Содержание
- 1 Актуальные проблемы современного этапа развития отечественной специальной психологии
- 2 Актуальные проблемы социально-психологического исследования подростков с делинквентным поведением и пути их преодоления
- 3 Профилактическая работа психолога
- 4 Краткий перечень психологических проблем: показания к применению метода
- 5 Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
- 6 Методы психопрофилактической работы.
Актуальные проблемы современного этапа развития отечественной специальной психологии
Мария Чечелева
Актуальные проблемы современного этапа развития отечественной специальной психологии
В настоящее время психология, как наука,занимает все более значимое место. Профессия психолог востребована практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Психологи работают не только в детских образовательных учреждениях и в области здравоохранения, но и в штате многих предприятий.
Не могу не сказать и про неоценимую помощь, которая оказывается специальными психологами семьям с детьми, которые имеют нарушения развития. Это всегда тяжелое испытание для родителей и близких родственников- рождение «особенного» малыша и многим без помощи специалистов не справиться. Такой ребенок требует особого и ежеминутного внимания и участия, а родители не в состоянии бывают ему это дать из-за надломленности собственной психики, нередки случаи депрессивного состояния или испытываемого чувства вины. Психологи помогают семье понять своего малыша, объясняют особенности его поведения, развития, каких-то особенности определенных действий или же их отсутствие. А главное, они вселяют в родителей надежду, что их вера, любовь и конечно постоянная деятельность с маленьким членом семьи могут сотворить чудо. Ведь мы до сих пор не знаем точно, на что способен организм человека, какие резервы в нем скрыты.
Педсовет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма,.
Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией. Компоненты интонации: • мелодика • логическое.
Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы Уважаемые коллеги! В апреле 2015 года приняла участие во всероссийской заочной научно-практической конференции «Современные тенденции в.
Педсовет «Проблемы выявления и развития детской одарённости в сельских дошкольных учреждениях» «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,.
Проблемы эмоционального развития в детском возрасте Упрямство — одно из ранних проявлении нарушения поведения. Сопротивление — это нечто иное. Упрямство (антивнушаемость) начинает развиваться.

Ретроспективный анализ проблемы развития речевой деятельности Изучение развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества связано с проблемой — увеличением количества детей.
Социальное партнерство — условие развития современного ДОУ (из опыта работы) СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО — УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОУ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В настоящее время социальное партнёрство в образовании рассматривается.
Актуальные проблемы социально-психологического исследования подростков с делинквентным поведением и пути их преодоления
Оценка личности подростка. Возрастные, интеллектуальные, социально-психологические, мотивационные черты личности подростков. Распределение значений уровней социальной адаптации подростков–правонарушителей. Феномен социальной желательности ответов.
Рубрика | Психология |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.07.2013 |
Размер файла | 16,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В практике работы с трудными подростками, в научных исследованиях, а также при диагностике состояний и свойств личности при психологической экспертизе обычно используются различные методы: наблюдение, беседа, естественный эксперимент, биографический анализ, изучение продуктов деятельности, тестирование, социометрия и т.д. Однако в большинстве случаев имеет место изолированное использование отдельных методов, т.е. переоценка одних и неоправданное игнорирование других, что нарушает требование комплексного подхода к изучению личности.
Часто единственным методом выступает наблюдение, которое, в силу присущих ему ограничений, не обеспечивает полноты и объективности в оценке личности подростка и не может служить достаточным обоснованием программы его коррекции в процессе перевоспитания. Не разработаны пути использования в практике работы с подростками естественного эксперимента.
Фактически полностью исключен из практики работы с трудными подростками лабораторный эксперимент, необходимый для точной диагностики психологических и психофизиологических свойств личности (особенно при обследовании акцентуированных и психопатических личностей, при необходимости определения типа нервной системы и т.д.). В практику вернулось психологическое тестирование, однако преимущественно в целях научных исследований и судебно-психологической экспертизы. Применение личностных и интеллектуальных тестов требует высокого профессионализма как в использовании, так и в интерпретации тестовых данных (так как тесты не обладают высокими прогностическими возможностями), а также сочетания тестовых обследований с другими методами психологического изучения личности, что фактически отсутствует в практике работы с трудными подростками. Результаты применения тестов зависят: от конкретного состояния подростка в момент обследования, обусловленного множеством объективных и субъективных факторов; от уровня развития подростка; от его отношения к экспериментатору и условий общения и т.п.
Зачастую не учитываются возрастные, интеллектуальные, социально-психологические, мотивационные черты личности подростков, применяются неадаптированные к этим особенностям тесты, что приводит к серьезным ошибкам в диагностике (например, в определении соответствия умственного развития возрасту, отнесение к категории дебильности и т.д.) и дискредитации психологического обследования в целом. Это становится особенно очевидным при неадекватной интерпретации результатов интеллектуального тестирования (по Векслеру, Бине-Симону и др.), приводящей к неразличению педагогической запущенности и природных дефектов, так как указанные и многие другие тесты базируются на концепции врожденности, биологической обусловленности психологических свойств личности (6,153).
Для получения полных, достоверных и практически значимых результатов психологического обследования трудных подростков необходимо как квалифицированное и методологически правильно обоснованное применение личностных и интеллектуальных тестов в отношении подростков, так и использование их в комплексе с другими методами. В частности, только сочетание адекватно подобранных тестов с анализом мотивационно-целевой, операционной структуры деятельности подростка и ее объективных результатов может обеспечить правильную оценку содержания и причин противоправного поведения.
Правильно подобранный и умело использованный комплекс методов изучения личности обеспечивает также создание полной и объективной психолого-педагогической характеристики подростка, которая становится не просто формальным документом, а подлинной программой индивидуального подхода и коррекции формирующейся личности. Такая характеристика должна включать: биографические сведения о подростке, содержание совершенных асоциальных поступков, оценку уровня интеллектуального развития (качеств мышления, речи, восприятия, памяти, внимания, воображения), эмоционально-волевой сферы, свойств темперамента и характера, направленности, способностей (общих и специальных), социальной роли подростка в структуре формальных и неформальных групп.
Все отмеченные психологические свойства подростка должны получить качественную оценку. Также следует дать оценку соотношения положительных и отрицательных проявлений и перспектив их дальнейшего изменения и развития. Без этого невозможно правильно определить степень педагогической запущенности и социальной деградации подростка, а также конкретные пути его перевоспитания (6, 154).
Следующей проблемой является то, что подростки, имеющие опыт столкновения с представителями закона в ситуации экспертизы дают социально-одобряемые ответы. Проблема социальной желательности ответов является одной из центральных при исследовании феномена девиантного поведения. В случае если специалист не учитывает данный аспект, приходится сталкиваться с тем фактом, что в заключении психолога отмечаются противоречивые характеристики правонарушителя. Соответственно, достоверность психологической экспертизы сводится к нулю.
В качестве примера приведем результаты исследования 116 делинквентных подростка с применением теста Розенцвейга и методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда (см. таблицу).
личность подросток социальный адаптация
Таблица 1. Распределение значений уровней социальной адаптации подростков — правонарушителей
Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00276085_0.html
Профилактическая работа психолога
С просветительской функцией социально-психологической службы тесно связана профилактическая деятельность. С. Кисарчук отмечает что можно считать профилактику одной из основных задач просветительского направления деятельности психологической службы [32, 260]. При этом профилактика осуществляется косвенно, выступает аспектом в достижении специфических целей психологической просвещения. В то же время во многих ситуациях деятельности практического психолога возникают потребности в специальной профилактической работе со своими характерными целями. В этих случаях есть все основания рассматривать профилактическую работу самостоятельным видом деятельности практического психолога.
Социально-психологическая профилактика — это система мероприятий, направленных на охрану психического здоровья; предупреждение неблагополучия в развитии человека, группы, общества; создание психологических условий, благоприятных для этого развития.
Важно, что профилактика как психологическая помощь клиенту предоставляется уже тогда, когда еще нет особых трудностей и осложнений в поведении, жизни и деятельности человека или группы людей. Как правило, на основе мониторинга социально-психологических изменений в жизни общества, отдельных его групп, особенностей и условий индивидуального развития человека прогнозируют те или иные осложнения и проводят предупредительную работу.
Итак, психопрофилактическая работа направлена не на решение актуальных психологических проблем, а на перспективу.
Важнейшими направлениями психопрофилактической работы, по З. Кисарчук, являются:
o профилактика стрессовых и постстресових состояний, связанных с природными и техническими катастрофами;
o предупреждения возникновения избыточного психологического напряжения в обществе, переживающем кризисные явления (экономические и политические кризисы, межэтнические, межконфессиональные конфликты и т.п.);
o психологическая поддержка наиболее уязвимых слоев населения (пенсионеры, инвалиды войны, труда, безработные и др.);
o работа по предупреждению распада семьи, семейных дисгармоний, отклонений в психическом развитии ребенка, связанные с семейными проблемами;
o профилактика нарушений в психическом и личностном развитии воспитанников детских домов и учеников школ-интернатов
o профилактика девиантного поведения молодежи (правонарушения, пьянство, наркомания, токсикомания) [34].
Эти направления реализуются всей системой социально-психологических и психологических служб. Профилактическая деятельность психологической службы в отдельных отраслей имеет свои особенности в нескольких направлениях.
Например, школьный психолог направляет профилактику, в первую очередь, на создание в школе благоприятных условий для развития личности ребенка в процессе его обучения и воспитания. Это может быть изучение адаптационных процессов, выявления одаренных учащихся и детей с задержкой психического развития, дифференциация и индивидуализация обучения, ранняя профилактика социальной и педагогической запущенности детей, создание благоприятного социально-психологического климата.
Профилактическая работа службы семьи направлена на предупреждение причин, которые приводят к распаду семьи, семейных дисгармоний, снижение качества семейного воспитания. Это и консультирование молодых семей и тех, кто вступает в брак; проведение работы с одинокими людьми для преодоления причин, которые мешают созданию семьи; просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и т.
Профилактическая работа служб профориентации и трудоустройства направлена на создание условий для предотвращения массовой безработицы, облегчение трудоустройства и тому подобное.
Основными формами психопрофилактической работы являются:
лекции, беседы, семинары, тренинговые занятия, «телефон доверия», «почта доверия», психолого-педагогические консилиумы, индивидуальное и групповое консультирование, анкетирование, выпуск информационных бюллетеней, справочников для молодежи и тому подобное.
Таким образом, конкретная психопрофилактическая работа социально-психологической службы в той или иной сфере базируется на:
-прогнозирование возможных осложнений в жизни или поведении определенного контингента, который является основным объектом деятельности службы;
— Определении социально-психологических условий, при которых эти осложнения можно предотвратить или смягчить их переживания;
— Разработке системы мер, обеспечивающих эти условия, с привлечением к их осуществлению всех заинтересованных сторон.
Источник: http://studbooks.net/22965/psihologiya/profilakticheskaya_rabota_psihologa
Краткий перечень психологических проблем: показания к применению метода
Что же мы подразумеваем под психологическими проблемами в нашем практически-ориентированном изложении? В первую очередь это проблемы внутреннего порядка, связанные с особенностями личности человека. Быть может, вы раньше не задумывались о том, что во многих случаях мы добровольно вешаем себе на шею тяжелый камень и самостоятельно связываем себя по рукам и ногам (даже собираясь на пляж), сами собираем трудности, хлопоты и неприятности на свою голову. И большинство наших проблем созревают внутри нас, в тайниках мозга, в глубинах души; все же остальное, внешнее является только поводом для того, чтобы скрытые до сего времени проблемы наглядно проявились. Появление проблемы (точнее, ее «всплывание», или внешняя манифестация) может быть вызвано внешними обстоятельствами, конкретной жизненной ситуацией, но ее корни уходят вглубь индивидуальной психологии. Ее центр тяжести лежит в подсознании человека, в области детских воспоминаний, прошлых обид и негативного опыта, а также ограничивающих стереотипов мышления и поведения, которые человек усваивал в детстве путем подражания и послушания (простой пример: вредные привычки взрослых в глазах ребенка становятся атрибутами «взрослости», самостоятельности). Перечислим хотя бы некоторые из подобных проблем:
· Неуверенность в себе, в своих силах (сомнения, негативные ожидания, внутренние противоречия). Это, пожалуй, основной ограничивающий фактор, мешающий человеку и начать по-настоящему значительное дело, сделать первый шаг, и довести свои начинания до победного финала. Наличие внутренних противоречий, зачастую разрастающихся до настоящего внутреннего конфликта, как мы увидим в дальнейшем, связано с существованием противостоящих друг другу автономных частей личности. И если одна из них выступает как «рабочая лошадь», впряженная в ярмо повседневности, тянущая на себе весь ворох забот и суеты, спотыкаясь от усталости, но двигаясь вперед за миражом успеха, вот уже вроде бы замаячившим за ближайшим поворотом, то другая активно ей противодействует, не брезгуя никакими средствами, от саботажа до диверсии, направленных. на собственный организм.
· Неумение «подать» себя в общении, «закомплексованность» (это понятие скорее обиходное, в его основе, как правило, лежит недовольство собой, образом своего «Я», недостаточное самоуважение). Как утверждают приверженцы направления духовного совершенствования «нью эйдж», одна из основных проблем человека в современном обществе — недостаток. любви к самому себе.
· Излишняя эмоциональность, приводящая к бурным вспышкам эмоций, порой с драматическими последствиями. Зачастую это связано просто с неумением контролировать эмоции, отсутствием необходимых навыков, которым можно научиться. Повторяющиеся травматичные воспоминания о пережитых стрессах, отравляющие жизнь и нарушающие самочувствие, — посттравматические стрессовые расстройства. Постоянная или свободно плавающая тревожность, порой приступообразно усиливающаяся — панические атаки. Навязчивые страхи, самым распространенным из которых является страх смерти (на самом деле он представляет собой подавленные воспоминания о травме рождения). Иные навязчивые мысли, действия, невозможность «держать себя в руках». Беспричинное, немотивированное снижение работоспособности, сопровождающееся снижением общего тонуса (астенические состояния и синдром хронической усталости). «Психологическая часть» многих проблем со здоровьем, обусловленных стрессом (психосоматических заболеваний).
· Важно отметить, что для решения проблемы роста психосоматических заболеваний, наблюдающегося в последнее десятилетие, необходим системный подход к проблеме здоровья. Напомним, что здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения — не что иное, как состояние полного физического, психического и социального благополучия. К этому необходимо добавить еще и высший уровень — благополучие духовное. Так выстраивается «пирамида здоровья», соответствующая пирамиде человеческих потребностей (по А. Маслоу) — от низших к высшим. Поэтому обеспечение полноценного здоровья должно в обязательном порядке учитывать и его психолого-духовные аспекты. В этой связи немаловажно отметить, что, по мнению авторитетных специалистов в области холистической медицины (Л. Дуль), современная медицина вступила в период глубоких перемен, она быстро усваивает концепции из смежных областей. И, пожалуй, главным направлением ее развития является именно продвижение к «медицине духа и тела», или психологической медицине (Коллиндж У., 1997).
· Стойко пониженное настроение, потеря интереса к жизни, иными словами — депрессия (частой причиной которой служит назревающий конфликт между сознанием и подсознанием). Как мы убедимся в дальнейшем, зачастую это всего лишь негативные мысли, которые можно отбросить, как и все остальные, мешающие самореализации человека.
Другой взгляд на психологические проблемы предлагают экзистенциальная психология и психотерапия, с точки зрения которых все проблемы человека сводятся к четырем основным: страх смерти, бегство от свободы (от ответственности и необходимости делать выбор), одиночество и отсутствие смысла жизни. При этом, как подчеркивает И. Ялом (1999), «тревога смерти значительно повышается неудачей жизни». Таким образом она превращается в глубинный источник множества психологических проблем, на первый взгляд, казалось бы, не имеющих прямой связи с ней. Попытка защититься от страха смерти приводит к формированию стратегий его отрицания — убеждению в собственной исключительности и бессмертии либо поиску защитника/спасителя. Бегство от свободы лежит в основе инфантильного ухода от ответственности, перекладывания ее на других, неумения сделать выбор (принять решение) и тем самым избегания чувства вины за собственные ошибки. С этим же связаны вытеснение человеком своих желаний и, соответственно, подавление эмоций. При этом страх смерти является основной, фундаментальной проблемой человеческого бытия, из которой вытекают все остальные.
С точки же зрения трансперсональной психологии (холотропной парадигмы, развиваемой С. Грофом) в основе страха смерти лежит бессознательное желание человека избежать неопределенности, связанной с вытесняемыми воспоминаниями о собственном рождении («травма рождения» по О. Ранку). Отсюда и описанные ранее поиск человеком «бессмертия» как беспроблемного существования, нежелание расти и стареть как стремление вернуться к внутриутробному состоянию (1 перинатальная матрица) или поиск «спасителя» как «высшего» существа, берущего на себя заботу о беспомощном новорожденном ребенке (ИV перинатальная матрица).
Профилактика стресса и освоение практических навыков психологической саморегуляции приносят большую помощь и при решении проблем профессионально-личностных отношений. Иными словами, везде, где возникает источник стресса или длительной психологической напряженности: как в отношениях между сотрудниками и клиентами, так и среди сотрудников (западные психологи называют проблемы взаимоотношений человека с коллективом термином «моббинг»), а также в отношениях начальник — подчиненный («боссинг»). Владение приемами саморегуляции необходимо человеку и для формирования и укрепления навыков лидерства.
Еще один аспект обсуждаемой проблемы связан с личностно социальным развитием. Типичная ситуация: у человека все вроде бы в порядке, в жизни ему спокойно и комфортно, но вот незадача — при попытке выйти за пределы привычных обжитых рамок, добиться большего, чтобы перейти на качественно иной уровень достижений, что-то как будто мешает, сводя на нет все усилия и подрывая уверенность в успехе. То обстоятельства никак не складываются нужным образом, то внезапные болезни расстраивают планы в самый неподходящий момент. На самом же деле в основе неуспеха лежит внутренняя неготовность к переменам.
Показано, что любые изменения жизни, включая позитивные, требуют психологических жертв и повышают риск расстройства здоровья (Холмс Т.Х., Рейх Р.; цит. по А. Тоффлеру, 1997). Поэтому планирование и осуществление реальных жизненных изменений требуют соответственного внутреннего настроя, психологической готовности.
Наконец, для любого человека, даже не имеющего на сегодняшний день актуальных психологических проблем, безусловно важна профилактика их возникновения в будущем, связанная с личностным ростом, достижению которого также способствуют навыки психологической саморегуляции.
Краткий перечень составляющих личностного роста (по И. Ялому, 1999; с дополнениями) охватывает:
1) изменение жизненных приоритетов, повышение значимости главных жизненных целей и снижение актуальности мелких рутинных, житейски-бытовых проблем;
2) достижение чувства освобожденное™, способность производить осознанный выбор, не делая то, что не хочется делать (и наоборот);
3) обостренное переживание жизни в настоящем вместо откладывания ее на потом;
4) переживание единства с природой;
5) более глубокий контакт с близкими людьми;
6) улучшение способности общения, снижениемежличностной напряженности и страха одиночества;
7) выработка осознанного отношения к риску, переход к жизненному сценарию «удачника» (по В.В. Макарову, 2000); более ясное осознание своих жизненных целей и более полное использование собственных потенциальных (подсознательных) ресурсов.
Все описанное выше — область приложения классической научной психологии. По мнению же психологов, работа которых протекает в русле духовно-эзотерической традиции, любая жизненная проблема, любая неуспешность человека в жизни является, по сути, проблемой психологической. С этой точки зрения каждый человек — кузнец собственного несчастья, которое он создает собственными руками из-за незнания или непонимания духовных принципов и психологических законов, главным образом своего места в жизни («изначального намерения» по Дж. Редфилду), своих отношений с окружающими и обязанностей по отношению к ним. Его положение напоминает неудачливого студента, которому вновь и вновь приходится пересдавать «заваленный» экзамен, пока он не дотянет до спасительной троечки. Так же и человека, несущего в себе нерешенную судьбоносную («кармическую») проблему, судьба вынуждает вновь и вновь проходить одинаковые испытания, бежать по замкнутому кругу, в котором он оказывается, до тех пор, пока не сделает для себя надлежащие выводы. Когда же меняется сам человек, когда проблема его разрешается изнутри, на психологическом уровне, тогда она находит и внешнее разрешение в окружающей его жизни.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник: http://cyberpedia.su/2x2b30.html
Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Психопрофилактика в деятельности практического психолога.
Цели лекции:
1) формирование у студентов знаний о сущности и роли психологической профилактики в деятельности практического психолога;
2) уточнение и расширение представлений студентов об особенностях организации психопрофилактической работы практикующим психологом;
3) формирование знаний о специфике применения тех или иных форм организации профилактической деятельности.
Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
Особенности организации психопрофилактической работы психолога.
Основные формы проведения психопрофилактической деятельности психолога посредством психопросвещения, специфика их использования.
Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
Психопрофилактика в деятельности психолога занимает существенное место, поскольку любую проблему значительно проще и легче предупредить, чем заниматься ее решением и преодолением ее последствий.
Психологическая профилактика – это превентивная деятельность психолога по предотвращению нарушений в психическом и личностном развитии индивидов, их поведении, межличностных отношениях и общении.
Психопрофилактическая работа тесно связана с такими направлениями деятельности практического психолога, как облегчение адаптации, психогигиена, обеспечение оптимальных условий трудовой деятельности, преодоление трудных жизненных ситуаций, которые при оставлении их без внимания могут повлечь появление серьезных психологических проблем и существенно нарушить психическое здоровье индивида. Она имеет тесную связь с видами деятельности психолога-практика: психологическим просвещением, психологическим консультированием, психодиагностикой и психологической коррекционно-развивающей работой. В практической работе психолога эти виды деятельности не имеют четкого размежевания, они взаимодополняют друг друга.
Доминирующее место психопрофилактической деятельности в практической работе психологов объясняется ситуацией, наблюдаемой в современном обществе. Сложность современной обстановки в социуме заключается в смещении одних ценностей и подменой их другими, в изменении стиля жизни людей, в трансформации содержания ролевого поведения и переадресации решения основных функций, предписанных половой ролью представителям другого пола, что порождает неразбериху в сознании граждан и негативно сказывается на детях и подростках, затрудняет гармоничное построение жизни взрослыми, препятствует полноценной социализации любого индивида. Именно этими особенностями и обусловлен перенос акцентов в деятельности психологов на осуществление превентивных мероприятий. Поэтому современные психологи в качестве задач, требующих первоочередного решения, ставят перед собой следующие:
1) сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей;
2) восстановление и упрочение здоровья взрослых;
3) воспитание духовно здоровой личности.
Приоритетность этих задач возросла по сравнению с теми, которые ранее занимали ведущие позиции, и потеснила их. До этого главной задачей психопрофилактики являлась – содействие психическому и личностному развитию подрастающего поколения.
Актуальная ситуация в обществе показывает, что психопрофилактика сейчас востребована больше чем когда-либо. Это опосредованно не только выше указанными причинами, но и связано с нестабильностью в социально-экономической, социально-политической, культурной сфере общества. Одним из средств улучшения общей обстановки является повышение психологической и нравственной культуры граждан. Хотя массовое сознание еще не готово к тому, чтобы проявлять активность в этом направлении, принимая психологическую помощь, решение этой задачи жизненно необходимо и требует оперативности осуществления нужных мер в этом направлении.
Для качественной реализации такой глобальной цели следует организовать психопрофилактическую работу таким образом, чтобы она охватывала все сферы жизнедеятельности индивида:
— личную и семейно-бытовую (предполагается оказание помощи и поддержки в решении проблем интимного характера, помощь в создании крепкой семьи и содействие в процессе воспитания детей);
— профессиональную (предусматривается оказание помощи не только в профессиональном самоопределении, но обеспечение условий для полной самореализации способностей в труде);
— социальную (оказание психологической поддержки в формировании круга общения, что требует развития коммуникативных умений и навыков, развития культуры общения и оформления индивидуального стиля общения, вплоть до – содействия в развитии организаторских и лидерских способностей);
— индивидуальную (предполагается оказание помощи и поддержки в решении индивидуально-личностных проблем, связанных с недостаточным развитием способностей, неправильно выбранными ориентирами, не позволяющими индивиду благоприятно чувствовать себя в социуме).
Профилактическая работа при реализации вышеперечисленных задач должна быть организована таким образом, чтобы охватывать всех лиц, имеющих отношение к индивидууму, его личной, семейно-бытовой и профессионально-деловой жизни.
Профилактическая работа, предусматривающая такую стратегию в решении глобальных общечеловеческих проблем, должна быть направлена на реализацию целей:
— обеспечение успешности процесса социализации и адаптации индивида к условиям жизни;
— улучшение психического здоровья каждого отдельно взятого человека;
— улучшение психологического климата группы, коллектива, в которые включен индивид;
— воспитание гуманных взаимоотношений и коммуникативной культуры людей;
— предупреждение конфликтов и обучение навыкам продуктивного управления конфликтными ситуациями;
— нейтрализация или исключение психотравмирующих ситуаций;
— воспитание у людей личностных качеств, обеспечивающих повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к неблагоприятным экзогенным факторам, формирование навыков по упрочению тенденции к самосохранению;
— предупреждение нервно-психических расстройств;
— воспитание поведенческой культуры, упреждающей вовлечение в кризисные и разрушающие ситуации;
— предотвращение деформаций в личностном развитии.
Обобщая сущность выше указанных задач, следует отметить, что главное целевое назначение психопрофилактики – это повышение психологической культуры и психологического самосознания у членов общества.
Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 2127 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: http://helpiks.org/6-29949.html
Методы психопрофилактической работы.
Методы психопрофилактической работы — психологические средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени на когнитивные, эмоциональные, или поведенческие аспекты, и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между теми, кто нуждается в помощи и тем, кто эту помощь оказывает. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка, межличностные отношения как фактор влияния или воздействия.
Беседакак метод психопрофилактической работы представляет собой динамический процесс, имеющий собственные психологические закономерности и механизмы развития, включающий в себя определенные этапы межличностного взаимодействия.
На первом этапе беседы происходит установление психологического контакта с клиентом. На этом этапе основной задачей консультанта является формирование психологически комфортной доверительной атмосферы межличностного взаимодействия. Атмосфера принятия и доверия создает у клиента ощущение безопасного, которое является необходимым условием эффективного партнерского сотрудничества и взаимопонимания. Начало межличностного взаимодействия «психолог-клиент» требует создания у клиента некоторой рациональной основы для последующего взаимодействия, что предполагает объяснение консультантом возможностей консультативного процесса в решении проблем клиента. В самом начале беседы «максимальное внимание следует уделять развитию взаимопонимания с клиентом.
Второй этап проведения беседы обозначается как выделение проблемы и заключается в первичном сборе информации, касающейся всей возможной психологической проблематики клиента. Задача психолога в данной фазе беседы — выделить наиболее значимые, ключевые психологические проблемы, тесно связанные с его личностной структурой, с фундаментальными и постоянными личностными свойствами.
На данном этапе психолог решает три основные задачи:
· выслушивает изложение проблемы клиентом;
· помогает клиенту ясно и четко сформулировать наиболее актуальную проблему;
· помогает определить конкретную задачу взаимодействия психолога и клиента.
Третий этап беседы посвящается исследованию психологического мира клиента, доминирующих психологических свойств, сильных и слабых сторон его личности, ценностей и жизненных целей.
Четвертый этап беседы психолога с клиентом призван формировать весь диапазон возможных решений актуальной психологической проблемы клиента, включая и варианты, не представляющиеся ему в данный момент предпочтительными. Для того чтобы найденное решение психологической проблемы клиента оказало на него реальное позитивное воздействие, заставив предпринять определенные действия, активно изменяющие всю жизненную ситуацию, чтобы найденное решение приняло облик реальности, клиенту необходимо увидеть данное решение в перспективе всех возможных вариантов поведения.
Таким образом, цель этого этапа беседы — повернуть клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию. Новые стратегии могут исходить как от самого клиента, так и от творческого Я консультанта, облегчающего клиенту выработку альтернативных вариантов и линий поведения.
Последний, пятый этап беседы заключается в осуществлении перехода от обучения к действию, от приобретения и ассимиляции в собственную структуру знаний, необходимых для изменения, к реальному действию. Консультанту следует уделить особое внимание выводам: он должен убедиться, что приобретенное клиентом в ходе беседы не будет утрачено. Для этого важно, включив в структуру актуального психологического существования клиента, приобретенные в ходе работы знания и выводы, логически выведенные и обоснованные в процессе совместного с клиентом анализа его психологической проблематики, стимулировать, активизировать, мотивировать самостоятельную активность клиента. Задача консультанта на данном этапе — «запуск» программы изменений, намеченных вместе с клиентом.
Тренировка. В психопрофилактических целях часто используются разнообразные упражнения. Они могут вписываться в рамки разных психотерапевтических школ, могут быть систематизированы в цельный психологический практикум — это не уменьшает их важности. Главное, чтобы их выполнение приносило клиенту ощутимую пользу в работе над собой.
Одним их простых и важных повседневных упражнений считается ведение «рабочей тетради». Это необходимо для того, чтобы процесс самоанализа и самосовершенствования был четким и эффективным. Многие интересные идеи и самонаблюдения без записей забываются. Записи приучают четко формулировать свои мысли, а значит, лучше анализировать свои состояния. Вдумчивое ведение записей и их последующий анализ помогает отделить главное от второстепенного. Более того, описывая и анализируя свои состояния, человек, как бы вновь проживает их и легко прогнозирует дальнейшее развитие событий. А это значит, что он может спланировать собственное поведение в конкретных ситуациях для достижения определенных целей.
Межличностные отношения как фактор влияния или воздействия. Реализация этого метода наиболее наглядно видна в групповой терапии. Работа ведется несколько дней, причем первые часы работы таких групп нарочито являются неорганизованными, чтобы было видно, кто, что из себя представляет, каковы особенности его общения с другими людьми. В ходе этой подготовительной работы психолог видит особенности каждого из своих клиентов и его потенциал, который он раскрывает в ходе дальнейшей индивидуальной и групповой работы.
Таким образом, методы психопрофилактической работы зачастую сводятся к консультативным беседам и тренингам, помогающие человеку раскрыться и осознать свое подлинное «Я».
Психопрофилактическая работа в образовательном учреждении.
Психопрофилактическая работа — мало разработанный вид деятельности школьного психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к школьной психологической службе. О психологической профилактике говорят в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся, по созданию психологических условии, максимально благоприятных для этого развития.
В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можно сказать, что здесь наблюдается самозапросв чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания школьников. Здесь он хозяин положения.
Таким образом, психопрофилактика – это целенаправленная профилактическая работа по созданию стабильного психологического климата; предупреждению негативных явлений в личностном развитии ребёнка; по формированию у детей и педагогов потребности в повышении уровня психологических знаний, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии интеллекта и личности. Содержание психопрофилактической работы психолога состоит в следующем:
1. Психологи следят за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе. Так, например, они ведут работу по предупреждению психологической перегрузки школьников, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, с напряжением, вызванным у некоторых детей неуверенностью в своих знаниях, боязнью контрольных работ, вызова к доске и прочее. Многие учащиеся испытывают учебные перегрузки, обусловленные, прежде всего, психологическими причинами: недостаточно сформированы интеллектуальные и учебные умения и навыки, отсутствует положительная учебная мотивация, не развита познавательная активность, у многих учащихся выявлена неадекватная самооценка, обуславливающая неуверенность в своих силах, повышенную тревожность и пр. Предупредить все эти нежелательные явления можно только тогда, когда с самого начала школьного обучения будут четко соблюдаться определенные психологические условия.
2. Одно из центральных условий психического развития — благоприятный психологический климат в школе. Психолог оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе, способствует улучшению форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой.
Постоянное доверительное общение со взрослым является одной из важнейших предпосылокформирования устойчивой и высокой психологической готовности к оптимальному социальному действию. Если взрослый (учитель, родитель) эмоционально принят ребенком, подростком или старшеклассником, то они ценят то, во что верит взрослый, и наоборот.
3. В функции психолога образовательного учреждения входит анализ планов воспитательной работы в различных возрастных группах.
4. Большое внимание психолог должен уделять предупреждению возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Переходные возрастные периоды — очень ответственные этапы возрастного развития. К началу нового периода у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода. Л. С. Выготский считал, что на этих этапах ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности. Так, например, своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении. При этом психолог обязательно обращает внимание не только на формальную готовность к школьному обучению (умеет читать, считать, знает что-то наизусть, умеет ответить на вопросы и пр.).
Особое внимание следует обратить на психологические особенности ребёнка, отношение к поступлению в школу, наличие опыта общения со сверстниками, уровень развития познавательной активности особенности его мотивационной и эмоционально-волевой готовности к обучению в школе. На то, насколько уверенно чувствует он себя в ситуации беседы с незнакомым взрослым, и др. По результатам обследования психологом совместно с учителем разрабатывается программа индивидуального подхода к работе с детьми с первых дней их пребывания в школе.
Не менее важные вопросы встают и на других возрастных этапах. К ним относится этап перехода учащихся из начальной школы в среднее звено, когда ребенок от одного учителя попадает сразу ко многим, каждый из которых предъявляет ему особые требования. В средней школе усложняется содержание учебных предметов, и существенно меняются методы их преподавания, становится необходимой большая самостоятельность, возрастает значение отношений со сверстниками и др.
Свои проблемы возникают и в работе с учащимися, когда перед ними остро встают сложные проблемы жизненного самоопределения.
Все критические точки школьному психологу приходится постоянно держать в центре своего внимания, именно на них направлена основная психопрофилактическая работа. Психологу важно привлечь к решению проблем и, главное, к их предупреждению педагогический коллектив школы и родителей учащихся.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://cyberpedia.su/4x7f14.html
Юрист с рабочим стажем более 28 лет.