Аудиторское заключение коммерческая тайна

Вопрос: Заместитель директора нашего предприятия без согласия директора передал аудиторское заключение (ежегодная проверка) учредителю. Какая информация является «коммерческой тайной»? Как правильно отразить в трудовом договоре положения о коммерческой тайне? Является ли коммерческой тайной заключение аудитора? (журнал «Аудитор», июнь 2000 г., N 7)

Заместитель директора нашего предприятия без согласия директора передал аудиторское заключение (ежегодная проверка) учредителю. Какая информация является «коммерческой тайной»? Как правильно отразить в трудовом договоре положения о коммерческой тайне? Является ли коммерческой тайной заключение аудитора?

При решении вопроса, является та или иная информация коммерческой тайной, все субъекты правоприменительной деятельности должны руководствоваться положениями ст. 139 Гражданского Кодекса РФ, которая гласит: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами».

Условие о соблюдении коммерческой тайны должно быть оформлено в трудовом договоре, перечень сведений, составляющих ее, для конкретного работника должен быть сформулирован предельно точно, не ограничиваясь общим положением об обязанности соблюдать конфиденциальность полученной в процессе работы информации. Работник должен четко представлять, что он обязан хранить, а у работодателя не должно быть затруднений, связанных с доказательствами невыполнения работником соответствующей обязанности. Можно издать приказ по предприятию, в котором определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Но одного только приказа недостаточно, так как для разных категорий работников коммерческая тайна может иметь различное содержание.

Последствия невыполнения работником обязанности по сохранению коммерческой тайны могут быть следующими: В рамках трудового отношения работодатель может подвергнуть работника двум видам ответственности — дисциплинарной и материальной. В соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ мерами дисциплинарного взыскания являются: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение по соответствующим пунктам ст.ЗЗ, 254 КЗоТ РФ. Процедура наложения дисциплинарных взысканий предусмотрена ст. 136 КЗоТ РФ «Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий», которая предусматривает, что «до применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение; дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения».

Кроме того, в Вашем случае действуют нормы Федерального закона «Об акционерных обществах», в частности, Ст. 89 предусмотрено, что Общество обязано хранить следующие документы:

— устав общества, изменения и дополнения, внесенные в устав общества, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании общества, свидетельство о государственной регистрации общества;

— документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;

— внутренние документы общества, утверждаемые общим собранием акционеров и иными органами управления общества;

— положение о филиале или представительстве общества;

— годовой финансовый отчет;

— проспект эмиссии акций общества;

— документы бухгалтерского учета;

— документы финансовой отчетности, представляемые в соответствующие органы;

— протоколы общих собраний акционеров общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

— списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категории (типа) принадлежащих им акций;

— заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

— иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

2. Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном для акционеров, кредиторов общества и иных заинтересованных лиц».

Статьей 91 названного закона предусмотрено следующее: «Общества обеспечивает акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего федерального закона, за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа общества».

Акт аудитора не является «документом бухгалтерского учета», поэтому акционер вправе ознакомиться с названым документом.

В Уставе можно предусмотреть особый порядок получения акционером информации о деятельности Общества, который на противоречит ст. 91 Закона «Об акционерных обществах»: предоставлять информацию имеет право только Генеральный директор Общества и только по запросу акционера.

Большую роль в данном случае имеет и личность лица, которому Ваш заместитель передал акт аудиторской проверки. Если следовать нормам законодательства таким лицом в Вашем случае может быть только Генеральный директор юридического лица — акционера. Либо, лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия (доверенность).

Вы, как Генеральный директор можете рассмотреть данный проступок Вашего подчиненного как грубое нарушение трудовых обязанностей т.к. степень тяжести проступка определяется по усмотрению руководителя, обладающего правом найма и увольнения лиц, названных в п. 1 ст. 254 КЗоТ, о чем подробно изложено выше.

Обращаем Ваше внимание на то, что при обращении уволенного работника в суд (а в данном случае это является наиболее вероятным) судом будут тщательно исследованы все обстоятельства дела и при обнаружении малейшего отклонения от норм законодательства при процедуре увольнения, будет велика вероятность вынесения решения о восстановлении на работе.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Читайте так же:  Сумма выплат по военной ипотеке

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/7980074/

Аудиторская тайна. Сущность и содержание

Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осуществляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, появились в Англии. Первые упоминания об аудиторах относятся к XIX в. Но датой рождения аудита принято считать 1844г., когда в Англии выходит закон об акционерных компаниях, согласно которому их правления должны были ежегодно отчитываться перед акционерами, причем отчет должен был быть проверен и подтвержден специальным человеком — независимым аудитором.

В настоящее время в России функционирует несколько тысяч небольших отечественных аудиторских фирм (с численностью до 2-3 десятков человек) и индивидуальных предпринимателей-аудиторов, несколько десятков достаточно крупных российских аудиторских фирм (с численностью до нескольких сотен человек) и несколько десятков иностранных аудиторских фирм (Большая пятерка и некоторые другие западные фирмы) [9, с. 7-8].

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

История развития аудита выявила ряд профессиональных принципов, без соблюдения которых аудит теряет всякий смысл. К таким принципам относятся: независимость, честность, объективность, добросовестность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессионализм поведения [8, с. 31].

Независимый аудит проводится в целях определения достоверности финансовых показателей бухгалтерской отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Его органами являются аудиторские организации и (или) индивидуальные аудиторы.

Свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица аудитор выражает в официальном документе — аудиторском заключении. Аудиторское заключение предназначено для пользователей бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия — юридических и физических лиц, органов государственной (местной) власти и управления.

Заключение может быть нескольких видов: безоговорочно положительное; модифицированное путем включения абзаца, привлекающего внимание к какому-либо аспекту; модифицированное путем включения оговорки; отрицательное; заключение с отказом от выражения мнения [9, с. 16-17].

Одной из важнейших обязанностей аудитора является сохранение аудиторской тайны.

Аудиторская тайна — это любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

  • 1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия; аудит бухгалтерский отчетность тайна
  • 2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • 3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг [4, статья 9].

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее — уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к таким сведениям, на основании Закона об аудите и иных нормативных правовых актов РФ аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков (Федеральный закон № 164-ФЗ).

Уполномоченные лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность сведений в отношении деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут известны им в ходе проведения проверки качества.

Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

Рассмотрим понятие коммерческой тайны. Потребность в защите информации привела к появлению в российском законодательстве на рубеже 1990-х гг. категории «коммерческая тайна». Так, в п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 28.03.2002 № 32-ФЗ) записано, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к такой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции, включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов.

Важная роль в регулировании отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит Федеральному закону от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В этом Законе дано понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая тайна.

Из ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы.

Читайте так же:  Дисциплинарное взыскание кодекс

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).

Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых работ» в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.

Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне).

Публикация или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:

  • · в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;
  • · с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;
  • · в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;
  • · в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам [8, с. 107-110].

Список использованной литературы

  • 1. Гражданский кодекс РФ № 51-ФЗ от 30.11.1994.
  • 2. Налоговый кодекс РФ № 146-ФЗ от 31.07.1998.
  • 3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996.
  • 4. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008.
  • 5. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20.02.1995.
  • 6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ» № 696 от 23.09.03.
  • 7. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004.
  • 8. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит: Учебное пособие. М.: Высшее образование, 2005.
  • 9. Кочинев Ю.Ю. Аудит. Теория и практика. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.


Источник: http://vuzlit.ru/240618/auditorskaya_tayna_suschnost_i_soderzhanie

Заключение

Таким образом, обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что владение информацией о конкуренте — один из наиболее действенных способов конкурентной борьбы на рынке. Необходимость решения проблемы утечки конфиденциальной информации связана с выживанием и успешным ведением бизнеса предприятия.

Усиливается конкуренция между предприятиями (фирмами). Зарубежный опыт показывает: кто не заботится о защите своей коммерческой тайны (секретов), тот теряет до 30% и более возможной выручки либо становится банкротом.

Коммерческая тайна — это производственная, научно-техническая, управленческая финансовая и иная документированная информация, используемая для достижения коммерческих целей (получение прибыли, предотвращение ущерба), которую предприниматель считает конфиденциальной.

К конфиденциальным сведениям относятся, прежде всего, идеи, изобретения, открытия, технологии, особенности коммерческой деятельности, позволяющие успешно конкурировать, прибыль фирмы и другое.

До сих пор остаются малоизученными вопросы правового регулирования использования и охраны коммерческой тайны как отдельного вида конфиденциальной информации, обладающего ее родовым признаком — конфиденциальностью и собственными видовыми признаками, о возможности привлечения работника к ответственности в форме возмещения убытков (а не ущерба) работодателю, причиненных разглашением или использованием его коммерческой тайны. Практически не поднимались в правовой литературе вопросы о возможности конкуренции между работником и работодателем по поводу использования работником коммерческой тайны, знаний умений и опыта, полученных во время работы, а также вопросы позитивной ответственности работников в отношении, полученной от работодателя коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации и др.

Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.

При формировании на предприятии концепции защиты документации, содержащей конфиденциальную информацию, необходимо, прежде всего, учесть рекомендации и общие правила организации комплексной системы защиты экономической безопасности предприятия.

В основе коммерческой тайны лежит фактическая монополия. Поэтому действенность правовой защиты интересов обладателя коммерческой тайны зависит от эффективности и полноты, принимаемых им мер по поддержанию секретности информации. В соответствии с прямым указанием закона, наличие таких мер является необходимым условием признания информации коммерческой тайной. Круг этих мер весьма разнообразен: от использования различных технических устройств, препятствующих несанкционированному получению секретных сведений, до заключения соглашений с детально разработанными условиями о конфиденциальности.

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность.

Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям.

В связи с этим эффективная защита информации предусматривает целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.

Принимая во внимание российскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями:

  • — законодательный;
  • — физическая защита — охрана, использование закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр.;
  • — организационный.
Читайте так же:  Акт инвентаризации недостача

На анализируемом предприятии в ООО «Спорттовары» используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа. коммерческий рыночный экономика

Разработка эффективных способов защиты коммерческой информации на предприятии позволяет избежать таких проблем как утечка конфиденциальной информации и соответственно исключить финансовые потери предприятия.

Источник: http://vuzlit.ru/1321593/zaklyuchenie

Коммерческая тайна

Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Отнесение информации к категории коммерческой тайны может диктоваться, прежде всего, необходимостью в защите экономических интересов предприятия в условиях рыночной конкуренции, особенно, если она будет носить недобросовестный характер.

Категории коммерческой тайны

На практике выделяют такие категории секретной информации, которые считаются коммерческой тайной:

Данные наивысшей степени секретности. К таким данным относится основная информация, которая содержит сведения о коммерческой деятельности компании. Разглашение такого рода информации является угрозой высокой степени для предприятия, что может привести к значительным убыткам компании.

Строго конфиденциальные сведения. К такой информации относятся данные о планах предприятия, носящие стратегический характер, включая перспективы развития компании т. д. Распространение такой информации имеет значительные последствия.

Конфиденциальная информация. К такой информации относятся данные, после распространения которых предприятие может понести убытки, которые сопоставимы с произведенными текущими расходами компании.

Сведения ограниченного доступа. К такой информации относятся данные о действующей структуре управления производственным процессом, содержание должностных инструкций сотрудников компании и т. д. Распространение такой информации может привести к незначительным негативным последствиям, что фактически никак не повлияет на коммерческую деятельность компании.

Открытая информация. К такой информации относятся сведения, разглашение которых не является опасным действием для коммерческой деятельности компании.

Режим коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности.

Регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну

В организационном плане работу по определению сведений, которые составляют коммерческую тайну, можно разделить на следующие три этапа.

На первом этапе будет необходимо издать приказ, устанавливающий порядок определения сведений, которые составляют коммерческую тайну.

В этом приказе следует указать следующую информацию:

состав постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;

категории персонала, которому предоставляется право предварительной классификации информации как коммерческая тайна (такими работниками могут быть: инженерно-технический специалист, научный сотрудник, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и т.п.);

Видео (кликните для воспроизведения).

порядок документирования работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну;

сроки подготовки перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну и его представление для утверждения руководством.

На втором этапе постоянно действующей комиссии должна проанализировать возможный ущерб от утечки выделенных на первом этапе сведений.

Третий этап сводится к формированию перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия, и вводу перечня в действие.

Введение режима сохранения коммерческой тайны

Для введения режима сохранения секретных данных необходимо:

разработать правила доступа и работы со сведениями;

определить ответственных за обеспечение безопасности данных;

разработать порядок учета сотрудников, имеющих разрешение применять секретные сведения;

выполнить маркировку носителей ценной информации с предостережением от несанкционированного доступа.

Меры предприятия по защите коммерческой тайны

При введении режима сохранения секретных данных предполагается применение следующих мер безопасности:

Составление перечня мер, которые должны применяться для сокрытия секретной информации.

Составление, утверждение и введение в действие документа «Положение о коммерческой тайне».

Обозначение круга сотрудников компании, которые будут иметь открытый доступ к секретной информации.

Внесение в трудовые договоры работников предприятия пункта об ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Выбор конкретных сотрудников, которые будут нести личную ответственность за сохранность ценной информации.

Подписание с работниками предприятия договора о неразглашении информации.

Нанесение на документы соответствующего грифа (пометки). Например, «Секретно» или «Коммерческая тайна».

Положение о коммерческой тайне

Положение о коммерческой тайне является внутренним документов юридического лица и может составляться в свободной форме.

Приведем примерное содержание положения:

общие положения (определение и цель составления документа);

права организации — владельца ноу-хау;

права и обязанности руководителя организации (в том числе его ответственность);

порядок отнесения сведений к коммерческой тайне (кто и как может пользоваться и контролировать использование ноу-хау);

коммерческая тайна (что может быть коммерческой тайной, а что — нет);

режим коммерческой тайны (утверждение перечня данных, не подлежащих огласке, а также определение целей, на достижение которых режим не может быть направлен);

охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений (обязанности руководителя по ознакомлению работников с режимом коммерческой тайны, обязанности работников и ответственность за разглашение тайны);

порядок предоставления коммерческой тайны (кому и на каких основаниях);

ответственность за разглашение коммерческой тайны с указанием порядка её вменения;

приложения к положению.

Примеры разглашения коммерческой тайны

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну, – это действие или бездействие, результатом которого информация, составляющая коммерческую тайну, принимающая любые возможные формы (устная, письменная, иная форма, в том числе с использованием технических средств) будет известна третьим лицам в отсутствие согласия обладателя на такую информацию либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Для того чтобы определить меру наказания для сотрудника компании за допущенное нарушение, следует определить каким образом произошло разглашение (утечка) секретной информации.

Отметим, что нарушитель может допустить разглашение секретной информации умышленно или неумышленно.

Рассмотрим основные виды разглашения засекреченной информации:

Предоставление свободного доступа к секретной информации.

Продажа секретных сведений прямым конкурентам компании.

Хищение секретных сведений для извлечения личной выгоды.

Взлом компьютерных баз данных.

Читайте так же:  Газпромбанк оформление кредита

Сбор конфиденциальных данных с использованием незаконных методов (например, несанкционированное проникновение в хранилище, где хранится секретная информация).

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, которая составляет коммерческую тайну, предусматривается ответственность:

Дисциплинарная ответственность. При наступлении такой ответственности применяются следующие меры наказания: выговор, увольнение или простое замечание;

Материальная ответственность. При наступлении такой ответственности сотрудник компании должен будет возместить убытки, которые были нанесены предприятию;

Административная ответственность. При наступлении такой ответственности предполагается наложение штрафа. Для сотрудников компании – 500-1000 рублей, для руководителей фирмы – 4000-5000 рублей;

Уголовная ответственность. Такая ответственность применяется в особо тяжелых ситуациях. При этом применяются следующие меры наказания: штраф – от 80 000 до 200 000 руб., принудительные работы, ограничение свободы до 7 лет.

Если разглашение информации было неумышленное, то в этом случае нарушитель привлекается к дисциплинарной, материальной или административной ответственности.

Если секретная информация была раскрыта умышленно и умысел был доказан, то в этом случае виновник привлекается к уголовной ответственности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник: http://www.audit-it.ru/terms/agreements/kommercheskaya_tayna.html

Аудиторская тайна

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о про­ведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный ауди­тор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры:

1) обязаны сохранять аудиторскую тайну;

2) не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения

и содержание документов без предварительного письменного согла­сия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятель­ности» и другими федеральными законами.

Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тай­ну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Феде­ральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими феде­ральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

При этом федеральный орган исполнительной власти, осуществ­ляющий функции по выработке государственной политики и норма­тивно-правовому регулированию в сфере аудиторской „ ‘ лельности и его работники, саморегулируемые организации аудиторов, их чле­ны и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в частности, при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских орга­низаций и индивидуальных аудиторов, обязаны обеспечить (сохра­нять) конфиденциальность таких сведений и документов.

В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организаци­ей, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным орга­ном, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лица­ми, получившими на основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, вправе по­требовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом установлена подп. «в» части первой ст. 81 Трудового ко­декса РФ, ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонару­шениях, ст. 183 Уго. явного кодекса РФ.

Вопросы для самопроверки

1. Какие ‘1± @ния предъявляются к лицам, допускаемым к сдаче экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора?

2. Перечи ите документы, которые должен представить претендент на получение квалификационного аттестата аудитора.

3. Приведите основания, по которым может быть аннулирован ква- лифика ионный аттестат аудитора.

4. Рассмотрите понятие «независимость аудиторов и аудиторских организаций».

5. Назовите основные принципы поведения, которые должен со­блюдать аудитор.

6. Приведите содержание принципа «конфиденциальность» в ауди­торской деятельности.

7. Дайте определение понятия «аудиторская тайна» и рассмотрите ее сущность.

Источник: http://all-sci.net/audit/auditorskaya-tayna-60377.html

Правовой режим коммерческой тайны и налоговая проверка

Бытует мнение о том, что для налоговой инспекции нет каких-либо недоступных документов. Налоговый орган может даже «ознакомиться» со сведениями, составляющими банковскую тайну. Так ли это на самом деле, мы попытаемся разобраться в этой статье.

Коммерческая тайна постепенно оформляется в виде гражданско-правового института. Согласно статье 3 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем.

Статья 5 закона № 98-ФЗ содержит значительный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Ранее перечень этих сведений был закреплен постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 (в ред. постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 731) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Эти два перечня принципиально отличаются друг от друга по своему содержанию. Законом № 98-ФЗ, в отличие от постановления № 35, прямо не запрещается включать в состав сведений, не составляющих коммерческую тайну, бухгалтерскую и налоговую отчетность, то есть «сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов», а также «документы об уплате налогов и обязательных платежах», сведения о заключенных договорах.

Несмотря на то что после принятия закона № 98-ФЗ постановление № 35 официально не отменялось, последнее, руководствуясь принципом верховенства закона, следует признать фактически недействующим. Подобная позиция ранее уже высказывалась аудиторами. Таким образом, вся хозяйственная деятельность предприятия может быть ограничена режимом коммерческой тайны.

Нет ноу-хау, нет и тайны.

Однако это утверждение не означает, что документация предприятия является абсолютно неприкосновенной в случае налоговой проверки. Так, пункт 11 статьи 5 закона № 98-ФЗ указывает, что лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Обратим внимание, что данное ограничение распространяется только на субъектов предпринимательской деятельности, хотя закон не связывает режим коммерческой тайны только с предпринимательством. По нашему мнению, такая тайна может быть и у некоммерческих структур, которые вправе, наряду с основной, вести предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и задач. Поэтому они также могут быть субъектами коммерческой тайны.

Читайте так же:  Добровольная оплата алиментов через бухгалтерию

Пункт 11 статьи 5 закона № 98-ФЗ направлен на раскрытие информации для неограниченного круга лиц, независимо от наличия у них властных полномочий.

Право государственных и муниципальных органов власти и управления на получение информации, составляющей коммерческую тайну, прямо закреплено в статье 6 закона № 98-ФЗ. В отношении запросов правоохранительных органов — этот случай особо оговорен в пункте 3 статьи 6 закона № 98-ФЗ — правовые нормы носят бланкетный характер, поскольку отсылают к соответствующему законодательству, в котором закрепляются права конкретного органа. Так, налоговые органы вправе получать информацию от налогоплательщика в силу прямого указания статьи 31 Налогового кодекса. Поэтому налоговые органы вправе требовать от предприятий представления налоговой и бухгалтерской документации безотносительно к тому, «охвачены» ли интересующие сведения режимом коммерческой тайны или нет. Иное положение вещей было бы нелогично и полностью бы блокировало возможность контроля государства за коммерческим сектором.

Также следует учитывать не только такое свойство коммерческой тайны, как неизвестность ее третьим лицам, но и обусловленность необходимости соблюдения режима секретности этих сведений возможностью получения прибыли в будущем и увеличения доходов (избежания неоправданных расходов) за счет ноу-хау. Представляется, что налоговая проверка при условии законного ее проведения сама по себе не может повлиять на возможность получения доходов при отсутствии этого ноу-хау. Кроме того, налоговые органы в целом и их сотрудники несут установленную законом ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

Альтернативный режим

Более строго закон защищает сведения, составляющие служебную тайну. Однако, нормы, регламентирующие оборот сведений, составляющих служебную тайну, разрознены и не объединены в режим, свойственный коммерческой тайне.

Тем не менее сведения, составляющие служебную тайну, в определенных случаях не могут быть истребованы в ходе рядовой проверки даже государственными органами, в том числе и налоговой инспекцией. Так, налоговые органы не вправе требовать представления соглашений об оказании юридической помощи и актов выполненных работ от адвокатов и адвокатских образований, поскольку профессиональную тайну составляет сам факт обращения к адвокату, включая имена доверителей — физических лиц или названия организаций, не говоря уже о содержании оказанной юридической помощи. Ссылки проверяющих на свои права, предусмотренные статьей 31 Налогового кодекса, будут являться неправомерными в силу запрета, предусмотренного пунктом 4 статьи 82 Кодекса. В некотором роде данные рассуждения могут быть применены и к представителям иных профессий, деятельность которых связана с охраной тайны частной жизни граждан — нотариусов, аудиторов и т. д. Однако известной судебной практики по таким делам нет.

В то же время существует хорошо отлаженная судебная практика по охране служебной тайны в банковской сфере. Например, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2007 г. № 09АП-6993/2007-АК были удовлетворены исковые требования банка о признании незаконным решения налогового органа о привлечении кредитной организации к налоговой ответственности в связи с отказом от представления запрашиваемой информации. Суд указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса банк обязан представлять инспекции ФНС только справки по счетам и операциям налогоплательщиков и не обязан предоставлять иные сведения.

Налоговый орган же, судя по содержанию его запроса, «нуждался» в информации не по исполнению договора банковского счета, а в иной — фискальной информации, охраняемой банковской тайной. Интересно, что при этом инспекция ссылалась на статью 87 Кодекса, в соответствии с которой она вправе истребовать документы у банка как третьего лица при проверке деятельности налогоплательщика.

Таким образом, эффективность режима коммерческой тайны при налоговой проверке может изменяться в зависимости от организационно-правовой формы компании и ее уставной деятельности.

Юрисконсульт Аудиторско-консалтинговой группы BKR-Интерком-Аудит Вячеслав Кискин:

— Необходимо отметить, что законодательство обязывает организации раскрывать информацию органам государственной власти по их запросу, в том числе относящуюся к коммерческой тайне (ст. 6 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Истребование информации и документов о деятельности налогоплательщика может происходить как в рамках налоговой проверки, так и при рассмотрении материалов налоговой проверки в случае назначения руководителем (заместителем руководителя) инспекции ФНС дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК).

Налоговый орган при наличии обоснованной необходимости может истребовать вне рамок проведения проверок информацию о конкретных сделках у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией о сделке (п. 2 ст. 93.1 НК).

Между тем рекомендуется обращать внимание на правильность составления запросов о предоставлении документов и информации, которые должны содержать четкий перечень запрашиваемых документов. Как показывает арбитражная практика, если в запросе не указано точное количество запрашиваемых документов, то привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 126 Налогового кодекса невозможно. Более того, если организация уверена, что часть документов представлять не обязана, то она может не выполнять требование инспекторов (ст. 21 НК).

В отдельных случаях на незаконность привлечения к ответственности по статье 129.1 Кодекса лиц за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений указывает арбитражная практика (см. постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2004 г. № КА-А40/6066-04).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/112375/

Аудиторское заключение коммерческая тайна
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here