реализуется не путем увольнения, а другими методами, то срок действия взыскания составляет 1 год с момента его применения. Но по желанию работодателю этот срок может быть уменьшен. Для этого должно быть издано также соответствующее распоряжение.

Материальная ответственность за экологические правонарушения

Материальная ответственность достаточно тесно связана с дисциплинарной ответственностью Можно сказать, что материальная ответственность является последствием дисциплинарного правонарушения.

Материальная ответственность – это процесс возмещения материальных потерь предприятия вследствие неправомерных действий или ненадлежащей работы сотрудника компании в сфере охраны окружающей среды.

Субъектами такого вида ответственности также являются только штатные работники. А реализовать его могут руководители и другие должностные лица, у кого есть такие полномочия.

Главным отличием такой ответственностью является то, что она имеет ограничение – лимит на некую часть заработка, в рамках которой сотрудник и выплачивает ущерб, нанесенный предприятию. Как правило, с сотрудника имеют право взыскивать ежемесячно не более 20-30% от размера заработной платы. Но лимит может быть увеличен до 50%. Все зависит от категории работника, уровня его заработной платы и наличия несовершеннолетних детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://raszp.ru/spravochn/disciplinarnaya-otvetstvennost-za-yekologicheskie-pravonarusheniya.html

Экологическое право России

Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность — разновидность юридической ответственности. Основанием ее применения является наличие в совершенном лицом деянии признаков состава административною экологического правонарушения, которые устанавливаются правовыми нормами, содержащими запрет и санкцию за его совершение. Административная ответственность установлена нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), введенного в действие с 1 июля 2002 г.

Административная ответственность — это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством.

Административная ответственность применяется в целях:

  • восстановления социальной справедливости;
  • предупреждения новых правонарушений со стороны правонарушителя (частная превенция);
  • предупреждения новых правонарушений со стороны других лиц (общая превенция).

Административная ответственность основывается на следующих принципах:

  • законности;
  • гласности;
  • гуманизма;
  • уважения прав человека;
  • равенства перед законом;
  • презумпции невиновности;
  • привлечения к ответственности только при установлении вины (субъективное вменение);
  • разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

Административная ответственность характеризуется следующими признаками:

  • основанием привлечения к административной ответственности является административное правонарушение;
  • правовым источником установления административной ответственности является законодательство об административной ответственности РФ и субъектов РФ (КоАП РФ и законы об административных правонарушениях субъектов РФ);
  • к административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица;
  • по характеру претерпеваемых правонарушителем последствий противоправного поведения административная ответственность выражается в применении к виновному административных наказаний;
  • субъектами, обладающими юрисдикционными полномочиями в сфере привлечения к административной ответственности, могут быть судьи, органы и их должностные лица;
  • привлечение к административной ответственности осуществляется в форме производства по делам об административных правонарушениях;
  • правовым последствием применения к виновному административного наказания является признание его подвергнутым административной ответственности в течение года с момента совершения административного правонарушения.

В отличие от дисциплинарной ответственности, административная носит надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, а судами, органами, должностными лицами, комиссиями, специально уполномоченными лицами, обладающими полномочиями возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Административные правонарушения в сфере природопользования являются относительно опасными по сравнению с уголовными преступлениями, но в силу своей массовости характеризуются как общественно вредные. В законе не предусмотрено определение общего понятия экологического правонарушения, которое можно было бы применить к нарушителям природоохранных правил.

За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Вышесказанное в полной мере относится и к административной ответственности за экологические административные правонарушения.

Специфика административной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды заключается в следующем:

  • она применяется за совершенное экологическое правонарушение в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • объектом состава экологического правонарушения является совокупность общественных отношений, складывающихся в области использования и охраны земель, недр, водных объектов, атмосферного воздуха, лесов, животного и растительного мира;
  • к ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды могут быть привлечены физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду;
  • административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении к виновному таких мер наказания, как административный штраф, исчисляемый в величинах, кратных МРОТ, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • к административной ответственности за экологические правонарушения привлекаются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также должностные лица и юридические лица.

Административное экологическое правонарушение — это совершенное в области природопользования и охраны окружающей природной среды противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Читайте так же:  Призыв в армию азербайджана

Выделяют следующие виды административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования:

Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления. Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл. 8) предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судами (мировыми судьями, юродскими (районными) судьями), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурами, подразделениями и территориальными органами, органами власти и управления субъектов РФ в соответствии с установленной законодательством подведомственностью.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 22.3, ч. 1, п. 37, 38, 39 и 41 ч. 2 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями 1 См.: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2004 г. No 278 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях». :

• 8.1, 8.2, 8.4. 8.5, 8.6, 8.19, 8.21, 8.22, 8.23, 8.31 (ч. 2 и 3), 14.1 (ч. 2 и 3), 14.26, 17.7, 17.9, 19.4 (ч. 1), 19.5 (ч. 1), 19.6, 19.7 и 19.20. в пределах компетенции органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

• 7.19, 9.7, 9.8, 9.9, 9.10, 9.11, 9.12, 11.20, 14.1 (ч. 2 и 3), 17.7, 17.9, 19.4 (ч. 1), 19.5 (ч. 1), 19.6, 19.7 и 19.20, в пределах компетенции органов государственного энергетического надзора;

• 7.2 (ч. 2) (об уничтожении и о повреждении маркшейдерских информационных знаков, знаков горно-санитарных зон и округов), 7.3, 7.4. 7.5, 7.7, 7.10. 7.19, 8.7 (в части невыполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки полезных ископаемых), 8.9, 8.10, 8.11, 8.17 (ч. 1 и 3), 8.19, 8.39 (об административных правонарушениях, совершенных на территориях горно-санитарных зон и округов), 9.1, 9.2, 9.5 (ч. 2), 9.7, 9.8, 9.10, 9.11, 11.20, 14.1 (ч. 2 и 3). 14.26, 17.7, 17.9, 19.2, 19.4, 19.5 (ч. 1), 19.6. 19.7, 19.19 (ч. 1 и 2), 19.20, 19.22 и 20.4 (ч. 1- 3), в пределах компетенции органов государственного горного и промышленного надзора;

• 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о радиационной обстановке), 9.6. 14.1 (ч. 2 и 3), 17.7, 17.9, 19.2, 19.4 (ч. 1), 19.5 (ч. 1), 19.6, 19.7 и 19.20, в пределах компетенции органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.

В центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять следующие должностные лица:

  • руководитель или лицо, исполняющее его обязанности, заместители руководителя;
  • начальники управлений и их заместители, начальники отделов в составе управлений и их заместители и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.

В территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять следующие должностные лица:

  • руководители территориальных органов и их заместители;
  • начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители, главные государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.

Источник: http://isfic.info/ecolog/nikar29.htm

Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»

В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности:

  1. административная ответственность;
  2. уголовная ответственность;
  3. гражданско-правовая ответственность;
  4. дисциплинарная ответственность.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаюется следующие виды ответственности:

  1. имущественная;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Основание юридической ответственности за экологические правонарушения:

  • совершение экологического правонарушения — виновного противоправного деяния (действия или бездействия), нарушающего нормы экологического законодательства.

Исключением из общего правила является возможность привлечения к ответственности за правомерное поведение в случае причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате эксплуатации источников повышенной опасности (объектов атомной энергетики, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений), при этом причинитель вреда возмещает вред в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства.

  • причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Читайте так же:  Алименты по соглашению судебная практика

Проблемы привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения:

  1. сложность определения в общем виде состава экологического правонарушения, который можно было бы распространить на экологические преступления, административные правонарушения, деликты и дисциплинарные проступки;
  2. сложность выделения родовых признаков в отношении объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Например, у экологических преступлений , за редким исключением, состав материальный, то есть преступление считается оконченным при наступлении вредных последствий , следовательно, в объективную сторону должны быть включены в качестве обязательных признаков вред и причинно-следственная связь между вредом и наступившими последствиями.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности наличие вреда также является обязательны м.

Видео (кликните для воспроизведения).

В отношении административных правонарушений законодательством установлены формальные составы , иными словами, доказательств факта наличия вреда окружающей среде и причинно-следственной связи не требуетс я.

Уголовная и административная ответственность

Одним из сложных практических вопросов является квалификация экологических правонарушений как уголовных преступлений или административных проступков. Высказываются мнения о латентности экологической преступности, поскольку в связи с трудностью доказывания умышленного совершения деяний и причинно-следственной связи между действием или бездействием и наступившими последствиями, на практике вместо уголовной ответственности виновное лицо нередко привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности.

В УК РФ и КоАП РФ в отношении экологических преступлений и правонарушений можно выявить похожие составы по способам описания диспозиций норм. К таким составам можно отнести, например, ст. 8.1. КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» и ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». И в том, и в другом случае ответственность наступает за нарушение правил охраны окружающей среды (экологических требований) на различных стадиях хозяйственной деятельности: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий и иных объектов, с той лишь разницей, что для квалификации деяния как преступления, необходимо наступление вредных последствий в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Определенную ясность при квалификации деяний как экологических преступлений или административных правонарушений вносят разъяснения вышестоящих судов. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» указал, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Таким образом, главное отличие экологических преступлений от административных проступков заключается в более высокой степени их общественной опасност и, кроме того, указанные экологические правонарушения отличаются по признакам их объективной стороны, предмету и формам вины.

Помимо уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения, устанавливается еще два вида ответственности – гражданско-правовая и дисциплинарная.

Гражданско-правовая ответственность

Если речь идет о возмещении вреда окружающей среде , то необходимо говорить о гражданско-правовой ответственности. Как показывается судебная практика и научные источники, сфера применения гражданско-правовой ответственности распространяется и на природоохранные отношения. Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и потому обладает всеми свойственными ей признаками: возможностью применения государственно-принудительного воздействия, а также санкций, являющихся мерами юридической ответственности.

Содержанием гражданско-правовой ответственности является применение к правонарушителю санкций, которые вызывают отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения на правонарушителя новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.

В общем виде гражданско-правовую ответственность можно определить как претерпевание субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.

В теории гражданского права в зависимости от основания возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на:

  • договорную (по договору);
  • внедоговорную или деликтную (по закону).

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с исполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей , лежащих на нем в силу договора с потерпевшей стороной, а также в тех случаях, когда исполнением договорных обязанностей причинен вред жизни или здоровью гражданина.

Основанием гражданско-правовой ответственности, как правило, является наличие в действии (бездействии) состава гражданского правонарушения. В некоторых случаях ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц; поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные законом или договором .

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает при неисполнении трудовых, служебных обязанностей. Применение дисциплинарной ответственности регламентируется ТК РФ и соответствующими специальными нормативными актами локального характера — уставами, правилами внутреннего распорядка, коллективным договором и т.п.

Фактическим основанием дисциплинарной экологической ответственности является дисциплинарный проступок, который предоставляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с выполнением экологических требований. Необходимо обратить внимание, что дисциплинарный проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей.

Читайте так же:  Кредиторская задолженность при ликвидации предприятия

В ст. 192 ТК РФ предусмотрены три разновидности дисциплинарных взысканий:

Этот перечень не является исчерпывающим: в Федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине может предусматриваться применение иных взысканий к работникам. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение, но его непредоставление не является препятствием для применения взыскания в отношении работника.
Особенностью дисциплинарных взысканий являются сроки их применения — не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по заявлению представительного органа организации по правилам, предусмотренным ст. 195 ТК РФ.

В юридической литературе нередко высказывалось мнение о наличии самостоятельной эколого-правовой ответственности , которая включает в себя имущественную, уголовно-правовую, административную и дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения. Но говорить о подобном понимании «эколого-правовой ответственности» можно лишь с точки зрения науки экологического права, как о комплексном институте, включающем в себя положения о различных видах юридической ответственности за экологические правонарушения.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/vidi-iuridicheskoy-otvetstvennosti-za-narushenie-zakonodatelstva-v-oblasti-ochrani-okruzhaiuschey-sredi

Правоведение

Заказывайте ленту выпускника, значки, гирлянды, воздушные шары

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Ответственность за экологические правонарушения — это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вызванные совершением экологического правонарушения. Эколого-правовая ответственность предусмотрена экологическим законодательством и возлагается специально уполномоченными на то государственными органами. Основанием эколого-правовой ответственности является причинение вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Состав экологического правонарушения, являющегося основанием эколого-правовой ответственности, включает единство следующих элементов: противоправности деяния (как действия, так и бездействия); наличия вреда или реальной угрозы причинения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу; причинная связь между противоправным поведением и наступившим экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается возложение на нарушителя природоохранных норм обязанности претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет четыре основные функции:

  • превентивную — предупреждение новых экологических правонарушений;
  • стимулирующую к соблюдению экологических норм;
  • компенсационную — возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;
  • карательную — наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам юридической ответственности.

Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях.

В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:

  • невыполнение экологических требований;
  • нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;
  • причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

  • несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);
  • несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
  • нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Ко второй группе экологических проступков относятся:

  • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);
  • нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);
  • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);
  • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

К третьей группе экологических проступков относятся:

  • порча земли (ст. 8.6);
  • незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);
  • уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.
Читайте так же:  Жалоба на бездействие пристава по алиментам

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Составы экологических преступлений предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ — ст. 246; порча земли — ст. 254; незаконная охота — ст. 258; загрязнение вод — ст. 250 и т. д.).

К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид — ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики — ст. 215 и т. д.).

К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность — ст. 293; превышение должностных полномочий — ст. 286; служебный подлог — ст. 292

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.

Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется косвенным умыслом преступника, когда он осознает нарушение установленных правил, предвидит возможность наступления негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека и сознательно допускает их наступление, либо относится к этому безразлично. В ряде составов экологических преступлений вина выражается в форме неосторожности.

Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.


Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

Требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://isfic.info/pravov/rosp137.htm

Дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения могут нести
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here